Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
Социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.
В зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть:
дома и микрорайоны;
Социальный педагог призван способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному ребенку (взрослому), развивая его активность как субъекта воспитательного процесса.
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.
Квалификация выпускника — социальный педагог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки социального педагога по специальности 050711 Социальная педагогика при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен быть:
подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими);
выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации; решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образова ния; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки, основы права; научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по специальности 031300 Социальная педагогика подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.
Виды профессиональной деятельности специалиста: научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно - просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.
Специализации социальной работы. Практика показывает, что сфера социальной работы в России расширяется год от года. И хотя социальная работа — единая профессия, ей свойствен широкий спектр специализаций. В формирующейся системе социальных служб наибольшее распространение получили следующие специализации.
Социальный семейный педагог или работник семейного профиля..Специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Клиентами социального семейного педагога (работника) являются 30—50 и более семей, проживающих в одном или нескольких близлежащих домах. Ныне это самый распространенный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля, который представляет собой базовый компонент в инфраструктуре кадрового обеспечения системы социальных служб. Семейный педагог — специалист высшей квалификации, человек большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи в этически допустимых формах на основе включения самой семьи в этот процесс.
Общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник. Специализируется на оказании разносторонней помощи сельским жителям. Клиентами общинного социального педагога (работника) являются все жители данного села, деревни, поселка. Это специалист высшей квалификации, широкого профиля, большого жизненного опыта, профессионального мастерства, авторитетный и уважаемый на селе. Желательно, чтобы это был местный житель, хорошо знающий традиции, специфику, образ жизни, психологию сельского населения.
Специалист по социальной работе с детьми и молодежью (молодежный социальный работник). Специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского социума, проживающим на Территории обслуживаемого им микрорайона, границы которого определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы с детьми он уделяет особое внимание развитию детских и молодежных социальных инициатив, способствует включению детей и молодежи в решение социальных проблем города, села, общины и на этой основе созданию корпуса помощников (ассистентов) социального педагога (работника).
Специалист по организации культурного досуга.. Специализируется на организации социокультурной деятельности как детей, так и взрослых. В организации культурно-досуговой деятельности населения он отдает приоритет семейным формам досуга, уделяет специальное внимание организации совместного времяпрепровождения детей и их родителей, пожилых людей, инвалидов, различных социально ущемленных групп населения.
Валеолог, специалист по охране здоровья, медицинский социальный работник. Социальные работники, представляющие это направление, заботятся о своевременном сохранении людьми своего здоровья, о повышении их жизненной активности, включении в физкультурно-оздоровительную деятельность. Их клиентами являются дети и взрослые. В организации медико-оздоровительной деятельности населения приоритет отдается семейным формам; особое внимание уделяется оздоровлению детей, пожилых людей, инвалидов.
Социальный эколог. Специализируется на организации экологической и природоохранной деятельности населения. Работает с детьми и взрослыми, с предприятиями и учреждениями обслуживаемой им территории. В организации экологической деятельности он отдает приоритет организации общественного движения в защиту окружающей среды, экологическому образованию детей и взрослых.
Социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости. Организует разнообразные виды трудовой деятельности, способствует созданию новых рабочих мест, оказывает помощь безработным, содействует трудоустройству и профессиональной адаптации подростков и молодежи. Способствует развитию семейныхформ трудовых объединений: особое внимание уделяет организации внешкольной трудовой деятельности детей, организации труда пожилых людей и инвалидов.
Социальный этнолог. Специализируется на организации этнокультурной работы по возрождению прогрессивных народных, национальных традиций, обрядов, народного творчества: промыслов, ремесел. В этнокультурной деятельности отдает приоритет восстановлению традиционных форм общения, проведения досуга, развитию ремесленных промыслов, присущих данному этносу.
Социальный педагог-дефектолог. Специализируется на оказании профессиональной коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, их семьям. Его клиентами становятся дети, которые проживают на обслуживаемой им территории, обучаются в образовательных, специализированных школах или на дому. Сфера деятельности социального педагога-дефектолога определяется органами муниципальной власти исходя из потребностей конкретного социума. В организации коррекционной работы основное внимание он уделяет ликвидации социальных причин заболевания детей, их адаптации к условиям среды проживания.
Социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами (в том числе с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями). Этот специалист особое внимание уделяет организации межличностного общения здоровых и больных детей, различным видам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде.
Социальный работник-геронтолог. Специализируется на оказании всесторонней помощи пожилым людям. Его клиентами являются лица пенсионного возраста, проживающие на обслуживаемой им территории. В организации работы он уделяет особое внимание социальной реабилитации пожилых людей, включению их в различные виды активной общественно ценной деятельности, организации досуга.
Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной или профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы реабилитации, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Социальный педагог (работник), специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям. Клиентами этого специалиста являются дети с нарушениями норм поведения, проживающие на обслуживаемой им территории. Особое внимание он уделяет профилактической работе и предупреждению противоправных действий подростков и их реабилитации путем создания условий для организации их социально полезной, оздоровительной деятельности и нормального быта.
Специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог. В сфере деятельности этого специалиста решение вопросов, связанных с организацией специальной практики, руководством процессом социального формирования и развития личности в условиях открытой микросоциальной среды, проведением экспертизы перспектив развития системы социальных служб. Специалисты этого профиля — работники муниципальных органов власти, комитетов социальной защиты, социальной помощи семье, собесов, центров социальной педагогики и социальной работы, межведомственных культурно-досуговых центров.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.