Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
Педагогика как наука имеет объектом изучения личность, т.е. конкретного человека. От того насколько педагогическое знание учитывает особенности личности и ее развития зависит эффективность педагогического воздействия. Основными объективными факторами развития личности являются:
- наследственность;
- среда;
- воспитание.
Существуют два основных фактора, от которых напрямую зависит развитие личности – наследственный и социальный.
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности гены. Наследственный фактор включает в себя: особенности физиологии, анатомо-физиологические особенности, задатки. Его специфика заключается в функционировании нервной системы личности, которая выражается: в разнообразных характерах, в своеобразии работы всей нервной системы, проявлении темперамента, эмоций, чувств, в поведении и поступках. К анатомо-физиологическим особенностям следует отнести структуру тела человека, оказывающее определенное влияние на его психику. Задатки – те врожденные анатомические особенности, которые облегчают развитие.
Социальные факторы:
А) макросреда – общество во всех проявлениях. Именно оно формирует ту или иную личность (личность неодинакова даже в тоталитарном обществе);
Б) микросреда – главным определителем формирования личности является семья или микрогруппа. Именно в микросреде происходит формирование важнейших морально-нравственных характеристик человека. В педагогическом процессе следует принимать во внимание эти характеристики, совершенствовать и трансформировать в процессе обучения и воспитания.
В) труд, деятельность человека – все важнейшие качественные и количественные свойства личности формируются только в общественно-полезной деятельности. Только труд способен привить человеку те качества, которые необходимы ему в процессе взаимодействия с другими людьми.
Г) общение – формирование и совершенствование качеств личности происходит у человека в процессе общения, которое помогает присвоить индивиду новые, не присущие ему качества и свойства.
Д) организованное и специальное воспитание – воспитание является самостоятельным фактором развития личности, так как специально организовано и направлено из вне.
Е) самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности и преодоление отрицательных. Самовоспитание возникает тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки и ставить перед собой общественно значимые цели. Эта способность становится характерной для конца подросткового – начала юношеского возраста. Для развитой формы самовоспитания характерно наличие системы, выражающейся в постановке комплекса задач и отбора способов их решения. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Повторимся, что основными объективными факторами развития и формирования личности являются наследственность, среда и воспитание. Рассмотрим различные точки зрения и по этому вопросу.
Теория преформизма – древнейшая теория, в соответствии с которой все свойства и качества человека заложены в семени, т.е. ведущим и неизменным фактором является наследственность.
Теория конвергенции двух факторов предполагает взаимодействие наследственности и среды, причем наследственность является основной, а среда лишь условием реализации наследственно предопределенных особенностей личности.
Существует своеобразная теория, утверждающая, что в основе развития ребенка лежит биогенетический закон. Суть этой теории в том, что прослеживается аналогия между развитием ребенка и развитием человеческого рода: как в биологическом развитии человек повторяет все периоды животного мира, так и в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни ребенка рассматриваются следующим образом: первые полгода соответствуют развитию обезьяны; второй год жизни – элементарному человеческому состоянию; последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и пр. И только зрелость отражает современную культуру.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наследственность создает материальную основу и предпосылки развития в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.
Проблема развития личности изучается специалистами отдельных научных отраслей: физиологией, педагогической и возрастной психологией, лингвистикой, дефектологией, нейропсихологией, медициной, патопсихологией и т.д. В результате был накоплен позитивный материал об отдельных сторонах общего и возрастного развития детей. Но вместе с тем, развитие личности не изучалось как единый целостный процесс. На долгие годы педагогика лишилась своего базового фундаментального раздела теории – развитие личности. Только лишь во II второй половине 20 века начала возрождаться педагогическая антропология и целостное знание о человеке и снова становится достоянием педагогики.
Развитие личности относится к наиболее сложным и трудноразрешимым проблемам науки, это связано с многозначностью феноменологии личности, междисциплинарным статусом проблемы. Все эти и другие причины не дают возможности установить единый общенауный подход к проблеме развития личности. С трудом поддаются классификации даже отдельные свойства и качества сторон жизнедеятельности человека.
Неоднозначно определение в специальной литературе и самое главное систематизирующее понятие развития личности.
Структура процесса развития личности должна включать в себя отдельные компоненты подструктуры: отражать логическую взаимосвязь между ними, взаимопереходы внешнего и внутреннего, природного и социального. Знание личности воспитуемого необходимо педагогу для того, чтобы добиться большей результативности воспитательного процесса, предупреждать возникновение отрицательных явлений в психике формировать правильные социально-верные, ценные привычки и обычаи поведения, развивать творческие способности и дарования.
Рассматривая личность как общественно-историческую категорию, в ее характеристике выделяют социально-обусловленные функции: жизнедеятельность, дело, общение, разум, чувствование, познание.
В понятие личности включается не только ее отношение и роль в обществе, но и характерные особенности ее психологии (направленность, потребности, мотивации, способности, характер, темперамент, воля).
Согласно представленной концепции развития личности деятельность представляет собой главное и основное условие одновременного проявления всех других функций личности. Именно в деятельности человек реализует свою природную и социальную сущность. Источником активной социально и личностно значимой деятельностью являются потребности, которые могут быть социальными, материальными, духовными в зависимости от способа их удовлетворения. Непосредственными побудителями в совершенствовании того или иного поступка или действия выступают мотивы, которые определяют то поведение человека в обществе и наедине с собой. В такой же степени мотивы определяют возникновение любой исходной формы функций личности (замысел, представление, желание, ознакомление и т.д.). Все мотивы подразделяются на осознанные и неосознанные. В зависимости от такого подразделения поступки и действия совершаются осознанно и неосознанно. К неосознанным побудителям можно отнести влечение и желание.
Преобразующая роль ведущих потребностей в процессе развития личности подчеркивается в концепции А.И. Кочетова. По мысли автора потребности связывают внешние (деятельность) и внутренние (саморегуляцию) активность в единый процесс жизнедеятельности человека.
В современной педагогической науке и практике получила признание деятельностно-отношенческая концепция развития личности (Макаренко, Мясищев, Харламов, Лихачев). Основное из положений этой концепции – это то, что система социальных и личных отношений человека, является наиболее специфической характеристикой личности, пронизывающей все функциональные формы, ее макро и микро существование.
В педагогической науке процесс развития личности характеризуется количественными и качественными изменениями во взаимодействии с природой и средой.
Воспитание и развитие личности обусловлено уровнем развития культуры общества и зависит от конкретного исторического типа социума (чем выше уровень культуры в обществе, тем гармоничнее происходит взаимодействие личности с природой и средой). Тем не менее в условиях одной среды могут быть сформированы различные типы личности.
Вывод: воспитание и развитие личности происходит только в процессе включения в различные виды деятельности: учебно-познавательную, эстетическую, игровую, и т.д.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.