Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
Любая социальная система – это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов материального и идеального, объективного и субъективного, эмоционального и рационального характера (Л.И. Новикова). Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание выступает в качестве важнейшего составляющего элемента педагогической системы.
Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, развитие их как активных, творческих личностей, входящих в контекст современной культуры. Цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в профессиональном и свободном общении участников образовательного процесса.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие, интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Эффективна только та воспитательная система, которая способствует получению устойчивого положительного воспитательного результата, то есть целостная система, основными признаками которой являются следующие:
I. Система состоит из совокупности элементов. Элемент- минимальный компонент системы. Каждый элемент выполняет только ему присущую функцию (функциональная специфичность).
II. Система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Способ взаимосвязи элементов между собой и характер их связи составляют структуру системы. Следует различать состав и структуру. Состав - это множество, набор элементов, образующих целое, а структура - это способ упорядоченности совместного существования элементов, их совместной жизнедеятельности в рамках системы.
III. Наличие в системе определенного уровня целостности. Главной чертой целостности принято считать наличие интегративных качеств, свойств в результате взаимодействия элементов, но отсутствующих у каждого элемента в отдельности.
IV. Иерархичность системы. Иерархичность системы характеризуется вертикальным соподчинением подсистем и элементов, правом вмешательства подсистем и элементов верхнего уровня в процессы нижнего уровня, зависимость действия подсистем верхнего уровня от реализации подсистем нижнего уровня.
V. Субординационностъ связей между элементами системы означает соподчиненностъ и подчиненность элементов, где существует особое место каждого элемента.
VI. Взаимодействие системы с внешней средой. Любая социальная система создается и функционирует в обществе как его составная часть и связана с другими системами и явлениями.
VII. Целеустремленность системы. Цель выступает как фактор деятельности, определяет содержание системы и средства достижения результата, побудителем деятельности.
Главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, Е.Н. Степанов).
Воспитательная система- понятие широкое. Оно включает несколько подсистем:
Исходную концепцию (зависит от социума, от государства);
Блок воспитательных целей.
Общность людей (учителей и учеников)
Деятельность коллективов по реализации целей.
Взаимоотношения, складывающиеся между учениками и учителями.
Внешнюю и внутреннюю среду образовательного учреждения.
Особенность и неповторимость воспитательной системы зависит от концептуальных положений и идей, которые реализуются в данном образовательном учреждении; целей, определенных в соответствии с исходной концепцией, осмысленных и принятых как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Цели задают систему, определяют ее характер, особенности и содержание. Цели реализуют люди, т.е. педагоги, учащиеся. Достичь цели возможно при условии, что в данном образовательном учреждении есть единый коллектив, который является ядром воспитательной системы и основным ее элементом.
Успешность и эффективность функционирования воспитательной системы во многом зависит от отношений, которые складываются между коллективом учителей и коллективом учащихся. Педагогическому коллективу необходимо стремиться к тому, чтобы эти отношения существовали на уровне «субъект-субъектных» отношений.
Отношения развиваются и совершенствуются в совместной деятельности при условии, что эта деятельность будет увлекательной и доставлять удовлетворение как педагогам, так и учащимся.
Деятельность, составляющая в основу создания, функционирования и развития воспитательной системы, должна быть коллективно организованной и порождать коллективные отношения, не подавляя индивидуальность личности, а, наоборот, создавая условия для ее развития, самосовершенствования и самореализации.
Воспитательная система - явление динамичное. Она рождается, совершенствуется, обновляется, стареет, умирает.
Развитие воспитательной системы:
I этап. Становление системы начинается с выявления целей воспитания, выработки главных ориентиров в организации воспитательного процесса, проектирования социально значимых ценностей. На этом этапе определяются лидеры, активная группа, между которыми могут возникать споры или конфликты. Происходит пересмотр позиций, определяются концептуальные идеи воспитательной системы. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим положительный психологический климат в педагогической среде.
II этап. Отработка структуры системы и содержания деятельности. На данном этапе развития и формирования воспитательной системы утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, отработка форм и методов воспитания. На этом этапе идет бурное развитие коллектива, рождаются традиции, создаются условия для продуктивного общения, самореализации личности ребенка и педагога, возможности для самоутверждения, но единого коллектива еще нет.
III этап. Окончательное формирование системы. Для этого этапа характерно то, что системные связи крепнут, жизнь упорядочивается, воспитательная система работает в заданном режиме, усиливаются интеграционные процессы, идет поиск новых форм, есть общая деятельность, которая приносит удовлетворение как учащимся, так и педагогам. Отношения между ученическим и преподавательским коллективами находятся на уровне «субъект-субъектных». Идет корректирование содержания, методов, средств и форм реализации целей воспитательной системы.
