logo
ГОСЫ - 2010

Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.

Социальный работник – лицо или группа лиц, призванных помочь людям разобраться в происходящих социальных переменах. Оказать содействие тем, кто пытается адаптироваться к этим переменам и соответствующим образом изменить себя, в том числе и при помощи образования.

Считается очень важным при подготовке социальных работников овладение ими навыков общения. К таким навыкам относятся: а) умение выслушать других с пониманием и целенаправленно; б) умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации; в) умение создать и развивать отношения; г) умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение и применять знания по теории личности и диагностические методы; д) умение добиться доверия подопечных; е) умение обсуждать проблемы в позитивном эмоциональном настрое; ж) умение вести исследование и интерпретировать выводы; з) умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; и) умение налаживать межинституциональные связи; к) умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах; л) умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие.

1. СР не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

2. СР должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как СР.

3. СР должен стремиться совершенствовать свои профессиональные качества, знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

4. СР должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или группы людей.

5. Ср не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

6. СР, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давление.

7. СР должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.

8. СР, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

Информация, в процессе исследовательской работы, должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственно этических обстоятельств перед клиентом, то:

  1. Интересы клиента должны быть всегда на первом месте.

  2. СР должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.

  3. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.

  4. Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностными характеристиками, условиям статусу.

  5. СР должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может быть полезно клиенту.

  6. СР может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.

  7. СР должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения».

  8. СР не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские и юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то СР должен: уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации ее использования; получить согласие клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации , целях получения информации и ее использования; получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица, в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.