logo search
ГОСЫ - 2010

Технологии работы социального педагога с семьей.

В социальной работе произошел резкий поворот к се­мье. Этот поворот вполне соответствует ориентации соци­альной работы на человека и среду его обитания. Это оз­начает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом кото­рых он является. Большинство людей имеет две семьи — семью «здесь и теперь», членом которой они являются, и семью, из которой они произошли.

Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья тысячами нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей на­правлен на изменение отношений между семьей и ее ок­ружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. Источником информации о свя­зях между поколениями является генограмма — семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и взглядов семьи на окружающий мир.

Современное состояние семейной системы также тре­бует внимания социального работника. Отталкиваясь от конкретной ситуации, он может использовать тот аспект работы с семьей, который является актуальным.

Семья как социальный институт выполняет разнообраз­ные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, первичного социального контроля, вос­питательную, духовного и культурного общения Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: не­врозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к само­му себе и окружающим его людям. В ней происходит пер­вичная социализация личности, осваиваются первые со­циальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора род­ственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социали­зации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из глав­ных объектов своей профессиональной деятельности, важ­нейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультиро­вание, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная пси­хотерапия.

Модели помощи современной семье

Существуют различные модели помощи семье, кото­рые может использовать социальный педагог

Педагогическая модель базируется на гипотезе недо­статка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Кон­сультант вместе с родителями анализирует ситуацию, на­мечает программу мер. Хотя сам родитель может быть при­чиной неблагополучия, эта возможность открыто не рас­сматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психоло­гии способы воспитания.

  1. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обсто­ятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуа­ции и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил

  2. Психологическая (психотерапевтическая) модель ис­пользуется тогда, когда причины трудностей ребенка ле­жат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, пси­ходиагностику личности, диагностику семьи. Практичес­кая помощь заключается в преодолении барьеров обще­ния и причин его нарушений.

  3. Диагностическая модель основывается на предполо­жении дефицита у родителей специальных знаний о ре­бенке или своей семье Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

  4. Медицинская модель предполагает, что в основе се­мейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера при­чин, вызывающих проблему детско-родительских и суп­ружеских отношений.

Типология, в основе которой способность семьи решить возника­ющие перед ней нормативные и ненормативные кризисы

Типология семьи по ее функциональной состоятельности Семьи можно условно разделить на функционально состоятель­ные и функционально несостоятельные («группа риска»). Среди функ­ционально несостоятельных семей, т.е. семей, не справляющих­ся с воспитанием детей, от 50 до 60 % составляют семьи, харак­теризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хроничес­ки обострены отношения супругов, и педагогически несо­стоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культу­рой родителей, неправильным стилем детско-родительских отно­шений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педан­тично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители с социально-психологическими и пси­холого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, по­тому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемей­ного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи.

Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угро­жают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с крими­нальными факторами риска, где родители из-за своего антиоб­щественного или преступного образа жизни не создают элемен­тарных условий для воспитания детей, допускается жестокое об­ращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Оче­видно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых ми­лиционеров, представителей правоохранительных органов.

Особую заботу социальной охраны и защиты должны соста­вить семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличе­нию, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащими­ся родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, ро­дителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособны­ми родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, высту­пая, таким образом, институтами десоциализации. Это крими­нально-аморальные семьи, в которых преобладают криминаль­ные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарном заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебо­шей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в се­мье, так и от криминализирующего влияния преступных образо­ваний.

Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно осуществлять совместно с сотрудниками ПДН, сконцентрировавшись на таких формах, как социальный патронаж и социально-правовая защита детей. Эти меры необхо­димы, потому что вокруг подобных семей, как правило, возни­кают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым при­общающихся к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попро­шайничеству, преступной субкультуре.

Асоциально-аморальные семьи требуют иного под­хода. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжа­тельскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нор­мы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть бла­гопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духов­ные стремления подменены исключительно стяжательскими це­лями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и цен­ностные ориентации. Данная категория семей и несовершенно­летних особенно трудна для коррекционно-профилактической ра­боты. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для при­нятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в преды­дущем случае). Здесь высокий уровень материального благососто­яния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего при­менимы коррекционные методы, основанные на принципах «об­ратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, про­исходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социали­зации является их запоздалость, прозрение часто наступает слиш­ком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности под­ростка.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.

Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирую­щим влиянием — конфликтные и педагогически несостоятельные. В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумныеми скандальными, где повышенные тона, раздраженность ста­новятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях кон­фликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных про­явлений.

В работе с семьями, где отношения супругов хронически ос­ложнены и находятся фактически на грани распада, учитель, со­циальный педагог, практический психолог, по сути дела, долж­ны выполнять психотерапевтические функции. В беседе с родите­лями необходимо, внимательно выслушав обе стороны, попы­таться по возможности погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отноше­ний, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего, на основе интересов ребенка.

С конфликтными семьями нужна кропотливая индивидуаль­ная работа по оздоровлению взаимоотношений супругов, требу­ющая большого такта, мудрости, хорошего знания жизни, про­фессионализма. Взаимоотношения супругов вряд ли можно по­править публичными разбирательствами по месту работы. К воз­действиям подобного рода нужно переходить только в крайних, исключительных случаях при явно неправильном, агрессивном поведении одного из супругов.

Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно бла­гоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие пра­вильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совер­шаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к раз­личным асоциальным проявлениям в сознании и поведении де­тей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не ока­зывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Форми­рование антиобщественных ориентации у детей происходит по­тому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-пси­хологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Педагогически несостоятельные семьи прежде всего нуждают­ся в психолого-педагогической коррекции стиля семейного вос­питания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих косвенное десоциализирующее влияние. Эту помощь могут оказать психологи, а также социальные педагоги и опытные учителя, которые хорошо знают индивидуальные особенности детей и подростков, условия их се­мейного воспитания и имеют достаточную психолого-педагоги­ческую подготовленность.

Типология семьи по типу воспитательных ошибок

Семьи с попустительско-снисходительньш стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настрое­ние таких родителей, заставить всерьез реагировать на проблем­ные моменты в поведении ребенка.

Семьи с позицией круговой обороны воспитания, строят свои от­ношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто ука­зывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвля­ет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами мораль­ного сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родите­ли, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что он ра­стет «бандитом» и т. п. Это приводит к утрате у ребенка стыдливо­сти, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отноше­нию к взрослым, родителям.

Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подверга­ют их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полнос­тью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием — же­стокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрес­сивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия, защищающие ребенка от жестокости, — от убеждения до административно-уголовного на­казания.

Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противопо­ложность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочита­ют увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога в данном случае требуется твердость, требовательность в отноше­нии как несовершеннолетнего, так и его родителей.

Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частно­сти мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим де­тям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чув­ствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Та­кие подростки с благодарностью воспринимают заинтересован­ное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способ­ны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с боль­шой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к поздним детям, когда долго­жданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы мо­литься, все его просьбы и прихоти выполняются, в результате у него формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жерт­вами которого становятся сами же родители.

Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у роди­телей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слез, ругани до умилительно-ласка­тельных проявлений, что приводит к потере родительского авто­ритета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей. Нужна терпеливая по­следовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Получаемые в результате разнообразных диагностических дей­ствий доказательства принадлежности семьи к тому или иному типу облегчают выбор наиболее эффективного направления со­циально-педагогической работы с ней, но они относительны и не могут застраховать от возможных просчетов и ошибок. Значи­тельная роль принадлежит педагогическому мастерству и такту социального педагога. Так, организуя работу с семьей, вне зави­симости от ее типа необходимо учитывать следующее:

Традиционными категориями семей, с которыми работает со­циальный педагог, являются малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.

Малообеспеченные семьи. Точкой отсчета бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме РФ» (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребитель­ской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный на­бор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного миниму­ма, установленного в соответствующем субъекте Российской Фе­дерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные се­мьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (осо­бенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие), семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной за­щите малообеспеченных граждан, важнейшими являются: льгот­ное налогообложение; предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслу­живании и т.п.); пособия по безработице, на детей, пенсии и т.д. При оказании материальной или финансовой помощи учиты­вается имущественное положение семьи (наличие жилья, авто­мобиля, гаража и т.п.), а также ее тип.

«услуги (информационные, консультационные, психотерапевти­ческие и т.п.) она не имеет. Данный тип семьи временные зат­руднения может решать самостоятельно, без внешней помощи (которая в отдельных случаях может восприниматься как унижающая достоинство).

• Процветающих семей сегодня около 10%.

К основным направлениям работы социального педагога с мало имущими семьями можно отнести:

- выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и "внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи,

• направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации;

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;

- организацию досуга и отдыха детей из данной категории се­мей совместно с профсоюзными организациями и администра­цией предприятий и организаций, находящихся на данной тер­ритории;

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граж­дане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (до­хода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятос­ти населения в Российской Федерации» (1991) не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с пен­сионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) или не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получе­ния профессиональной подготовки либо от предложенной опла­чиваемой работы, включая работу временного характера; не явив­шиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их ре­гистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопро­сам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам за­нятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свобо­ды, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, состав­ляют значительную часть безработных. К семьям безработных от­носят семьи с одним или несколькими безработными. Для оказа­ния социальной помощи семьи безработных дифференцируют: первую группу составляют полностью безработные семьи (все совершеннолетние, трудоспособные члены являются безработны­ми), вторую — частично безработные семьи (хотя бы один совер­шеннолетний трудоспособный член семьи не имеет работы).

Основные проблемы семей безработных:

- материальные (для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей своих и своей семьи в еде, одеж­де, жилье);

- проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у большинства из них.

Основные направления социально-педагогической работы с семь­ями безработных:

- оказание посильной организационно-юридической помощи (отстаивание интересов безработных и членов их семей, консультационные услуги и т.п.);

помощь в создании различных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будет обучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечение к заня­тию в подобных объединениях людей, которые недавно были без­работными, но в настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;

Многодетные семьи. Под многодетной семьей принято пони­мать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель ве­рен для европейской части России. В районах с традиционно вы­сокой рождаемостью он может быть увеличен.

Можно выделить следующие виды многодетных семей.

Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую явля­ются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных поло­вых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача — произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.

Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко оп­ределить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой социальной и иной помощи.

Основные проблемы многодетных семей:

Указом «О мерах по социальной поддержке многодетных се­мей» (1992) были установлены льготы для многодетных семей:

- скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих централь­ного отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пре­делах норм, установленных для продажи населению на даннойтерритории;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трам­вай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

- содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

- льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы на условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.п.);

- необходимая помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые пред­приятия и другие коммерческие структуры.

К основным направлениям работы социального педагога с много­детными семьями относятся следующие: