logo search
ГОСЫ - 2010

Коллектив как объект и субъект воспитания.

Развитие и формирование личности, как считают многие авторы, может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. При этом коллектив характери­зуется правильно функционирующими органами самоуп­равления, организованностью и взаимной ответственнос­тью в межличностных отношениях, что способствует разностороннему развитию, свободе, защищенности и дос­тоинству каждой личности.

В современной литературе под коллективом понимается:

  1. любая организованная группа людей;

  2. только высокоорганизованная группа.

В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, для которого характерны сле­дующие признаки:

• общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и люди, стоящие в очереди, и пассажиры автобуса, и преступники. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпада­ет с общественными целями, поддерживается обществом и государством;

Отдельные из этих признаков могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, коопе­рации, корпорации и т.д.), но особенно отчетливо они про­являются лишь при коллективной организации.

Кроме указанных признаков коллектив отличается и другими важными особенностями: здоровым психологи­ческим климатом, доброжелательными отношениями меж­ду членами коллектива, сплоченностью, взаимопонимани­ем и взаимопомощью, защищенностью членов коллектива, здоровой критикой и самокритикой.

Перенося вышеназванные признаки на школьный кол­лектив, можно сказать, что — это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятель­ностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безуслов­ном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.

Школьному коллективу принадлежит особая роль в соци­ализации личности. Он включает в себя единый общешколь­ный коллектив, коллективы классов, кружков, спортивных секций, временных коллективных образований. Воспитан­ник может быть членом учебного, трудового, общественно­го, художественно-творческого, клубного, спортивного и других объединений, которые по своим признакам могут рассматриваться как коллективы.

Проблеме школьного коллектива посвящены исследо­вания Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, В.М. Коротова, И.П. Иванова, А.В. Мудрика и др. Особенно весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес Антон Се­менович Макаренко.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную техноло­гию поэтапного формирования коллектива. Он сформули­ровал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть.

А.С. Макаренко определил принципы развития коллек­тива (гласности, ответственной зависимости, перспектив­ных линий, параллельного действия) и выявил стадии его развития.

На первой стадии формируется актив, основные требо­вания предъявляет воспитатель. Стадия считается завер­шенной, если в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели и совместной деятельности.

На второй стадии усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования воспитателя, но и выдви­гает собственные к членам коллектива. Основная цель вос­питателя на данной стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых этот коллектив создается.

Третья стадия характеризуется высоким уровнем организованности, предъявлением высоких требований боль­шинством членов коллектива друг к другу.

Между стадиями развития коллектива нет четких границ. Каждая последующая стадия в этом процессе не сме­няет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не дол­жен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педаго­ги выделяют четвертую стадию его развития. На этой ста­дии каждый воспитанник сам предъявляет к себе высокие требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, раз­вивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Особо важным в формировании коллектива А.С. Макаренко считал выбор практической цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко выделял три вида перспектив: близ­кую, среднюю и далекую.

Близкая перспектива — «завтрашняя радость» — выдвигается перед коллективом, находящимся на любой ста­дии развития. Близкая перспектива должна интересовать всех воспитанников.

Средняя перспектива — перспектива события, несколько отодвинутого во времени. Для его достижения необхо­димо приложить усилия. Такую перспективу следует выдвигать тогда, когда сформировался актив.

Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий перспектива.

Перед коллективом должны стоять разные перспективы: Ставить их надо так, чтобы работа завершалась реальным успехом. По мере достижения целей следует выдвигать но­вые перспективы.

Отличительными признаками сформированности кол­лектива А.С. Макаренко считал:

В настоящее время ряд положений теории Макаренко подвергается ревизии. Сложился другой подход к опреде­лению стадий развития коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Ку­ракин). Под коллективом понимается группа людей вы­сокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направлен­ностью.

