logo
ГОСЫ - 2010

Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.

Любая социальная система – это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов материального и идеального, объективного и субъективного, эмоционального и рационального характера (Л.И. Новикова). Современная школа рассматривается как слож­ная система, в которой воспитание выступает в качестве важней­шего составляющего элемента педагогической системы.

Педагогическая система школы - целенаправленная, само­организующаяся система, в которой целью выступает вклю­чение подрастающих поколений в жизнь общества, развитие их как активных, творческих личностей, входящих в контекст современной культуры. Цель реализуется на всех этапах фун­кционирования педагогической системы школы, в ее дидакти­ческой и воспитательной подсистемах, а также в профессио­нальном и свободном общении участников образовательного процесса.

Воспитательная система - это упорядоченная целост­ная совокупность компонентов, взаимодействие, интеграция кото­рых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Эффективна только та воспитательная система, которая спо­собствует получению устойчивого положительного воспитательного результата, то есть целостная система, основными призна­ками которой являются следующие:

I. Система состоит из совокупности элементов. Элемент- мини­мальный компонент системы. Каждый элемент выполняет только ему присущую функцию (функциональная специфичность).

II. Система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаи­модействующих элементов. Способ взаимосвязи элементов между собой и характер их связи составляют структуру системы. Следует различать состав и структуру. Состав - это множество, набор эле­ментов, образующих целое, а структура - это способ упорядочен­ности совместного существования элементов, их совместной жизнедеятельности в рамках системы.

III. Наличие в системе определенного уровня целостности. Главной чертой целостности принято считать наличие интегративных качеств, свойств в результате взаимодействия элементов, но отсутствующих у каждого элемента в отдельности.

IV. Иерархичность системы. Иерархичность системы характеризуется вертикальным соподчинением подсистем и элементов, правом вмешательства подсистем и элементов верхнего уровня в процессы нижнего уровня, зависимость действия подсистем верхнего уровня от реализации подсистем нижнего уровня.

V. Субординационностъ связей между элементами системы означает соподчиненностъ и подчиненность элементов, где существует особое место каждого элемента.

VI. Взаимодействие системы с внешней средой. Любая социальная система создается и функционирует в обществе как его составная часть и связана с другими системами и явлениями.

VII. Целеустремленность системы. Цель выступает как фактор деятельности, определяет содержание системы и средства достижения результата, побудителем деятельности.

Главное предназначение воспитательной системы заключа­ется в педагогическом обеспечении и содействии развитию лич­ности ребенка (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, Е.Н. Степанов).

Воспитательная система- понятие широкое. Оно включает несколько подсистем:

  1. Исходную концепцию (зависит от социума, от государства);

  2. Блок воспитательных целей.

  3. Общность людей (учителей и учеников)

  4. Деятельность коллективов по реализации целей.

  5. Взаимоотношения, складывающиеся между учениками и учителями.

  6. Внешнюю и внутреннюю среду образовательного учреж­дения.

Особенность и неповторимость воспитательной системы зави­сит от концептуальных положений и идей, которые реализуются в данном образовательном учреждении; целей, определенных в соответствии с исходной концепцией, осмысленных и принятых как педагогическим, так и ученическим коллективом.

Цели задают систему, определяют ее характер, особенности и содержание. Цели реализуют люди, т.е. педагоги, учащиеся. Достичь цели возможно при условии, что в данном образователь­ном учреждении есть единый коллектив, который является ядром воспитательной системы и основным ее элементом.

Успешность и эффективность функционирования воспита­тельной системы во многом зависит от отношений, которые скла­дываются между коллективом учителей и коллективом учащихся. Педагогическому коллективу необходимо стремиться к тому, чтобы эти отношения существовали на уровне «субъект-субъектных» отношений.

Отношения развиваются и совершенствуются в совместной деятельности при условии, что эта деятельность будет увлекатель­ной и доставлять удовлетворение как педагогам, так и учащимся.

Деятельность, составляющая в основу создания, функциони­рования и развития воспитательной системы, должна быть коллек­тивно организованной и порождать коллективные отношения, не подавляя индивидуальность личности, а, наоборот, создавая усло­вия для ее развития, самосовершенствования и самореализации.

Воспитательная система - явление динамичное. Она рожда­ется, совершенствуется, обновляется, стареет, умирает.

Развитие воспитательной системы:

I этап. Становление системы начинается с выявления целей воспитания, выработки главных ориентиров в организа­ции воспитательного процесса, проектирования социально зна­чимых ценностей. На этом этапе определяются лидеры, активная группа, между которыми могут возникать споры или конфликты. Происходит пересмотр позиций, определяются концептуальные идеи воспитательной системы. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим положительный психологический климат в педагогической среде.

II этап. Отработка структуры системы и содержания деятельности. На данном этапе развития и формирования воспитательной системы утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, отработка форм и методов воспитания. На этом этапе идет бурное развитие коллектива, рождаются традиции, созда­ются условия для продуктивного общения, самореализации личности ребенка и педагога, возможности для самоутверждения, но единого коллектива еще нет.

III этап. Окончательное формирование системы. Для этого этапа характерно то, что системные связи крепнут, жизнь упоря­дочивается, воспитательная система работает в заданном режиме, усиливаются интеграционные процессы, идет поиск новых форм, есть общая деятельность, которая приносит удовлетворение как учащимся, так и педагогам. Отношения между ученическим и преподавательским коллективами находятся на уровне «субъект-субъектных». Идет корректирование содержания, методов, средств и форм реализации целей воспитательной системы.

