logo
ГОСЫ - 2010

Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.

Методика диагностики микросреды

Среда — совокупность жизненных условий, конкретное физи­ческое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализуется как лич­ность.

Под микросредой (микросоциальной средой) понимается об­щество индивидов, объединенных общими ценностями, интере­сами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого вклю­чен ребенок (социально-педагогическая характеристика микро­социума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-ха­рактеристика жизненного пространства семьи и т. п.) и диагнос­тику микросреды личности (Карта обследования жизненного про­странства ребенка).

Диагностический комплекс включает широкий спектр мето­дик социологического, педагогического, психологического харак­тера. К выполнению задачи могут привлекаться специалисты: школьные психологи, работники социологических лабораторий, правоохранительных органов, системы образования, медицинские работники и т.п.

При проведении диагностики микросреды социальному педа­гогу важно:

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позво­ляет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, исесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особеннос­ти природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.

Структура Карты-характеристики микрорайона приблизитель­но такова (см. приложение):

в РЭУ;

- характеристика населения. Информация более общего плана содержится в отчетных документах администрации, например, сведения о нетрадиционных формах занятости населения, о числе несовершеннолетних на учете в милиции и т.п. Отдельные характеристики следует выявлять конкретно в РЭУ и вносить в паспорт после суммирования (например, число одиноких, число семей с судимыми членами). При отсутствии информации заполнение граф проводится после уточнения статистических

данных;

- характеристика семей, молодых семей и характеристика мо­лодежи и несовершеннолетних составляются из результатов об­следования населения, документов РЭУ, материалов медицин­ских и образовательных учреждений.

В дополнение к данной характеристике может быть создана Карта-схема. Такая карта строится по принци­пу топографической с введением собственной системы обозначе­ния сети сотрудничества, зон отдыха и т.п.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребен­ка, направленный на выявление присущих ей положи­тельных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития лич­ности и повышение эффективности целостного педагоги­ческого процесса. Такое понимание диагностики во-пер­вых, означает не смешение диагностических функций пе­дагогов и психологов, а их функциональное взаимодействие, во-вторых, обогащает взаимодополнением методов зна­ние о ребенке, его микросоциуме и педагогическом про­цессе; в-третьих, опирается на положительное в личности ребенка; в-четвертых, вскрывает не только недостатки, но и их причины, в-пятых, имеет значение не только для повышения качества педагогического процесса, но и главного, чему он служит, — гармонизации развития личнос­ти ребенка. Наконец, следует отметить, что комплексная диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитаннос­ти ребенка в зависимости от качества семейного воспита­ния и учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе, характера личностного влияния воспитательного микросоциума.

Итогом комплексной психолого-педагогической диаг­ностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы:

  1. Имеет ли место социально-педагогическая запущен­ность ребенка?

  2. На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?

  3. Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?

  4. В чем возможности изменения социально-педагоги­ческой ситуации развития ребенка?

  5. Кто и что должен делать?

  6. Какими путями, средствами, методами?

  7. Каков возможный результат (прогноз развития ре­бенка) при использовании методов профилактики и кор­рекции либо их отсутствии?

Таким образом, предметом комплексной диагностики является постановка психолого-педагогического диагно­за, который должен подтвердить либо опровергнуть на­личие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вызванные этим со­стоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптиму­ма).

Целью комплексной диагностики является раннее вы­явление признаков и проявлений социально-педагогичес­кой запущенности детей. Она выполняет следующие диагностические задачи: определение уровня деформации и ха­рактера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности ребенка, вызванных этим состоянием; выявле­ние путей и способов их профилактики и коррекции; про­гнозирование дальнейшего развития ребенка как субъек­та общения, деятельности и самосознания; изучение эф­фективности проводимой работы в реальных изменениях личности ребенка и ситуации его развития. Содержатель­ными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать: а) отсутствие патологии развития; б) не­благоприятная социально-педагогическая ситуация развития; в) неадекватная, несоответствующая возрастным требо­ваниям и индивидуальным возможностям активность ре­бенка как субъекта общения и деятельности; г) неразви­тость ребенка как субъекта самосознания; д) общая средовая дезадаптация; е) педагогическая трудность ребенка. Названные критерии выведены из сущностных характе­ристик социально-педагогической запущенности в детс­ком возрасте и экспериментально подтвержденных имма­нентно присущих ей признаков и проявлений.

Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить принци­пы построения ее методов: объективность, предупрежде­ние предвзятости; выявление доминирующих тенденций; изучение явлений, состояний и процессов в развитии; ди­агностика целостной индивидуальности, единство изуче­ния ребенка и социальной среды, необходимость, доста­точность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество .с ребенком, его изучение в процессе деятельности и об­щения.

Диагностически значимые признаки социально-педаго­гической запущенности детей (у обеих возрастных групп):

  1. нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

  2. низкий социальный статус, проявляющийся в не­приятии сверстниками, отверженными родителями, и об­струкции педагогов;

  3. трудности и неспешность в деятельности (игровая, учебная и др.), связанные с дисгармониями развития со­циально-педагогического генеза;

  4. неадекватное поведение в социальных ситуациях;

гиперсоциализированность и авторитарность педа­гогов и родителей.

Подавляющее большинство диагностических признаков связаны с характеристикой социально-педагогической ситуации ребенка, понимаемой нами как своеобразное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка во взаимодействии с социальной мик­росредой и предметным миром.

