Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
Социальный работник – лицо или группа лиц, призванных помочь людям разобраться в происходящих социальных переменах. Оказать содействие тем, кто пытается адаптироваться к этим переменам и соответствующим образом изменить себя, в том числе и при помощи образования.
Считается очень важным при подготовке социальных работников овладение ими навыков общения. К таким навыкам относятся: а) умение выслушать других с пониманием и целенаправленно; б) умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации; в) умение создать и развивать отношения; г) умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение и применять знания по теории личности и диагностические методы; д) умение добиться доверия подопечных; е) умение обсуждать проблемы в позитивном эмоциональном настрое; ж) умение вести исследование и интерпретировать выводы; з) умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; и) умение налаживать межинституциональные связи; к) умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах; л) умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие.
1. СР не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
2. СР должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как СР.
3. СР должен стремиться совершенствовать свои профессиональные качества, знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
4. СР должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или группы людей.
5. Ср не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
6. СР, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давление.
7. СР должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
8. СР, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.
Информация, в процессе исследовательской работы, должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственно этических обстоятельств перед клиентом, то:
Интересы клиента должны быть всегда на первом месте.
СР должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.
Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.
Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностными характеристиками, условиям статусу.
СР должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может быть полезно клиенту.
СР может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.
СР должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения».
СР не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские и юридические права клиента.
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то СР должен: уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации ее использования; получить согласие клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации , целях получения информации и ее использования; получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица, в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.