logo search
ГОСЫ - 2010

Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.

Форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности."

Формы воспитательной работы выполняют определенные функции:

Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают:

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитатель­ной работы, различаемых по количеству участников.

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.

Групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитате­ля: помочь каждому проявить себя, создать условия для по­лучения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов.

Коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования.

Роль и место воспитателя в каждой из форм воспитатель­ной деятельности различны. Они зависят от возрастных осо­бенностей воспитанников, целей воспитания. С воспитан­никами младшего возраста воспитатель является ведущим организатором, с воспитанниками среднего возраста может быть рядовым участником и воздействовать личным при­мером, с воспитанниками старшего возраста — советчи­ком, консультантом, участником, помощником. Воспитате­лю важно расположить к себе воспитанника, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями; при этом необходимо проявлять демократичное, уважи­тельное, тактичное отношение к личности.

Л.И. Маленкова предлагает иную классификацию форм воспитательной деятельности1:

Для успеха дела воспитатель должен хорошо знать воз­можности своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.

Форма воспитательной работы может быть коллектив­ной творческой (если она создается участниками деятель­ности в процессе совместного поиска, при этом учитыва­ются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле); по исполнению — неповторимой.

В процессе коллективной творческой деятельности (КТД)1 воспитанники вместе со взрослыми и под их руко­водством создают новый опыт, применяют ранее усвоен­ные знания и умения, приобретая новые.

Основой методики КТД является сотрудничество, со­вместная деятельность всех членов коллектива, общее пла­нирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практиче­ских задач.

Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, кол­лективный анализ.

Этапы подготовки и проведения КТД (по И.П. Иванову).

Первый этап. Создается временная инициативная груп­па (ВИГ), которой поручается разработка плана предсто­ящего дела. Создание группы с помощью выборов, вклю­чение добровольцев, попеременное участие воспитанников в группе инициаторов реализует несколько воспитатель­ных задач: мотивируется вслух выдвижение каждой канди­датуры, формируется опыт создания органов самоуправле­ния, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников и т.д.

Второй этап. Временная инициативная группа разраба­тывает концепцию предстоящего мероприятия: участники группы вносят предложения, обсуждают их, коллективно выстраивают общую программу предстоящего дела. В про­цессе данной деятельности у воспитанников формируется опыт группового планирования.

Третий этап. На данном этапе ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые по­требуются для реализации задуманного. Воспитательный результат этого этапа заключается в том, что здесь форми­руются практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела. Развивается реализм в деятельности.

Четвертый этап. Инициативная группа распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Ин­дивидуальные, групповые, парные поручения даются в расчете на то, чтобы ими были охвачены все воспитанни­ки. Воспитательный результат выражается в формирова­нии социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

Пятый этап. Группа, получившая задание к предсто­ящему коллективному творческому делу, включается в дея­тельность по его подготовке.- Воспитательный результат выражается в формировании опыта познавательных, ор­ганизаторских, тематических, оформительских действий. Происходит взаимообогащение деловыми качествами вос­питанников.

Шестой этап. Проведение подготовленного дела. В ходе разнообразной коллективной, групповой, индивидуальной деятельности формируется личность воспитанника.

Седьмой этап. После завершения мероприятия происходит заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель — коллективный анализ замысла и каче­ства осуществления программы. Воспитательный смысл этого этапа состоит в приучении воспитанников к самоана­лизу и критической оценке своих действий, умений.

После обсуждения, коллективно подготовленного и проведенного дела ВИГ распадается. Действует принцип перемены ролей. Наиболее эффективные приемы, применяемые на всех стадиях проведения КТД: создание микроколлектива, группы для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания; «мозговая атака», то есть поиск наилучших вариан­тов решения; создание «банка идей»; отбор и защита идей.

Организатору коллективной творческой деятельности полезно помнить, что:

число участников в коллективе может быть от 7—9 до 25—30 человек (оптимально для групповой и коллективной формы работы). При увеличении количества участников эффективность дела резко снижается;

доминируют цели индивидуального развития личности каждого участника КТД;

творческие задачи определяются самими участниками деятельности;

каждому воспитаннику предоставляется возмож­ность выбрать то, что соответствует его интересам и же­ланиям.

Описанная выше технология может быть использована при проведении различных по форме воспитательных ме­роприятий (классных часов различной тематики; конфе­ренций; праздников поэзии, музыки, песни, танца; устных журналов; конкурсов; встреч с интересными людьми, со сверстниками, выпускниками и т.д.).

Кроме перечисленных выше в последние годы распрос­траненными становятся следующие формы воспитатель­ной работы.

Публичная лекция для широкого круга воспитанников: 15—20 минут насыщенной яркой информации с необычными примерами и фактами, красочной эстетической об­становкой позволяют «высветить» отношение к рассматри­ваемому предмету или событию.

«Сократовская беседа» — развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопро­сов с последовательными ответами, постепенно приводя­щими к истине.

Открытый микрофон для обсуждения проблем обще­ственной жизни.

Философский стол для философского осмысления жиз­ни воспитанников.

Дискуссионные качели по предложенной теме, когда две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений.

Интеллектуальный аукцион — игровая форма состяза­тельной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» — книгу, репродукцию, фотогра­фию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искус­ства, — надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете.

Разговор при свечах — откровенная беседа на темы ин­тимно-личностного общения, этического содержания жиз­ненных ценностей.

День гения — серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных личности великого человека, чаще всего связанных с юби­лейной датой.

Круглый стол с острыми углами — выявление и обсуж­дение мнения воспитанников по поводу животрепещущих проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов.

Выбор средств и форм воспитания — это серьезная задача, которая стоит перед воспитателем, и от ее реше­ния зависит эффективность любой воспитательной дея­тельности.

При выборе средств и форм необходимо, чтобы они реализовывали образовательную, развивающую и воспита­тельную функции, инициировали духовную активность, мыслительную деятельность, самостоятельность взаимо­действия с предметами окружающей реальности.

В каждом отдельном случае в воспитательной деятельно­сти принимают участие разные воспитанники со своими особенностями, интересами, возможностями. Взрослый уча­стник также неповторим, как и дети. Исходя из этого стро­ить работу по чужим сценариям нецелесообразно, формы работы не должны быть однотипными. Следует использо­вать отдельные идеи, элементы уже созданных, апробиро­ванных на практике форм воспитательной работы. Предпоч­тительно, когда рождение формы происходит в процессе сотрудничества воспитателя и коллектива воспитанников.

Выбирая форму воспитания, нужно учитывать конкрет­ные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников; принципы организации воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, воз­можности педагогов и родителей.

Каждая форма воспитания требует определения конк­ретных способов, приемов, методов организации деятель­ности, что целесообразно осуществлять вместе с участни­ками этой деятельности. Часто бывают ситуации, когда воспитатель сам продумывает и выстраивает форму воспи­тательной работы. Это зависит от ее особенностей, цели, возможностей воспитанников (кто является организатором, какова ее длительность и т.д.).