Механизм комплексной диагностики состоит в ее мно­гоэтапности, последовательности и непрерывности.

На I этапе проводится сканирование всех детей в дош­кольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения детей группы риска. Одной из та­ких групп являются социально и педагогически запущен­ные дети. Этот этап отличается быстротой проведения. Здесь используется метод МЭДОС (метод экспресс-диагностики состояния запущенности). Прежде всего отделяются дети, отклонения в деятельности, об­щении и поведении которых не связаны с причинами со­циально-педагогического характера, На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагоги­ческая запущенность.

На II этапе группа социально и педагогически запущен­ных детей обследуется психологом, продолжается более углубленное (по выявленным признакам запущенности) педагогическое изучение детей. В итоге такого скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяют­ся задачи коррекционной работы с ребенком.

На III этапе проводится глубокая психолого-педагоги­ческая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилакти­ческой и коррекционной работы с воспитательным мик­росоциумом.

На IV этапе проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в парамет­рах, характеризующих изменения в личности ребенка и социально-педагогической ситуаций его развития. Пере­ходим к характеристике методов и инструментария комп­лексной ранней диагностики социально-педагогической запущенности детей.

Ведущим является метод комп­лексной экспресс-диагностики состояния социально-педа­гогической запущенности детей (МЭДОС). Метод осно­ван на независимых характеристиках ребенка его педаго­гом, психологом, родителями и идентификации полученных характеристик и диагностически значимыми признака­ми исследуемого состояния, раскрытыми в виде внеш­ней симптоматики. Метод определяет наличие или отсут­ствие состояния, выявляет картину основных отклоне­ний и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Этот метод исполь­зуется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи и родители. Вспо­могательными могут быть методы изучения продуктов деятельности ребенка, изучение «истории его поведения» через беседы с родителями, изучение медицинской кар­ты ребенка. Его преимуществами являются нетрудоем­кость, возможность отграничения на начальном этапе за­пущенности от сходных с ней состояний и одновремен­ное включение психолога, педагога и родителей в изучение ребенка.

  1. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.

  1. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.

  1. Технология социально-педагогического разрешения конфликта.

  1. Технология социально-педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образ. учреждениях.

  1. Технологии реабилитации и здоровьесбережения.

  1. Методики социально-педагогической коррекции отклонений детей и подростков.

  1. Технологии общения и взаимодействия в социально-педагогической работе с детьми и подростками.

  1. технология гармонизации социально-педагогического взаимодействия в педагогическом коллективе.

Цель деятельности социального педагога — создание благопри­ятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказа­ние ему комплексной социально-психолого-педагогической помо­щи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.

Задачи социального педагога:

обеспечение, сохранение и укрепление физического, психоло­гического, социального, нравственного здоровья личности;

формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентации и установок в жизненном само­определении и нравственного поведения;

создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положи­тельного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятель­ности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном разви­тии;

формирование потребности в саморазвитии, оказание помощи клиенту в саморазвитии, самопознании, самосознании, самоут­верждении, самореабилитации, самоорганизации и самореализа­ции;

оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;

создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.

Основные направления социально-педагогической деятельно­сти:

создание социальных условий, компенсирующих неблагополуч­ный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей;

оказание комплексной помощи, направленной на создание бла­гоприятных социально-педагогических условий в образователь­ных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;

обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематике для детей и семьей груп­пы риска;

социально-педагогическая профилактика и реабилитация деза­даптированных и социально депривированных детей и подрост­ков;

работа с детьми-инвалидами;

работа с одаренными детьми;

организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;

консультирование и специализированная помощь в професси­ональном определении;

культурно-просветительская работа среди населения по пропа­ганде и разъяснению здорового образа жизни;

осуществление системы превентивных мероприятий, предуп­реждение и устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума;

предупреждение социальной и педагогической запущенности детей;

социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов, работа в классах психологической коррекции;

предупреждение негативного отношения взрослых к детям, по­мощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.

Правильно организованная социально-педагогическая деятель­ность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка, оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в решении лично­стных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом соб­ственной жизни.

Социально-педагогическая деятельность всегда должна быть ад­ресной, направленной на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем,- возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.

Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства лич­ности, «проблемное поле» ребенка, прогнозировать и проектиро­вать возможные варианты его развития, влиять на мотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершен­ствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм.

Особенно важно уметь определять, какие ценностные ориента­ции формирует социальная система, в которую включен ребенок, какие социальные роли он выполняет и как переживает свои со­циальные позиции — от этого во многом зависят его потребности и поведение.

Социально-педагогическая деятельность предполагает и так называемое социальное закаливание детей, подростков, т.е. раз­витие способности у них выжить в сложных ситуациях, не сло­маться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь дос­тойным человеком.

И наконец, социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориента­ции, нравственного сознания, нравственных чувств, социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит и нравственного поведения ребенка.

Как известно, человек живет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога — уметь наполнять смыслом, духов­ным, нравственным содержанием внутренний мир ребенка, орга­низовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире и времени. Другая важная задача — уметь управлять внешним миром, создавать нравственную воспитывающую среду в микросоциуме.

В своей деятельности социальный педагог руководствуется сле­дующими принципами: природо- и культуросообразности; гума­низации; субьектности; принятия ребенка как данности; персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комп­лексного подхода; системного подхода; акмеологического подхо­да; социальной адекватности; ценностных ориентации; компенса­ции; конфиденциальности; защиты; диалогичности и др.