Самое существенное качество группы — уровень ее со­циально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в совершенно но­вое социальное образование — в группу-коллектив.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее незнакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время (например, дети, едущие в оздоровительный лагерь). Их взаимоотношения поверхностны и ситуативны. Группа получает свое название, ей приписываются опре­деленные цели (извне), виды деятельности, условия взаи­модействия с другими коллективами. Происходит номинализация группы. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий и не произойдет даже формального межличностного объединения.

Если же начальное объединение произошло, группа поднимается на одну ступеньку — она становится груп­пой-ассоциацией. На этом уровне начинается ее общая жизнедеятельность, закладывается структура коллектива.

Совместная деятельность в рамках официальной пер­вичной группы дает ей возможность перейти к более высо­ким уровням организации, а главное, изменяет межличност­ные отношения. Группа становится группой-кооперацией.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно дей­ствующей организационной структурой, высоким уровнем сотрудничества. Ее межличностные отношения носят дело­вой характер, подчиненный достижению высокого резуль­тата. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутрен­ним единством. Именно на этом уровне члены группы ас­социируют себя с ней. В этом случае происходят процессы обособления, внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высше­му уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от кол­лектива к корпорации. Это возможно, если обособление при­ведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп, начнет противопоставлять себя другим. В этом случае груп­па превращается в группу-корпорацию-лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межличностные взаимообщение и взаимодействие, то в ней наблюдается коллективистическая направленность и она становится груп­пой-коллективом.

Различают производственные, идеологические, школь­ные, семейные, самодеятельные коллективы.

Школьный коллектив имеет сложную структуру и вклю­чает в себя коллектив учащихся, коллектив учителей. В кол­лективе учащихся выделяют:

Для выполнения определенного рода деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.).

В последнее время социологи начали выделять в коллекти­вах так называемые малые группы. В них сближение воспи­танников основывается не на общности социально значимых целей, а на личных симпатиях и узкогрупповых интересах. Эти группы стали противопоставляться коллективу.

Процесс развития школьного коллектива является не стихийным, а педагогически управляемым. В практике педагогического управления коллективом необходимо соблю­дать следующие правила:

■ разумно сочетать педагогическое руководство с есте­ственным стремлением воспитуемых к самостоятельности, независимости;

■ систематически изменять педагогическое руковод­ство, так как коллектив — это динамическая, постоянно развивающаяся система;

-осуществлять координацию других воспитательных влияний: семьи, окружающей среды, коллектива учителей, работающих в классе;

■ контролировать и корректировать выполнение члена­ми коллектива своих обязанностей в рамках демократиче­ского управления;

• определять поручения не только в зависимости от потребностей коллектива, но и с учетом интересов самих воспитуемых.

Выделяют следующие пути сплочения коллектива:

• совместная деятельность. Школьники включаются в различные виды деятельности: учебную, общественно-полезную, трудовую, игровую, художественную, эстетиче­скую, спортивно-туристическую и др. Школьный коллек­тив прежде всего сплачивает учебная деятельность, так как она осуществляется по единым программам, обучение проводят одни и те же учителя, происходит синхронное накопление социального опыта, школьники совместно пе­реживают однородные воздействия (приходит учитель и говорит об оценках за прошлую контрольную; отрица­тельные эмоции — любимая учительница на глазах детей раздавила бабочку). Сплачивают коллектив также трудо­вая и игровая деятельность при педагогически правиль­ной их организации. Через игровую деятельность воспи­танники познают окружающую действительность, сами придумывают правила игры, ее ход, являются соавторами и исполнителями;

Органы самоуправления и их количество формируются в зависимости от конкретных дел. Бывают постоянные (совет класса, старостат) и временные (штабы, комиссии, ВИГи, советы дела) органы самоуправления.

В школе высшим органом самоуправления является со­брание общешкольного коллектива или его представителей (при этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных представителям полномочий).

Основными условиями функционирования школьного самоуправления являются: периодическая сменяемость ор­ганов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, наличие системы ступенчатой ответственности, периодическая отчетность, присутствие игровых элементов.