logo
ГОСЫ - 2010

Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни1. В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокуп­ность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жиз­ни. Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социаль­но-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адапта­ции и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба — система государственных и негосу­дарственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб:

функция социальной помощи — выявление и учет семей и от­дельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание се­мьям условий для самостоятельного обеспечения своего благопо­лучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуж­дающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспи­тания; организация временного вынужденного пребывания ре­бенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в дет­ское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования — консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, роди­тельский медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации — социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограничен­ными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд — предоставление клиенту информации, необ­ходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распро­странение среди населения медико-психологических, педагоги­ческих и иных знаний; изучение потребностей клиентов и соци­альных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов — участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

В рамках Министерства труда и социального развития действу­ет более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабили­тационных учреждений для несовершеннолетних, ориентирован­ных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территори­альные центры социальной помощи семье и детям, центры пси­хологической помощи, центры комплексной социальной помо­щи, социальные приюты и др.

Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов, служб является выделение в их организационной структуре отде­лов социально-педагогического, социально-правового профиля. В штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных педагогов, социальных работников, специализирующихся на ра­боте с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства. При­ведем несколько примеров.

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социаль­ного развития) начинали действовать центры помощи детям, ос­тавшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют

социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родите­лей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают уст­ройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния. В структуру центров помощи детям, оставшимся без попече­ния родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая:

- обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, на­ходящихся в центре;

- совместно со специалистами по охране детства на местах го­товит личные дела детей для определения их на дальнейшее вос­питание;

- совместно с работниками приемно-диагностического отде­ления ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновите­лей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для даль­нейшего воспитания;

- готовит материалы для предоставления на психолого-меди­ко-педагогическую комиссию центра;

- оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;

- выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из числа находящихся в государственных учреждениях, осуществля­ет работу по подбору им усыновителей;

- проводит консультации для администрации и педагогов дет­ских государственных учреждений по вопросам охраны детства;

- ведет среди населения пропаганду различных форм воспита­ния детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учи­тывает лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечива­ет правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усы­новителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

- создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновле­нию, опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и опера­тивное использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр со­циальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, свое­временной и квалифицированной социальной помощи различ­ных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социаль­ной поддержке. Цель деятельности центра — способствовать ре­ализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благопо­лучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных от­ношений.

Задачи центра корректируются в зависимости от социально-демографической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной помо­щи и услуг и других факторов. Основными задачами центра яв­ляются:

- выявление совместно с государственными и неправитель­ственными организациями (органами и учреждениями образова­ния, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ас­социациями многодетных, неполных семей, родителей детей-ин­валидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в соци­альной помощи;

- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждаю­щихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовер­шеннолетних, защите их прав;

- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

- привлечение различных государственных и неправительствен­ных организаций к решению вопросов социального обслужива­ния семей и детей.

Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по телефо­ну, а также направить письменное заявление или просьбу. Допус­кается анонимное обращение для получения отдельных видов помощи. Общение между клиентами и сотрудниками центра мо­жет происходить и вне центра. По приглашению семей сотрудни­ки центра могут обслуживать клиентов на дому.

Структурные подразделения центра: отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение социально-экономической помощи; отделение медико-социальной помощи; отделение психолого-педагогической помощи; от­деление профилактики безнадзорности детей и подростков и др.

Еще одним широко распространенным типом учреждений со­циальной защиты детства является социальный приют.

Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жиз­неустройство.

Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:

- обеспечить временное проживание детей и подростков в нор­мальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного пита­ния, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, долж­ного ухода и гигиены;

- предоставить возможность посещать учебное заведение, обу­чаться по индивидуальной программе либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатно­го учреждения, на период пребывания в приюте;

- оказать психологическую, психокоррекционную и иную по­мощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содейство­вать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяю­щим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействовать в определении дальнейшей судьбы несовер­шеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (по­мощь в устройстве на постоянное место жительства, возвраще­ние в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоуст­ройство подростков, нуждающихся в этом).

Структура приюта определяется с учетом задач, возможно­стей, наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по основным направлениям работы (приемное, стационарное отде­ления, отдел социально-правовой службы и т.п.), а также под­разделения внутри отделов.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

- собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости — со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);

- собирает и ведет документацию на каждого ребенка;

- анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возмож­ности для социализации ребенка и его устройства;

- устанавливает контакты и поддерживает связи с другими уч­реждениями, занимающимися оказанием помощи детям из не­благополучных семей;

- готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором и другими сотрудниками);

- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, професси­ональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);

- помогает директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;

- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте;

- берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае от­сутствия его в штатном расписании приюта.