IV этап. Обновление или перестройка системы. Обновление может идти двумя путями - революционным или эволюционным. Революционный путь обычно вызывается чрезвычайными обсто­ятельствами в жизни коллектива. Эволюционный путь осущест­вляется за счет инноваций, которые ведут к усложнению целей, изменению организации, содержания и управления процессом воспитания (А.В. Гаврилин).

Критерии оценки эффективности функционирования и раз­вития воспитательной системы А.В. Гаврилин условно разделяет на две группы: критерии факта (есть или нет система), критерии качества (уровень развития).

К критериям факта относятся:

- стабильность жизнедеятельности образовательного учреждения: соответствие содержания, объема, характера воспитательной работы возможностям и условиям;

- скоординированностъ всех мероприятий, их педагогичес­кая целесообразность, согласованность планов и действий коллективов, разумная организация жизни как целостной системы;

- наличие сложившегося коллектива: сплоченность, наличие общения, взаимодействие коллективов;

- сынтегрированность воспитательного воздействия.

Критерии качества

степень приближенности системы поставленным задачам и реализация исходной концепции;

общий психологический климат, стиль отношений между учащимися и педагогами, самочувствие, внутренний комфорт, взаимопонимание между воспитательным коллективом и родителями;

уровень воспитанности учащихся.

Субъектами воспитательной системы образовательного учреждения являются преподаватели, объединенные в педагоги­ческий коллектив, ученический коллектив, влияющий на процесс развития и формирования каждой отдельной личности, которые должны быть союзниками и единомышленниками как преподава­тельского, так и ученического коллективов.

Материальная база образовательного учреждения явля­ется не только важным условием существования и функциони­рования воспитательной системы, но и важнейшим компонен­том ее. Материальная база воспитания шире, чем материальная база образовательного учреждения, т.к. воспитательный процесс использует возможности разных объектов, учреждений культуры, спонсоров.

Воспитательный процесс. Его основой и ядром явля­ется совместная деятельность воспитателей и детей по реализа­ции целей воспитания. Эффективность воспитательного процесса непосредственно зависит от способов организации взаимодейс­твия педагогического и ученического коллективов.

Управление воспитательной системой выполняет такие фун­кции, как планирование, организация, регулирование, корректи­ровка, контроль.

Продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Не случайно А.С. Макаренко ещё на заре новой школы критиковал «логику уединённого сред­ства в организации учебно-воспитательного процесса. Не приём, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего». И в этой системе - не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развива­ющий её будет играть решающую роль.

Размышляя о реальной практике воспитания, А.С. Макаренко утверждал, что корень многих бед в воспитании кроется в том, что школа не представляет собой систему: «...неопределённость вос­питательного процесса в школе, распылённость педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность даже талан­тливых учителей...».

Современные реалии педагогического процесса требуют от воспитателя конструктивно-деятельностного подхода к выстраиванию воспитательной системы, в отличие от рецептурно-подражательного, сводящегося к попытке перенять чужой педагогический опыт. Умение самостоятельно констру­ировать воспитательную систему - важнейшее качество совре­менного педагога-исследователя. Построение воспитательной системы начинается с моделирования. Под моделированием понимается метод познавательной или практической деятель­ности, с помощью которого конструируется аналог-заместитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или про­цесса с целью получения новой информации или преобразова­ния какого-либо фрагмента социальной и природной деятель­ности.

Моделирование воспитательной системы (класса, группы, школы) - это исследование взаимодействия субъектов воспитательного процесса по формированию целостного представ­ления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и свя­зях, о направлениях, этапах, условиях и способах ее построения. Моделирование воспитательной системы целесообразно рас­сматривать как процессуальную систему, составными частями которой являются:

  1. Субъект моделирования.

  2. Объект моделирования.

  3. Процесс деятельности по формированию модельных пред­ставлений о воспитательном процессе в классе.

Модель и результаты, достигнутые при ее использовании в процессе воспитания и организации жизнедеятельности классного сообщества.

Выделим основные направления совместной деятельности воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию воспитательной системы:

  1. Изучение учащихся, отношений, общения и деятельности в коллективе.

  2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятель­ности ученического сообщества.

  3. Сплочение и развитие коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.

Воспитательная система - сложное педагогическое явление, включающее:

индивидуально-групповой компонент, представляющий собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы (класса, группы, школы и др.), он состоит из нескольких элементов, таких, как: классный руководитель (воспитатель), учащиеся, родители, педагоги и взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе;

ценностно-ориентационный компонент, который представляет совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания, перспективы жизнедеятельности (класса, группы, школы), принципы построения воспитательной системы;

функционалъно-деятелъностный компонент, который складывается из таких элементов, как: системообразующий (вид деятельности, методы и формы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитатель­ной работы, педагогическое обеспечение и самоуправление

жизнедеятельностью (класса, группы, школы);

пространственно-временной компонент, состоящий из: эмоционально-психологической, духовно-нравственной и пред­метно-материальной среды, связей и отношений субъектов воспитательного процесса, этапов становления и развития воспитательной системы (Е.Н. Степанов, Е.В. Алексеева).