logo search
ГОСЫ - 2010

Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществлятся штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и ме­дико-социальной помощи, которые оказывают методическую по­мощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобра­зовательных школ, а также оказывают комплексную медико-пси­холого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по ре­шению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, шко­лы-интернаты для детей с недостатками умственного и физиче­ского развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе опреде­ляется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На осно­ве отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в обра­зовательном учреждении:

- развивать процесс опережающей социализации, т.е. знако­мить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их роле­выми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих пер­спектив;

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (тре­бованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

-организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

Социальный педагог является равноправным членом педаго­гического коллектива. Он принимает участие в работе педагоги­ческих советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального педагога утверждается руководи­телем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обя­занностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специа­листа решаются в соответствии с действующим законодательством.

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осу­ществляют связь с социальными службами и службами занято­сти, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адап­тации.

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дез­адаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществ­ляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами со­циальной защиты населения по месту жительства воспитанни­ков, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющи­ми) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, про­ведения родительских собраний.

Во многих современных образовательных учреждениях созда­ются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их ро­дителей, педагогического коллектива, представителей обществен­ных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспи­танников) и оказания квалифицированной и своевременной со­циальной поддержки и помощи. Социальная служба должна вы­полнять следующие функции:

способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в уч­реждениях системы образования — необходимое, постоянно раз­вивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участни­ков педагогического процесса.