logo
ГОСЫ - 2010

Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одарен­ность:

социальную, иначе лидерскую;

художественную — музыкальную, изобразительную, сценичес­кую;

психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;

академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отлич­ные специалисты;

интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, ко­торые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;

творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают по­ставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раз­дражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капри­зы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бы­вают спокойными, они часто страдают из-за своей исключитель­ности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других де­тей (они даже едят не как все).

Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Все­мирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонару­шителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, спе­циально подготовленных учителях, специальных школах.

В этих школах учителя знают и учитывают возможности каждо­го одаренного ребенка. Где ему должны быть поставлены сверхза­дачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа педагога в такой школе — сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолю­бивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартно­го, мышления преодолевать барьер зазнайства.

Ломимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружа­ет ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не прояв­ляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми пе­дагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:

фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;

лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;

скромников — детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;

невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;

чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.

Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но часто одарен­ность ребенка в семье остается незамеченной. Особенно если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Однако не все родители гордятся своим ребенком. Нередко они не хотят, чтобы он чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его та­лантливость.

Но встречается и другая ситуация, когда родители «вымучива­ют» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и ду­ховные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстро­енное физическое здоровье можно поправить, но трудно восста­новить здоровье духовное.

Родители замечают одаренность ребенка чаще всего по ранне­му развитию речи, употреблению сложных слов, раннему усвое­нию счета или чтения. У него цепкая память, быстрое восприятие и богатое воображение, он любознателен.

Задача родителей — вовремя заметить проявление талантливо­сти у своих детей и создать условия для ее развития. При этом важно адекватно относиться к такому ребенку, не следует выде­лять его среди других детей, так как это может вызвать негатив­ную реакцию с их стороны, а у самого ребенка могут развиться такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчи­вость, пренебрежение к людям.

Родителям следует учитывать также и то, что у разных детей разная энергия развития, и подчас отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют своих более продвинутых сверстников. Здесь как всегда важно соблюдение меры: недопустимы ни чрез­мерное давление на ребенка, ни самотек в его воспитании и раз­витии. Любовь к детям, чуткость и такт помогут родителям опре­делить эту меру.

Ответственность в работе с одаренными детьми лежит не толь­ко на семье, но и на воспитателях детских садов, учителях, пси­хологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства и ребенка, помогают родителям в воспитании буду­щих ученых, деятелей культуры и искусства.

Социальный педагог организует для родителей консультации специалистов с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и ро­дителями. Он организует творческий труд детей, в частности при­нимая участие в создании Домов детского творчества (обычно на базе Домов пионеров), где в самых разнообразных видах деятель­ности реализуются творческие возможности талантливых ребят.

Так, в клинском Доме детского творчества существует школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4 лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Они собирают и запи­сывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении кон­цертов помогают родители.

Кружковцы готовят проведение таких народных праздников, как День Ивана Купалы, Масленица, Рождество. Дом детского творчества посещают 2 тысячи ребят. Отчет работы кружка — это концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

Одна из проблем одаренных детей — школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителей и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявлять таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.

Но даже если учитель заметил способности ребенка, ему не­когда заниматься с ним на уроке. Его он спрашивает реже, чем остальных учеников, поскольку уверен, что этот ребенок знает урок. Такой ученик предоставлен сам себе, он как бы на особом положении. В результате он отторгается от ученического коллек­тива, у него формируются отрицательные черты характера, сни­жается успеваемость.

Образование, необходимое одаренному ребенку, можно обес­печить только гибкими методами обучения. Более приспособлена для этого система сельской малокомплектной школы, где дети разного возраста учатся в одном классе. В городских школах уже сейчас практикуются экстернатное или ускоренное обучение по одному или двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по тем предметам, по которым они преуспевают.

Об ускоренных классах в начале XX в. писал русский философ В.В.Розанов: «...даровитый ученик не устает вовсе, не устает ни­когда трудиться над возбуждающим его дарование предметом». Он считал, что в развитии таланта помогут специальные учебники, специально подготовленные творческие учителя и рационально организованный учебный процесс.

В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физи­чески и социально остаются в своем возрасте. Отсюда неврозы, беспомощность в общении, оторванность от быта, жизненных проблем. Кроме того, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку.

Если со стороны учителей-предметников есть показания для перевода ребенка в более старший класс, социальный педагог должен внимательно ознакомиться с этим ребенком, проконсуль­тироваться с психологом и только тогда давать родителям совет о его дальнейшем обучении.

Социальный педагог предлагает родителям обратить внимание на следующие моменты:

достаточно ли он социально зрел, чтобы проводить в школе весь день в обществе старших детей? Пять дней в неделю по во­семь часов в день вести себя так, как будто ты старше, чем ты есть, — это требует немалого усилия. Стоит ли возлагать такую ношу на плечи ребенка на все школьные годы?

Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный пе­реход в старший класс — это не самое лучшее решение. Гораздо полезнее бывает обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее.

Развитие и обучение одаренных детей требует создания специ­альных учебных заведений — лицеев и гимназий для одаренных, специальных классов в массовых общеобразовательных школах. Здесь могут осуществляться и индивидуальный подход, и уско­ренное обучение.