logo search
ГОСЫ - 2010

Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.

Социальное управление — предмет изучения отдельного на­правления в теории управления — социального менеджмента.

Управление — целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее со­вместную деятельность людей.

Термин «социальный» имеет двоякий смысл. В широком смыс­ле он тождествен понятию «общественное» и употребляется при сопоставлении общества с природой, а в узком — означает нали­чие социальных связей между людьми.

Индивид, группа, организация, социальные процессы — объек­ты социального управления. Оно имеет дело с человеком, взятым в его социальном качестве (социальные цели, социальный статус и роли, ожидания в отношении статуса и ролей, нормы и ценно­сти и т.п.), т.е. с личностью, а также с управлением процессами взаимодействия социальной среды и личности. Для социального управления важно поведение человека, являющегося объектом и субъектом социальных отношений (действий со стороны обще­ства и его институтов). Оно направлено на поддержание равнове­сия и развития управляемого объекта. К методам социального уп­равления относят прямое управление в форме задания, приказа; управление через мотивы и потребности (стимулирование); уп­равление через систему ценностей (воспитание, образование и т.п.); управление через окружающую среду (например, измене­ние условий деятельности) и др.

По своей сути социально-педагогическая деятельность пред­ставляет собой социальное управление процессами развития лич­ности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре социального учреждения. В связи с этим для совершенствования деятельности социального педа­гога можно воспользоваться рекомендациями и разработками со­циального менеджмента.

Технология социального посредничества

Социальное посредничество — это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. В роли такого субъекта может выступать группа, коллектив, отдельная личность, семья, целый социальный слой и др. Для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов (государствен­ное социальное учреждение, общественные организации, ком­мерческие структуры, специалисты и т.д.).

Быть социальным посредником — значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный педагог должен уметь уста­навливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко специалист выступает в роли посредника между конфликтующими сторона­ми. В таком случае он может оказаться «между двух огней», и ему следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвине­ния в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументированно отводить обвинения, продолжая по­среднические усилия.

В социально-педагогической практике посредничество реали­зуется в различных формах.

Посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реаби­литационных проблем клиентов: участие в оформлении опеки (по­печительства), взаимодействие с инстанциями при решении воп­росов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, уча­стие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям, со­вершенным несовершеннолетними и т.п.

Для примера рассмотрим участие социального педагога в допросе или иных процессуальных действиях по делу несовершеннолетнего. Соци­альный педагог в силу профессиональных обязанностей может выпол­нять функции общественного защитника или приглашаться как предста­витель образовательного учреждения. В связи с этим следует иметь в виду следующие рекомендации:

1) перед посещением допроса или иного процессуального действия вспомнить свои права и обязанности;

2) при подобных визитах лучше иметь под рукой тексты Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН от­правления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих принципов ООН предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские Руководящие принципы), Федерального закона РФ «Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), а так­же книги на тему защиты прав детей. При необходимости в тактичной форме можно ссылаться на положения перечисленных документов. Важно уяснить, знаком ли следователь с положениями этих документов, готов ли выполнять их требования и рекомендации;

3) по прибытии на допрос необходимо попросить следователя (до­знавателя, прокурора, судью) ввести вас в курс дела. Желательно по­нять, понимает ли следователь роль социального педагога в допросе или же пригласил его (допустил для участия в допросе) просто так, для формы;

4) при допросе несовершеннолетнего в обязательном порядке выяс­няется:

- беседовали ли ранее с ребенком по вопросам, которые ставятся перед ним на допросе, не пытался ли оказать допрашивающий на ребен­ка давление, чтобы заставить его занять позицию, противоречащую его интересам;

- каковы причины, предпосылки и условия совершения ребенком преступления. Причины — это то, что непосредственно толкнуло ребен­ка на совершение преступления. Предпосылки и условия — это такие обстоятельства, которые благоприятствовали совершению ребенком пра­вонарушения. Для социального педагога особенно важны социальные, психологические и педагогические предпосылки преступления;

- применялось ли к ребенку насилие в ходе задержания, дознания, следствия. Если да, было ли применение такого насилия обоснованным (см. ст. 13 — 16 Закона РФ «О милиции»);

- не оказывалось ли на ребенка психологическое давление (угроза при­менения насилия, оглашения нежелательных сведений, обещание осво­бождения из-под стражи при даче соответствующих показаний и т.д.);

- если ребенок находится под стражей — в каких бытовых, санитар­ных, педагогических условиях он содержится, не влияют ли эти условия на характер даваемых им показаний;

5) определить, соответствует ли психологическое, нравственное, культурное, интеллектуальное, физическое развитие несовершеннолет­него возрасту, не имеется ли в связи с тем, что ребенок отстает в разви­тии, оснований для постановки вопроса о прекращении в отношении него уголовного дела с применением принудительных мер воспитатель­ного характера;

6) постараться выяснить, не существует ли по месту содержания ре­бенка под стражей обстоятельств, угрожающих его жизни, безопаснос­ти, здоровью, достоинству;

7) в ходе допроса определить, понятны ли ребенку поставленные перед ним вопросы, правильно ли он воспринимает их, каким образом его ответы на эти вопросы отражены в процессуальных документах, ясны ли ему его права, может ли он ими пользоваться. В случае, если ребенок испытывает затруднения, помочь ему сформулировать свои ответы, реа­лизовать гарантированные законом права;

8) обсудить вопрос о возможности смягчения ребенку меры пресе­чения;

9) совместно с ребенком решить вопрос об оказании ему социаль­ной помощи в документировании, трудоустройстве, устройстве в учеб­ное заведение, секцию, кружок, иную организацию досуга, в разреше­нии острых конфликтов, с которыми он столкнулся;

10) предоставить ребенку литературу по защите его прав, при необ­ходимости вручить или выслать ему те нормативные акты, в которых он нуждается;

11) выяснить, какие проблемы угнетают ребенка (отсутствие связи с родными, посылок или передач, конфликт с девушкой, притеснения со стороны более сильных сверстников и т.д.), и принять меры к разреше­нию этих проблем;

12) составить отчет по участию в допросе (см. приложение);

13) осуществить мероприятия, которые намечено провести в интере­сах ребенка. Отразить в отчете их результаты;

14) через 1 —3 месяца выяснить у следователя судьбу ребенка. В зави­симости от того, какие меры исправительного воздействия на ребенка избраны, связаться с педагогом, воспитателем по месту отбывания ре­бенком наказания или испытательного срока и обсудить с ними, в ка­кой социально-педагогической или иной помощи ребенок нуждается, передать им свои выводы и наблюдения1.

Социально-педагогическое посредничество, суть которого состоит в обеспечении педагогически целесообразных взаимодействий между личностью, группой, семьей, обществом, государством. Согласно методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» социальный педагог — это прежде всего посред­ник, связующее звено между личностью ребенка (в данном слу­чае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ре­бенке и его семье; наставник, который на протяжении ряда лет «ведет» ребенка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать кон­фликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контак­тах с соответствующими специалистами.

Посредничество в поиске социальных служб и учреждений, спо­собных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку. Логику деятельности социального педагога можно представить следую­щим образом:

а) диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение с имеющейся информацией о характере услуг, кото­рые оказываются населению различными организациями и уч­реждениями;

б) выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему, рекомендация его клиенту;

в) помощь в установлении контакта, содействие приему клиен­та в соответствующем учреждении, организации, у специалиста;

г) проверка результативности контакта, продвижения в реше­нии проблемы. С этой целью необходимо организовать обратную

связь с клиентом и/или специалистами учреждения. Пока кон­такт не станет прочным, социальный педагог должен держать си­туацию под контролем.

Посредничество в решении межличностных, семейных конфлик­тов и др.

