logo search
ГОСЫ - 2010

Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.

Деятельность социальных педагогов в учреждениях ведомства Министерства культуры Российской Федерации в настоящее вре­мя практически не представлена. Вместе с тем очевидна необхо­димость культивирования социально-педагогической практики в сфере, непосредственно связанной с досугом и обеспечивающей углубление интересов и творческих возможностей граждан.

Для детей и подростков досуг представляет собой поле приоб­ретения знаний и расширения собственного горизонта, развития интересов, способностей и талантов. Такое же большое значение и имеет досуг для формирования социальных связей, качеств, чувств, собственной социальной позиции, освоения социальных ролей. Из задач социального воспитания следует, что досуг должен:

доставлять радость и удовлетворение, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможнос­ти для коммуникации, развлечения, общения;

дать возможность для реализации общественной заинтересованности, для участия в общественной жизни;

способствовать развитию собственной инициативы, самооп­ределению.

Вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре может действовать служба социально-педагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направле­ниям:

- участие в развитии социально-культурной среды, объедине­ние и координация деятельности внешкольных, культурно-про­светительных и иных учреждений для решения задач комплекс­ной организации свободного времени жителей данной террито­рии, выяснения, обеспечения их культурных запросов;

- организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом;

- возрождение народных традиций и культуры;

- организация совместного отдыха различных поколений, преж­де всего родителей и детей;

- обустройство среды жизнедеятельности жителей территории в соответствии с их социально-культурными запросами и потреб­ностями.

На базе учреждений культуры (как и учреждений образова­ния) могут работать социально-педагогические комплексы (СПК).

Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач со­циального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона. В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п. Например, СПК г.Альметьевска работают, опираясь на свои секции, в числе которых: секция массово-поли­тической работы, организации досуга, поддержания обществен­ного порядка, благоустройства и материального обеспечения мик­рорайона, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, работы с молодежью, проживающей в общежитиях1. Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продлен­ного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по ин­тересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность). Таким образом, деятельность социального педагога в учрежде­ниях культурно-досуговой сферы:

- призвана оказывать влияние на структуру жизненного про­странства личности и ее жизненные силы;

- осуществляется в свободное время личности;

- предполагает добровольность и активность подопечного;

- обусловлена национально-этническими особенностями и традициями.