logo
ГОСЫ - 2010

Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).

Социальные технологии представляют собой важнейший компо­нент, особый тип общетехнологической системы общества. Наряду с социальными технологиями, в эту систему, по меньшей мере, входят биологические, или естественные, и индустриальные. Биологические технологии отражают процесс образования, существования и воспро­изводства растительного и животного мира. Индустриальные являют собой сложный процесс технологических решений преимущественно в производственной сфере. Компонентами биологических и индустри­альных технологий выступают сегодня наукоемкие технологии, опре­деляющие во многом научно-технический прогресс,

В научной литературе выделяют различные виды или типы соци­альных технологий. Так, по степени новизны различают лринципиально новые (инновациионные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Разнообразные типы социальных технологий можно выде­лить и в зависимости от характера объекта технологического воздей­ствия. Когда он определяется управленческо-организационными ас­пектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персо­нального менеджмента, социального прогнозирования и другие. От­дельные исследователи, наряду с организационно-деятельными и сре-довыми технологиями, выделяют субъектные. В данном случае в роли предмета воздействия выступает социальный субъект, осуществляю­щий сам познание или деятельность.

С точки зрения масштабности ряд ученых выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решени­ем общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на чело­века. Вторые имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

Специфика социального воздействия на объект может определяться и уровнем общественных отношений. В этой связи довольно удачной является типология, предложенная профессором Л.Я. Дятченко. Он подразделяет социальные технологии на три группы: технологии макросистем, или макротехнологии, включающие в себя регио­нальные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы; мезотехнологии — технологии уровня города, населенно­го пункта, крупного трудового коллектива; микротехнологии, ко­торые рассчитаны на небольшое объединение людей, обществен­ные процессы на микроуровне, включая технологические процеду­ры самоорганизации, обеспечивающие рациональное использование личностного потенциала.

По мнению Дятченко, возможна классификация социальных тех­нологий и по основным сферам общественной жизни, видам челове­ческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подго­товительно-трудовой или образовательной, занятий спортом, деятель­ности в семейно-бытовой сфере и т.п. Но при этом ученый отмечает, что теоретически система видов человеческой деятельности пока еще не разработана должным образом и, следовательно, неизбежны дис­куссии по поводу правомерности выделения тех или иных видов тех­нологий в соответствующую группу.

Ряд исследователей классифицируют социальные технологии по степени их практической включенности в организационный процесс тех­нологической разработки и социального воздействия. Так, А.И. При­гожий среди социальных технологий выделяет: кабинетные, получен­ные на основе информационно-логического анализа; лабораторные

Социальная диагностика — это процесс исследова­ния социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его со­стояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в про­никновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нор­мативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Как способ не только индивидуального, но и комплексного накоп­ления социологических знаний диагностика вошла в исследователь­скую практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению специалистов, сам термин «социальная диагностика» утвердился в конце 1920-х — нача­ле 1930-х гг.

Будучи технологической процедурой, социальная диагностика вклю­чает в себя определенные этапы. В имеющейся научной и учебной литературе приводятся различные варианты выполнения процесса диагностики. Наиболее общий из них, как нам представляется, приве­ден в толковом словаре «Социальные технологии» (1995 г.). Здесь дана модель ведения социальной диагностики, состоящая из трех ос­новных этапов:

Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситу­ации, выбор показателей методик; второй — измерение и анализ пока­зателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.

Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения со­циальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагно­стика нацелена на распознание и анализ частных, более узких про­блем диагностируемого явления.

Систему методов социальной диагностики условно можно под­разделить на две основные группы: методы проведения диагностиче­ского исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. Методы первой группы позво­ляют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объек­те исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор пер­вичной информации, ознакомление с документальными и статистиче­скими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.

На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты. Если социальным объектом

Социальная профилактика - это научно обоснованное и свое­временно предпринимаемое воздействие на социальный объект с це­лью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности; Эффек­тивность ее осуществления во многом определяется профессионализ­мом субъекта воздействия и комплексным характером профилакти­ческого применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым заклады­вается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов Российского энциклопедического словаря по социаль­ной работе (1997), что в профилактике нуждается все население. Од­нако есть и приоритетные направления ее применения, имеются кате­гории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким соци­альным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испыты­вающих временные трудности и др. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в пре­дотвращении многих социальных проблем и строится профилактиче­ская работа.

К числу важнейших видов профилактики, используемых в социаль­ной работе, можно отнести: профилактику девиантного поведения; профилактику безнадзорности и беспризорности; профилактику се­мейного неблагополучия и насилия; профилактику безработицы и др. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, ток­сикомании, проституции, суицида, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном российском обществе приобретает проблема профи­лактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет на­блюдается значительный рост таких детей и подростков. И это не­удивительно, так как данная тенденция характерна для периода соци­альных смут, смен существующих общественных систем и граждан­ских конфликтов. До сих пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности беспризорных и безнадзорных. В прессе в последнее время разные авторы называют цифры от 2 до 5 млн. чело­век. Если же отбросить журналистские устремления несколько пре­увеличить остроту ситуации и проанализировать сугубо научные пуб­ликации, то можно говорить о численности беспризорных и безнад­зорных от 1 до 2 млн человек. Даже эта цифра свидетельствует о крайней тревожности ситуации и глубине проблемы. Ведь безнадзор­ность сейчас становится одним из основных факторов роста числен­ности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к поло­жению правонарушителей, оказываясь в режимном учреждении. В со­ответствии с законом «Об основах системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) ситуация меня­ется. Теперь основным местом помещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолет­них. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в труд­ной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечива­ющие временное проживание и социальную реабилитацию несовер­шеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждаю­щихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представи­телей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В центры временной изоляции для несовершеннолетних сейчас могут быть помещены лишь несовершеннолетние правонарушители. По закону они могут находиться здесь в течение времени, минималь­но необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исклю­чительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет (к 2000 г. их насчитыва­лось более 700), однако растет и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает. И это ощущают на себе многие города, включая Москву. К началу 2001 года в нашей столице функци­онировало всего три государственных приюта временного пребыва­ния беспризорных детей и пять общественных, находящихся в ведом­стве Красного Креста, православных и католических организаций. Кроме этого, в Москве тогда действовало три окружных центра «Дети ули­цы», где с детьми работали психологи, социальные педагоги. Но здесь ребята могли находиться лишь до 21 часа, что снижало. эффектив­ность работы таких служб.

Реализация «профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести профилактическую информационно-консультационную беседу; систем­ное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и сти­мулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распростра­ненным является метод профилактической беседы. Такая беседа мо­жет быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере, четыре. Па начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытает ся установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, на­пример, в подлинных мотивах давиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы, консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе бе­седы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собе­седником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

Профилактические беседы применяются и в системе мер предуп­реждения родительских злоупотреблений к детям. Важную роль в этом отношении играет просвещение родителей в вопросах, касаю­щихся возрастных особенностей детей, специфики взаимоотношений с детьми разного возраста, в правовых вопросах, в том числе связан­ных с защитой прав ребенка.

Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных про­цедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации может быть использован универсальный метод информационно-кон­сультативной беседы, метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды, используемый в соци­альной профилактике, а также метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной терапии. Кроме названных методов, в практике социальной адаптации применяются и такие, как адаптаци­онные тренинги, персональный социальный патронаж, метод квотиро­вания и др.

Продолжая тему адаптации детей-сирот — выпускников детских додав, отметим, что одним из методов ее осуществления является пер­сональный социальный патронаж. Смысл его заключается в оказании адресной социальной, юридической, психологической и медицинской помощи.