К основным приемам оказания посреднических услуг можно отнести следующие:

- оформление выписки с перечислением самых необходимых данных об организации или учреждении (адрес, номер телефона, фамилия, имя, отчество специалиста, разъяснение пути следова­ния, транспорта и т.п.) для обратившегося взрослого или ребен­ка. В случае, когда посредничество социального педагога ограни­чивается оформлением выписки, инициатива установления кон­такта с учреждением (специалистом), договоренность о встрече остаются за клиентом;

- составление сопроводительного письма, в котором указаны причины и цели обращения клиента в учреждение. В этом случае клиент освобождается от необходимости предварительных разъяс­нений, а специалисты (представители учреждения) получают чет­кое представление о том, что он ожидает от них;

- личный контакт социального педагога с представителем уч­реждения или специалистом (непосредственный или опосредо­ванный, например, по телефону). Социальный педагог получает возможность уточнить суть дела, сообщить собственное мнение, договориться о дальнейших переговорах по поводу решаемой про­блемы, обеспечить надежность организуемого контакта;

- подбор сопровождающего для клиента из числа педагогов, родственников, близких людей, который владеет информацией о координатах и содержании предстоящего контакта;

- заключение устного или письменного, официального или неофициального, двустороннего (социальный педагог — клиент) или трехстороннего (социальный педагог — специалист (учреж­дение) — клиент) договора как одного из способов установления правил, норм взаимодействия двух и более субъектов. При этом каждый из субъектов договорного взаимодействия принимает и считает эти правила важными.

Договор представляет собой результат процесса переговоров. Содержание данного процесса включает выявление каждым из партнеров своего личного интереса, отстаивание его и нахожде­ние совместных интересов, на основании которых партнеры вы­ясняют предметы и способы взаимодействия. Наиболее распрост­ранен в отечественной практике договор об услугах.

В посреднических услугах социального педагога договор — это рабочее соглашение, заключаемое между клиентом, социальным педагогом и другими лицами, участвующими в процессе оказа­ния помощи. Они могут договариваться:

- о целях проводимой работы, о ключевой проблеме или про­блемах, которые они надеются разрешить;

- о задачах предоставляемых услуг;

- о временных рамках их совместной деятельности;

- о различных процедурах или специальных методиках, кото­рые будут использоваться (например, индивидуальная, группо­вая работа или работа с семьей);

- об особых требованиях социального центра или службы (на­пример, об оплате, часах работы, о специалистах, которые будут заниматься с клиентом, о необходимости сообщения в суд или другие службы и т.п.).

Цель договора — разъяснить сторонам различные аспекты пре­доставляемых услуг. Договор об услугах в целом не носит юриди­ческого характера (в отличие от типового договора, например, о платных услугах). Юридический договор ко многому обязывает, его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах очень гибкий, в нем стороны могут в ре­зультате повторных обсуждений менять отдельные пункты. На­пример, могут пересматриваться цели, временные рамки, мето­дики работы в процессе предоставления услуг. Бывают случаи, когда социальный педагог работает в тесной связи с судом или законодательной системой и должен тщательно различать пункты договора об услугах, которые обусловливаются судебными реше­ниями, и менее строгие пункты, касающиеся других услуг. Такой «двойной договор» может помочь недобровольным клиентам из­влечь пользу из принудительно оказываемых услуг.

Существенно, что при составлении договора об услугах соци­альный педагог поощряет клиента активно участвовать в выработ­ке его условий. Этого можно достичь, дав клиенту возможность первому изложить свои взгляды на проблему или пути ее решения, выражая их собственными словами. Совместная работа над догово­ром об услугах очень значима, так как это один из способов реали­зации этического принципа самоопределения клиента.

Заключение договора — важный этап непосредственной рабо­ты с личностью, семьей и группой, и он нередко оказывается весьма сложным. С некоторыми клиентами очень трудно достичь соглашения. Иногда клиент или специалист при обсуждении до­говора нарочно скрывает какие-то позиции, надеясь, что они как-то разрешатся в дальнейшем. В других случаях одна из сторон может намеренно саботировать соглашение, если она не была ак­тивно вовлечена в процесс принятия решения или ее мнение не было учтено в окончательном варианте. В таком случае задача со­циального педагога — дипломатично обсудить болезненно-чув­ствительные проблемы клиента. Он должен всячески способство­вать достижению соглашения с клиентом и помогать ему и обоим сторонам следовать правилам договора.