logo search
ГОСЫ - 2010

Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.

Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и регио­нальном уровнях нормативно-правовые основания. Международ­ный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогиче­ской деятельности представлен, прежде всего, Конвенцией ООН о правах ребенка (1989).

Конвенция — международный договор, соглашение по ка­кому-либо специальному вопросу.

Данный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель Конвенции состоит в макси­мальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифициро­вавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-полити­ческой жизни.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в воз­расте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершенноле­тия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, эко­номических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она показывает, что необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей сво­бода зависит в первую очередь от здоровой и безопасной окру­жающей обстановки, доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Отсутствие дискриминации является важным принципом Кон­венции: дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имуществен­ного положения, состояния здоровья и места рождения ребен­ка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Конвенция расширяет рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях пред­ставителей национальных меньшинств и групп коренных наро­дов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсут­ствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения о за­щите прав детей, вовлеченных в преступную деятельность. Кон­венция признает первостепенную роль семьи и родителей в забо­те о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Согласно данному документу основные права ребенка — право на выживание, право на разви­тие и право на защиту.

Исходными являются следующие положения Конвенции:

должно проявляться особое внимание к несовершеннолет­ним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

По мнению директора НИИ детства Российского детского фон­да, доктора социологических наук, профессора Е. М. Рыбинско­го, Конвенция ООН о правах ребенка:

К сожалению, в полном объеме позиции Конвенции ООН о правах ребенка в нашей стране не реализуются: отсутствуют ме­ханизмы и не создана система ее реализации, не хватает специа­листов, крайне низка правовая культура как детей, так и педаго­гов и родителей. Между тем именно этот документ определяет те магистральные направления социально-педагогической деятель­ности, которые могут и должны привести к улучшению положе­ния детства в нашей стране.

К основным международным договорам, связанным с про­блемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стан­дартные правила Организации Объединенных Наций, касающи­еся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах между­народного усыновления (1993), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.

Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-пра­вовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных на­правлений государственной социальной политики по улучшению по­ложения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) (1995). Как указано в этом доку­менте, необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и соци­альное развитие в соответствии с нормами Конституции Россий­ской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обуслови­ли выбор следующих приоритетных направлений государствен­ной социальной политики по улучшению положения детей:

обеспечение воспитания, образования и развития детей (обес­печение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры, развитие системы профессиональной ориентации, со­действие адаптации подростков к новым социально-экономиче­ским условиям, создание условий для устойчивого функциони­рования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей);

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятель­ствах (обеспечение действенной защиты детей в условиях стихий­ных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов; создание эффек­тивной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на осо­бую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей; обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям малочислен­ных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовно­го и физического развития).

Каждое из выделенных направлений представлено в следую­щих аспектах: обобщенная оценка состояния проблемы; обоб­щенная оценка достаточности или недостаточности государствен­ных мер; цели, задачи и пути их реализации. Практическая реали­зация национального плана действий в интересах детей осуще­ствляется путем принятия законодательных и правовых актов, а также разработки и реализации соответствующих федеральных це­левых программ, ежегодных планов действий федеральных и ре­гиональных органов исполнительной власти.

Другими программными документами являются Президент­ские федеральные программы «Дети России» и «Молодежь Рос­сии».

Программа «Дети России», состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Черно­быля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие ин­дустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей бе­женцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профи­лактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха», была разработана как комплекс­ная социальная программа в 1993 году. В 1994 году Программа получает статус президентской, что предполагает непосредствен­ный патронаж Президента Российской Федерации. Будучи феде­ральной, программа вносится в государственный бюджет отдель­ной строкой. Ее цель — создание условий для нормального разви­тия детей, обеспечения их социальной защиты в период корен­ных социально-экономических преобразований. Структура каж­дой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оцен­ку эффективности реализации.

Дадим краткую характеристику отдельным целевым програм­мам, в выполнении которых непосредственное участие принима­ет социальный педагог.

Программа «Дети Чернобыля» имеет целью снизить воздействие на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс мер по улучшению качества жизни, ме­дицинской, психологической и реабилитационной помощи де­тям и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и соци­альной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической базы детских лечебно-про­филактических, школьных и дошкольных учреждений.

Программа «Дети-инвалиды» направлена на формирование ос­нов комплексного решения проблем детей с ограниченными воз­можностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, реше­ние медико-социальных, социально-экономических и нравствен­ных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профи­лактики детской инвалидности, создание системы реабилита­ции таких детей, организацию разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созда­нию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, ли­шившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в со­временной социально-экономической обстановке; предупрежде­нию причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей; социально-экономическому обеспечению детей-сирот, вос­питывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кад­ровой и материальной базы этих учреждений, совершенствова­нию медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей.

Программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» предусматривает комплекс мер по созданию условий для гармо­ничного физического, психологического, образовательного и куль­турного развития детей из семей беженцев и вынужденных пере­селенцев; выравниванию стартовых возможностей детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и детей — представите­лей коренного населения принимающих регионов; оказанию раз­личного вида помощи детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев и детям, прибывшим без родителей из зон межна­циональных и военных конфликтов; повышению уровня соци­альной и правовой защищенности детей данной категории.

Программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей» объединяет меры, направленные на развитие в субъектах Россий­ской Федерации сети учреждений социального обслуживания се­мьи и детей, укрепление их кадрового потенциала и материаль­но-технической базы; совершенствование и укрепление современ­ной нормативно-правовой, научно-методической основы деятель­ности учреждений социального обслуживания в решении акту­альных проблем семьи и детства, в том числе проблемы стабиль­ности семьи.

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включает ряд мер, направленных на стаби­лизацию и снижение числа правонарушений, совершаемых несо­вершеннолетними; повышение эффективности социально-реаби­литационной работы с дезадаптированными детьми и подростка­ми, несовершеннолетними, совершающими противоправные дей­ствия; совершенствование государственной системы профилак­тики безнадзорности и предупреждения правонарушений несо­вершеннолетних.

Программа «Одаренные дети» объединяет меры по разработке концепции психолого-педагогических основ одаренности, выяв­лению и обучению одаренных и талантливых детей и подростков; формированию федерального банка данных по различным направ­лениям работы с одаренными детьми; подготовке программно-методических документов и пособий для учителей, воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями; укреплению материально-технической базы организаций, работающих с ода­ренными детьми.

Программа «Организация летнего отдыха детей» предусматри­вает меры, направленные на обеспечение условий для норматив­но-правовой, научно-методической, организационной, кадровой поддержки сети оздоровительно-образовательных учреждений, со­здаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями (лагерей с дневным пребыванием, профильных ла­герей, лагерей труда и отдыха); отработку механизмов межведом­ственного взаимодействия для организации эффективного отды­ха детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, де­тей из малоимущих семей и других категорий подрастающего по­коления, нуждающихся в социальной защите государства.

Программа «Молодежь России» была принята в 1994 году. Она была направлена на формирование правовых, экономических и организационных гарантий и условий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движе­ний и инициатив. В 1998 году Программа приобрела статус прези­дентской.

По структуре Программа разделена на отдельные целевые про­граммы, объединенные по направлениям:

Специфика данной программы, как в целом и всей государ­ственной молодежной политики, заключается в том, что она не сводится только к компенсаторным механизмам, а содержит ак­тивный инновационный аспект, опирающийся на трудовой и твор­ческий потенциал молодого поколения.

Очередным этапом становления нормативно-правовой базы социальной защиты детства стало принятие в 1998 году Феде­рального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Россий­ской Федерации», объединившего ранее разрозненные положения в единый свод. В качестве важнейших приоритетов государствен­ной заботы о детях названы:

В данном федеральном законе обозначены главные направле­ния и организационные основы гарантий прав ребенка и разре­шения споров при исполнении закона, показана роль каждого звена государственной структуры в обеспечении ведущих гарантий. Принципиальным для социального педагога является опре­деление законом понятий «трудная жизненная ситуация», «соци­альная адаптация ребенка», «социальная реабилитация ребенка», а также обоснование необходимости разработки государственных минимальных социальных стандартов основных показателей ка­чества жизни детей.

Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стало принятие другого Федерального зако­на — «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» (1999). Более полное опреде­ление получили такие направления социально-педагогической деятельности, как индивидуальная профилактическая работа, процессуальные действия по подготовке материалов о помеще­нии несовершеннолетних в учреждения различной ведомствен­ной принадлежности в профилактических, коррекционных или реабилитационных целях. В законе уточнены основные понятия («профилактика безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних», «безнадзорный», «беспризорный», «несовершенно­летний и семья, находящиеся в социально опасном положении»), обозначены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, круг полномочий после­дних.

К основным федеральным законам и подзаконным актам, рег­ламентирующим деятельность социального педагога, можно так­же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по социальной под­держке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави­тельства Российской Федерации «О Типовом положении о спе­циальном учебно-воспитательном учреждении для детей и под­ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен­ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоуправления.

Названные законодательные и подзаконные акты не исчерпы­вают всего многообразия нормативно-правовых документов, ре­гулирующих социально-педагогическую деятельность. Их более подробная характеристика будет дана ниже при рассмотрении соответствующих вопросов.