logo
ГОСЫ - 2010

Характеристика сфер специализаций социального педагога.

Особенность социально-педагогической деятельности — необ­ходимость специализации. Круг проблем, которые включены в сферу деятельности социального педагога, столь велик, что без обозначения приоритетов, определения ведущих направлений де­ятельности, учета особенностей места работы и контингента об­служиваемых не представляется возможным обеспечить сколько-нибудь эффективную, результативную социально-педагогическую практику.

В Методическом письме «О социально-педагогической работе с детьми» (1993) подчеркивается, что профиль социально-педа­гогической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума — города, района, села, а также личностными и профессиональными воз­можностями специалистов.Могут быть выделены, например, социальные педагоги — ор­ганизаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации куль­турного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельно­сти, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, соци­альный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. Есть и другие примеры. Так, в практике системы образования г. Воронежа и Воронежской области широко используется лишь одна специализация — социальный педагог. Фактически сегод­няшние социальные педагоги образовательных учреждений стали преемниками некогда существовавших общественных инспекто­ров по охране детства.

В нынешних условиях наиболее востребованы обществом спе­циалист по социальной работе с семьей, оказывающий разно­стороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения, а также сельский социальный педагог.

Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются:

- планирование семьи, укрепление семейных взаимоотноше­ний, воспитание, развитие, образование, социальная защита де­тей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культур­ного и образовательного уровня родителей;

- помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформле­нии опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;

- вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, фи­зич-го или психич-ого насилия над ними;

- работа с неблагополучными семьями;

- помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитание в неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ре­бенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблаго­получной семьи к продаже квартиры за долги);

- помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религ-ной почве.

Специфика работы сельского социального педагога, как полага­ет М. П. Гурьянова, определяется той ролью, которую он играет в жизни села, набором требований, предъявляемых к нему сель­ским сообществом, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанным на традициях сельской, во многом общинной жизни, условиями жизни сельского насе­ления. Сельский социальный педагог работает в условиях жесткого социального контроля, локальной, довольно замкнутой социаль­ной общности, на виду у всей общественности. Люди оценивают его не только как специалиста, эксперта в своей области знаний, но прежде всего как человека, семьянина, труженика. В силу по­стоянно существующего дефицита квалифицированных специа­листов социальной сферы социальный педагог вынужден быть многопрофильным и универсальным специалистом, совмещая в большинстве случаев обязанности социального педагога и соци­ального работника.