logo
ГОСЫ - 2010

Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.

Определяющим компонентом педагогического процесса является цель как идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, конкретизируется в определенных историчес­ких условиях. Всестороннее гармоническое развитие личности мы рассматриваем в качестве идеала. Однако, трезво под­ходя к реальности цели, в качестве базисной мы выдвигаем разно­стороннее развитие личности, которая уточняется и конкре­тизируется в общей задаче коллектива образовательного учреждения. При этом она направлена на целостность личности, достигаемую через реализацию функций цело­стного педагогического процесса .

Исходя из общей цели воспитания и обучения и общей задачи коллектива образовательного учреждения, педагог выдвигает конкретную задачу, на постановку ко­торой влияет личность или коллектив через уровень воспитанности (образования, развития) и среда через микросреду. Именно с выдвижения этой конкретной задачи начинается цикл-импульс педагогического процесса.

За выдвижением задачи следует соответствующая деятельность педагога, которая строится (в соответствии с ситуацией) как прямые, косвенные, непосредственные, опосредованные влияния, при помощи разнообразных форм, средств, методов. Деятельность педагога направлена непосредственно на личность учащегося (воспитуемого), на деятельность личности, организуя деятельность воспитуемого, на отношения и общение, на обстоятельства и условия, на организацию жизни в целом.

Все и каждое влияние в отдельности проходит через внутрен­ний мир личности (ВМЛ), где происходит определенная борьба ста­рых стереотипов с новыми влияниями педагога. Дело в том, что современный ребенок, подверженный хаотичным влияниям среды, часто не понимает добрых и важных по отношению к нему намере­ний, влияний взрослого, рассматривает их как посягательство на его свободу и независимость, на его сегодняшние интересы, радос­ти. Только при совпадении (достигается при умелом воздействии педагога) цели, задач, смысла и ценностей жизни взрослого и ре­бенка происходит реакция воспитуемого на действия педагога: фор­мируется цель (задачи) его собственной деятельности. Цель, определенные мотивы порождают (возбуждают) действие. В деятельности происходит развитие личности, по действи­ям воспитуемого мы судим о степени реализации поставленной конкретной задачи. В каждом случае несоответствия ожидаемым результатам педагог устанавливает причины отклонения и вносит коррективы в свою деятельность, создает условия для деятельнос­ти ребенка, чтобы получить необходимый результат. Главное при этом — духовная общность учителя и ученика (воспитателя и вос­питанника, взрослого и ребенка), "при которой забывается, что пе­дагог— руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло... Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках".

Множество циклов-импульсов, организуемых в педаго­гическом процессе на основе взаимного уважения, взаимной тре­бовательности, взаимной ответственности, приводит к реализации ЦЕЛИ.

Учитывая большую сложность и многосторонность явлений целостного педагогического процесса, трудность определения устой­чивых связей, зависимостей, отношений между ними, мы придер­живаемся мнения, что в педагогике целесообразнее употреблять термин "закономерность", а не "закон", хотя в истории педагогики, в отечественной современной науке этот вопрос остается открытым. Я. А. Коменский широко использовал в своих произведениях термин "закон". Он писал: "Правильно обнаруженные общие поня­тия дадут нам общие и прочные законы разумного обучения, которые необходимо соблюдать всегда и всюду; кроме того, частные знания дадут нам, в свою очередь, законы частные, которые необходимо со­блюдать только в некоторых случаях". (Коменский Я. А.)

А. Дистервег также использовал термин "закон" в рассмот­рении педагогических явлений: "Обучение должно быть согласо­вано с человеческой природой и законами ее развития. Это — главный, высший закон всякого обучения".

Современные отечественные исследователи также пытаются формировать педагогические законы: например, В. П. Беспалько предлагает "Закон сохранения в дидактике"; С. Р. Репин — "Закон предельного развития"; Г. И. Рябов — "Закон эффективности обу­чения"; Б. Т. Лихачев формулирует целый ряд законов.

Однако большинство педагогов в разные времена использова­ли и используют термин "закономерность", под которым понимаются связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

Среди основных закономерностей целостного педагогического процесса мы выделяем следующие:

1.Педагогический процесс носит целенаправленный, двусторонний, целостный характер.

  1. Процесс образования, развития и формирования личности невозможен без ее активной деятельности.

  2. Развитие компонентов, характеризующих личность, взаимосвязано и взаимообусловлено. В реальном процессе формирования личности эти компоненты выступают в самых различных комбинациях.

  3. Компоненты педагогического процесса не равнозначны по отношению друг к другу, существуют их определенная соподчиненность, взаимосвязь и взаимообусловленность; проникая друг в друга в самых различных комбинациях, они составляют единый педагогический процесс.

5. Педагогический процесс протекает импульсивно, некоторы­ми дозами, которые представляют собой определенные ограничен­ные содержанием и временем циклы, педагогический процесс дис­кретен и длителен во времени функционирования.

Принцип — это исходное, начальное положение, которым ру­ководствуется педагог в своей практической деятельности и пове­дении. То есть принцип отличается от закономерности тем, что он зависит от личности: она принимает или отвергает его; закономерность же проявляется независимо от воли личности: она может лишь учитывать ее при организации деятельности.

Большой вклад в разработку педагогических принципов внес Я. А. Коменский. В "Великой дидактике" он детально раскрывает принципы наглядности, сознательности, последовательности, проч­ности усвоения знания. И. Г. Песталоцци развивает указанные принципы и выдвигает принцип развивающего обучения. А. Дис­тервег создает дидактику развивающего обучения и излагает ее в 33 законах (по сути принципах) и правилах. И. Гербарт убеждает в необходимости принципа воспитывающего обучения. К. Д. У шинский обосновывает педагогические принципы с точки зрения психо­логии. Таким образом, принципы в педагогике также имеют свою историю; их создал не отдельный педагог, а сформировались они в результате опыта, теоретических обобщений.

Исходя из понимания целостности педагогического процесса, мы рассматриваем педагогические принципы в системе, состоящей из двух взаимосвязанных блоков: дидактических принципов и принципов воспитания. То есть система педагогических принци­пов — это единство принципов обучения и воспитания, реализуе­мых в целостном педагогическом процессе.

Принципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, доступности, прочности усвоения знаний.

Принципы воспитания: учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей, целеустремленности, воспитания в коллективе и через коллектив, гуманизация педагогического процесса.

Например, принцип научности. Его суть заключается в том, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные наукой знаний, ПП при этом строится строго на научной основе. Систематичность – систематическое расположение материала как в целом по предмету, так и на каждом уроке; изложение знаний в системе; последовательность в работе с детьми. Сознательность и активность – сознательное и активное отношение школьников к ПП; развитие самостоятельности и творчества учащихся; развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании. Наглядность – обеспечение связи между конкретным и абстрактным, между предметами реального мира и абстрактным мышлением, приближающим процесс познания к живому созерцанию реального мира. Доступность – содержание и способы взаимодействия в ПП должны быть понятными и посильными для учащихся. Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей – каждая личность развивается по своему пути, имеет собственные интересы, склонности, способности, особенности характера; следовательно, содержание, формы, средства, способы взаимодействия в ПП должны быть особенные с каждым из воспитанников. Воспитание в коллективе и через коллектив – организация коллектива учащихся с целью создания условий для самореализации каждой отдельной личности, для научения учащихся жить в социуме, сочетать в себе индивидуализм и коллективизм. Гуманизация педагогического процесса – любовь к детям – основа организация ПП; отказ от наказания как метода взаимодействия с детьми. Наказание как мера воздействия может быть допустима лишь в исключительных случаях как к отдельной личности.