logo
ГОСЫ - 2010

Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.

Поведение является совокупностью конкретных, в данный момент протекающих деятельностей. Оно может быть названо адаптивным, если посредством его получен целе сообразный, полезный результат. Достижение такого ре­зультата становится возможным, если составляющие по­ведение деятельности соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее уста­новившимся в данном обществе нормам (И.А. Невский). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение де-виантного поведения, рассматривая его как систему по­ступков, отклоняющихся от общепринятой или подразу­меваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нару­шениям адаптации (психической, социальной, социаль­но-психологической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие ка­тегории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие по­ступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — пре­ступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (про­тивоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом

Социальные отклонения:

корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением- получить материальную, де­нежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спе­куляции, протекция, мошенничество и др.);

агрессивной ориентации: действия, направленные про­тив личности (оскорбление, хулиганство, побои, убий­ства, изнасилования);

социально-пассивного типа: стремление уйти от актив­ного образа жизни, уклониться от гражданских обязан­ностей, нежелание решать личные и социальные пробле­мы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество., алко­голизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающее­ся и содержанием, и целевой направленностью, может про­являться в различных социальных отклонениях: от нару­шений норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внут­ренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и, подростков пони­маются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (роди­телей, учителей, общественность). Эти особенности поведе­ния не только свидетельствуют об отклонениях от общепри­нятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой по­тенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его лич­ности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка ту или иную направленность, содержание, зна­чимость, мы тем самым оказываем произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка. Или наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задер­живаем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тен­денция) соответствующих особенностей личности, с дру­гой стороны, выступать в качестве проводника воспита­тельного влияния на развитие личности, средства ее фор­мирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства)

Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим" навы­кам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направ­ленной на создание социально-педагогических условий, ней­трализующих и корректирующих негативные воздействий общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

  1. выявле^е распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков про­воцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитани-и,

  2. анализ результатов изучения мнений учеников, ро­дителей и разработка на их основе программы по профи­лактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

  3. подготовка педагогических кадров, владеющих ме­тодами предупреждения и коррекции отклонений в раз­витии личности и поведении учащихся, психотехничес­кими приемами, направленными на формирование у де­тей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодо­левать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

  4. создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может ре­шаться посредством ряда компетентных управленческих ре­шений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, учреждениями дополнительного образования и др.

Формирование личностной и социальной компетентно­сти подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обу­чить умению владеть эмоциями, справляться со стресса­ми, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопро­тивления давлению со стороны других людей, умению про­тивостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа но профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

  1. успешности учебной деятельности (учения);

  2. эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстника­ми, учителями, родителями);

  3. психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищен­ностью, включающей в себя:

  1. знание учащимися своих прав и обязанностей;

  2. неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

.3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное свое­образие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами под­ростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внима­нии, относящиеся к группе риска и др.).

В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий по­зволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в дея­тельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

Наиболее успешное и полноценное проведение этой работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализи­рованной помощи.

В практике школьной работы диагностика девиантно-го поведения чаще всего носит симптоматический ха­рактер (по запросам и жалобам). Гораздо реже исследу­ются причины и условия формирования этих девиаций, используя этимологический подход. Расширение области диагностики (объекты, предметы) влечет за собой опре­деленные трудности при создании универсальных мето­дик, способных отвечать сразу на все вопросы: имеет ли место девиация? Какой тип девиантного поведения ди­агностируется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? Носит ли оно ситуативный характер или уже является личностной характеристикой подростка? И др.

Набор психодиагностического инструментария по рас­сматриваемой проблеме достаточно разнообразен. Для диагностических, целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов. Предлагаются и различные модели диаг­ностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг — направленное выделение групп риска и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов-смежников для уточнения этиологии отклонений.

В диагностической работе с подростками и старшек­лассниками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при исполь­зовании опросника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е. Личко и проективного теста М. Люшера.

Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптомати­ческом подходе (работа с конкретными симптомами от­клонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их прово­цирующих).

Особое значение в силу негативной возрастной дина­мики девиантного поведения приобретает ранняя профи­лактика отклонений в поведении детей и подростков.

Установление контакта с девиантными подростками

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы уста­новить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Профессиональную помощь специалисту поможет ме­тодика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (1985).

Контактное взаимодействие — это такая модель пове­дения инициатора контакта, вызывающая и усиливаю­щая у другого человека потребность в контакте, продол­жении общения, потребность в высказываниях и сообще­ниях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое со­стояние, как инструмент исследования, изучения и кор­рекции.

Целью применения методики является сокращение ди­станции между людьми и самораскрытие личности в про­цессе общения.

Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

  1. Расположение к общению.

  2. Поиск общего интереса.

  3. Выяснение предполагаемых положительных для об­щения и демонстрируемых качеств.

  4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

  5. Адаптивное поведение партнеров.

  6. Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая такти­ка взаимодействия и решаются конкретные задачи. Мето­дику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными под­ростками.

В целях профилактики отклоняющегося поведения со­циальный педагог ведет картотеку трудных подростков, в которой отражены те личностные особенности, которые требуют индивидуальной работы.