IV этап. Обновление или перестройка системы. Обновление может идти двумя путями - революционным или эволюционным. Революционный путь обычно вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизни коллектива. Эволюционный путь осуществляется за счет инноваций, которые ведут к усложнению целей, изменению организации, содержания и управления процессом воспитания (А.В. Гаврилин).
Критерии оценки эффективности функционирования и развития воспитательной системы А.В. Гаврилин условно разделяет на две группы: критерии факта (есть или нет система), критерии качества (уровень развития).
К критериям факта относятся:
- стабильность жизнедеятельности образовательного учреждения: соответствие содержания, объема, характера воспитательной работы возможностям и условиям;
- скоординированностъ всех мероприятий, их педагогическая целесообразность, согласованность планов и действий коллективов, разумная организация жизни как целостной системы;
- наличие сложившегося коллектива: сплоченность, наличие общения, взаимодействие коллективов;
- сынтегрированность воспитательного воздействия.
Критерии качества
степень приближенности системы поставленным задачам и реализация исходной концепции;
общий психологический климат, стиль отношений между учащимися и педагогами, самочувствие, внутренний комфорт, взаимопонимание между воспитательным коллективом и родителями;
уровень воспитанности учащихся.
Субъектами воспитательной системы образовательного учреждения являются преподаватели, объединенные в педагогический коллектив, ученический коллектив, влияющий на процесс развития и формирования каждой отдельной личности, которые должны быть союзниками и единомышленниками как преподавательского, так и ученического коллективов.
Материальная база образовательного учреждения является не только важным условием существования и функционирования воспитательной системы, но и важнейшим компонентом ее. Материальная база воспитания шире, чем материальная база образовательного учреждения, т.к. воспитательный процесс использует возможности разных объектов, учреждений культуры, спонсоров.
Воспитательный процесс. Его основой и ядром является совместная деятельность воспитателей и детей по реализации целей воспитания. Эффективность воспитательного процесса непосредственно зависит от способов организации взаимодействия педагогического и ученического коллективов.
Управление воспитательной системой выполняет такие функции, как планирование, организация, регулирование, корректировка, контроль.
Продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Не случайно А.С. Макаренко ещё на заре новой школы критиковал «логику уединённого средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не приём, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего». И в этой системе - не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий её будет играть решающую роль.
Размышляя о реальной практике воспитания, А.С. Макаренко утверждал, что корень многих бед в воспитании кроется в том, что школа не представляет собой систему: «...неопределённость воспитательного процесса в школе, распылённость педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность даже талантливых учителей...».
Современные реалии педагогического процесса требуют от воспитателя конструктивно-деятельностного подхода к выстраиванию воспитательной системы, в отличие от рецептурно-подражательного, сводящегося к попытке перенять чужой педагогический опыт. Умение самостоятельно конструировать воспитательную систему - важнейшее качество современного педагога-исследователя. Построение воспитательной системы начинается с моделирования. Под моделированием понимается метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заместитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности.
Моделирование воспитательной системы (класса, группы, школы) - это исследование взаимодействия субъектов воспитательного процесса по формированию целостного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о направлениях, этапах, условиях и способах ее построения. Моделирование воспитательной системы целесообразно рассматривать как процессуальную систему, составными частями которой являются:
Субъект моделирования.
Объект моделирования.
Процесс деятельности по формированию модельных представлений о воспитательном процессе в классе.
Модель и результаты, достигнутые при ее использовании в процессе воспитания и организации жизнедеятельности классного сообщества.
Выделим основные направления совместной деятельности воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию воспитательной системы:
Изучение учащихся, отношений, общения и деятельности в коллективе.
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности ученического сообщества.
Сплочение и развитие коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
Воспитательная система - сложное педагогическое явление, включающее:
индивидуально-групповой компонент, представляющий собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы (класса, группы, школы и др.), он состоит из нескольких элементов, таких, как: классный руководитель (воспитатель), учащиеся, родители, педагоги и взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе;
ценностно-ориентационный компонент, который представляет совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания, перспективы жизнедеятельности (класса, группы, школы), принципы построения воспитательной системы;
функционалъно-деятелъностный компонент, который складывается из таких элементов, как: системообразующий (вид деятельности, методы и формы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной работы, педагогическое обеспечение и самоуправление
жизнедеятельностью (класса, группы, школы);
пространственно-временной компонент, состоящий из: эмоционально-психологической, духовно-нравственной и предметно-материальной среды, связей и отношений субъектов воспитательного процесса, этапов становления и развития воспитательной системы (Е.Н. Степанов, Е.В. Алексеева).
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.