logo
ГОСЫ - 2010

Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.

Педагогика - это наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Она относится к системе человекознания, и в этой системе тесно связана с философией, психологией, биологическими науками, гигиеной, анатомией, физиологией, медициной и другими отраслями человекознания. Особое значение сегодня играет связь с медициной, в частности, с саналогией – учением о противодействии организма болезни, и валеологией – наукой о здоровье.

Связь педагогики с другими науками определятся:

  1. объектами связи – понятия-термины, закономерности, концепции, предметы, объекты, процессы;

  2. типами связи – взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение, междисциплинарная и межнаучная интеграция.

Основная цель педагогической науки в открытии объективных закономерностей обучения и воспитания, в сознательном и целенаправленном применении познавательных законов на практике. В соответствии с этой целью педагогика выполняет три основных функции: общетеоретическую, практическую и прогностическую.

Источник педагогики – народная педагогика, педагогические теории и учения прогрессивных педагогов прошлого, положительный педагогический опыт, философия.

Предмет педагогики – педагогический процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание. Под педагогическим процессом понимается совокупность последовательных действий учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка с целью образования, развития и формирования личности последнего.

Воспитание – это та часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством в результате специальной деятельности учителя.

Обучение – это та часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности в познавательной деятельности под руководством и в результате его преподавательской деятельности.

Педагогический процесс, воспитание, обучение являются основными педагогическими категориями. Общепринято различать понятия житейские и научные. В житейских понятиях отражается эмпирическая, не проанализированная теоретически, повседневная практика. Научные понятия - результат исследований, в них воплощено добытое наукой знание. Понятия позволяют более глубоко познавать действительность. Каждое понятие обозначается определенным термином, т.е. словом или словосочетанием. Система общепринятых в данной науке понятий и терминов называется понятийно-терминологическим аппаратом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная цель педагогической науки состоит в открытии объективных законов обучения и воспитания, в сознательном и целенаправленном применении открытых педагогических законов на практике. В соответствии с этой целью педагогика выполняет три основные функции:

- общетеоретическую;

- практическую;

- прогностическую.

В систему основных педагогических категорий входят процесс обучения + процесс воспитания, направленный на процесс развития личности.

Так как предметом педагогики является педагогический процесс, который предполагает наличие в нем двух или нескольких субъектов, то определение педагогический процесс непосредственно должно быть связано с понятием взаимодействие (личностный контакт воспитателя и воспитанника случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный и т.д., который может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения. Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия воспитатели и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры), а объектом педагогики является человек или личность, который формируется в результате обучающих и воспитывающих воздействий.