logo search
ГОСЫ - 2010

История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.

I этап IX-XVI вв. В этот период благотворительность на­чиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включа­лась в обязанности государства.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающим­ся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко». Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Вла­димир положил начало и осуществил ряд мероприятий по при­общению россиян к просвещению и культуре. Он учредил учи­лища для обучения детей знатных, среднего состояния и убо­гих, видя в образовании детей одно из главных условий разви­тия государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем ижди­вении 300 юношей.

В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось ог­ромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благород­ную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за на­циональное возрождение и имела исключительно важное зна­чение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ори­ентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломлен­ные физически и морально. В отличие от западной церкви, ко­торая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т. е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трех важ­нейших функций: обучения, лечения, призрения.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. Среди священников мы находим немало ярких примеров, ког­да их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызы­вают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил людям верой и прав­дою в Оптиной пустыни, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относиться ува­жительно к людям, заботиться о детях, совершать акты мило­сердия и любви к ближнему.

Но традиции благотворительности в русском народе не огра­ничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Про­стые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь — детям. Дело в том, что в этот период дети не осозна­вались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам истори­ков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи де­тям, особенно брошенным матерями, тогда как народ не оста­вался безучастным к судьбам сирот.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во вре­мя эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах соору­жались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занима­лись их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний насе­ления окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка», «Живой — не без места, а мертвый — не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несча­стная смерть, и несчастное рождение.

При всей своей примитивности дома для убогих детей яв­лялись выражением народной заботы о сиротах, проявлени­ем человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских пережи­ваний.

К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с бла­готворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специаль­ные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

II этап с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот пери­од происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю при­зрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алек­сеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нужда­ющихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными поро­ками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для «за­зорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорож­денных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживаю­щих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадель­ни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строитель­ством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младен­цев ».

Благотворительная деятельность Российского императорско­го двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоров­на, жена Павла I и первый министр благотворительности, про­являла большую заботу о сиротах. В 1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в кото­ром, в частности, предлагается «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам «доброго поведения». Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное — после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки — до 15». Как пра­вило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управ­лялось органами общественного призрения. Так было положе­но начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспита­тели были «искусны и умелы», Мария Федоровна на собствен­ные средства открывала педагогические классы при воспита­тельных домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окон­чившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимна­зиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернан­ток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухоне­мых детях.

В этот же период начинают создаваться общественные орга­низации, самостоятельно выбирающие объект помощи и рабо­тающие в той социальной нише, которую государство не охва­тывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропи­ческое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Моск­ве, создается опекунский совет детских приютов, который воз­главляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятель­ность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без при­смотра родителей. Позднее при совете стали открываться от­деления для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московс­ких бедняков.

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал ори­гинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис «в России слепых нет».

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается систе­ма призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выпол­няя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную поли­тику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

III этап с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотвори­тельной деятельности к частной благотворительности. Зарож­даются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвова­ния частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Как и в Западной Европе, в России постепенно формирова­лась сеть благотворительных учреждений и заведений, налажи­вались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект разви­тия, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.

Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых детях, основанное еще импе­ратрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.

Не менее значительным было Попечительство Марии Алек­сандровны о слепых детях. Основным источником дохода По­печительства был кружечный сбор — материальное пожертво­вание всех церквей и монастырей, которое собиралось на пятой неделе после Пасхи. В училища принимались дети от 7 до 11 лет на полное казенное содержание в случае крайней нужды.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 г. в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализо­ванных детей. В конце XIX в. становится необходимым откры­тие приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую благородную мис­сию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-иди­отов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревс-кий открывает врачебно-воспитательное заведение для умствен­но отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с пробле­мами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни.

Таким образом, система общественно-государственного при­зрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление про­фессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.

В этот период благотворительность принимает светский ха­рактер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связы­вается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных спе­циалистов. Начинают организовываться различные курсы, став­шие началом профессионального обучения кадров для соци­альных служб. «Социальная школа» была образована на юриди­ческом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественноепризрение».В1910и1914гг.со­стоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы.

Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, кото­рая осуществляла статистический сбор данных о детях, исклю­ченных из школы или выгнанных из приютов за дурное пове­дение; контролировала условия содержания малолетних пре­ступников; содействовала в открытии детских приютов.

Вопросам исправления малолетних преступников путем пси­хического воздействия на почве любви к ближнему были посвя­щены съезды представителей русских исправительных заведе­ний для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов).

В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. Открывались благотворительные общества, которые на собственные деньги создавали учреждения для ока­зания помощи детям, вставшим на путь преступления.

В начале XX в. в России успешно развивалась система раз­личных социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благо­творительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-вос­питательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулато­рий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчи­вое положительное отношение к благотворительности.

IV этап с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Ок­тябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотвори­тельность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благо­творительная деятельность была запрещена. Ликвидация ча­стной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фак­тически ее репрессирование закрыло путь церковной благотво­рительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в резуль­тате острейших социальных катаклизмов (первой мировой вой­ны, нескольких революций, гражданской войны) резко возрос­ло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подро­стков, проституция несовершеннолетних — острейшие соци­альные и педагогические проблемы того периода, которые тре­бовали своего решения.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспри­зорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Были созданы учреждения по со­циально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Моск­вы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

В этот период активно начала развиваться педология, кото­рая ставила перед собой задачу на основе синтезированных зна­ний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспи­тание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профес­сиональными ролями и т. д.

На 20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в чис­ле которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечат­ляющие достижения в практической работе по социальной ре­абилитации «трудных» детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония им. М. Горького и др.) получили заслуженное международное признание.

Однако система социального воспитания и педология раз­вивались недолго, фактически они прекратили свое суще­ствование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской те­ории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессиро­ваны, а социальное воспитание и понятие среды дискредити­рованы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных в нашей истории «великим перело­мом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сло­жившемся тоталитарном государстве произошла подмена обще­человеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопи­ческой идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отече­ственной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились род­ных и остались без крова, — писала газета «Правда», — их нуж­ды должны быть приравнены к нуждам фронта». Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пы­тается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрож­дается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в пере­даче личных сбережений населения на их нужды.

В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился яв­ный поворот в сторону социальной педагогики, создания и раз­вития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, свя­занных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.