logo search
ГОСЫ - 2010

Технология проектирования деятельности социального педагога.

Проектирование — создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах це­ленаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Проектировать — составлять проект или модель в уме, мыс­ленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектиро­вание — специфический вид плановой деятельности. В отличие от планирования, задающего научные ориентиры целеполаганию, исполнению, контролю развития уже существующих социальных процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатыва­ет и обосновывает контуры будущего социального объекта. У пла­на может быть несколько проектов. Основа проектирования — предвидение и прогнозирование. Результат — проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает:

- определение качественных и временных параметров проек­тируемого результата, его возможных вариантов;

- построение модели, необходимой для получения результата деятельности (моделей может быть несколько);

- определение средств, необходимых для реализации действия, и средств промежуточного контроля;

- построение модели индивидуальной реализации деятельно­сти (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управлен­ческих, эмоциональных и т.п. особенностей субъекта деятель­ности).

Выделяют несколько типов социального проектирования. Поисковое проектирование. Создание модели будущего состоя­ния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта —> построение «древа проблем» с учетом извест­ных закономерностей объекта развития —> построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. В дея­тельности социального педагога подобный вид проектирования часто встречается при преодолении какого-либо межличностного конфликта, проблемы, задачи (например, решение задачи орга­низации горячего питания для детей из малоимущих семей; раз­решение конфликта «ребенок—учитель»; разработка конкретного механизма проведения рейда «Подросток» и т.п.).

Нормативное проектирование. Предполагает следующую логи­ку: желаемый в будущем вариант —> нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» -> определение тра­ектории развития существующего сегодня объекта. Социальный педагог прибегает к нормативному проектированию при разра­ботке программы коррекционно-реабилитационной работы с не­совершеннолетним, начиная свои рассуждения с желаемого об­раза его личности; при разработке какой-либо акции либо конк­ретной структуры (совета, фонда и т.п.), когда цели уже заданы, необходимо их распределить во времени и обозначить шаги-ме­роприятия по их достижению.

Процесс проектирования включает три этапа:

1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания си­стем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведе­ние ее до уровня практического использования.

3. Конструирование. Детализация созданного проекта для при­менения в конкретных условиях реальными участниками отно­шений и деятельности.

Эффективность проекта во многом определяется соблюдением проектировщиками, в данном случае социальными педагогами, основных принципов педагогического проектирования, в числе которых:

1) принцип человеческих приоритетов как принцип ориента­ции на человека — участника педсистем, процессов или ситуа­ций. Строится на выполнении следующих правил:

- подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуа­ции реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников;

- не навязывайте воспитанникам выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими;

- жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации детям и себе;

2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает, что они должны быть динамичными, гибки­ми, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Предполагает следующие правила:

- разрабатывайте модели, проекты, конструкты таким обра­зом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвер­гались модернизации, корректировались;

- делайте свои планы, программы, сценарии такими, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям;

- не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, обеспечивающих достижение цели.

Алгоритм социально-педагогического проектирования включает следующие этапы:

1. Подготовительная работа:

- анализ объекта проектирования (что именно мы проектиру­ем: систему, процесс или ситуацию; стратометрическое построе­ние: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев, структур, подсистем);

- выбор формы проектирования;

- теоретическое обеспечение проектирования (поиск информа­ции о работе подобных объектов в других местах; об опыте проекти­рования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций);

- методическое обеспечение проектирования (создание инст­рументария: схем, образцов документов и т.д.);

- пространственно-временное обеспечение проектирования (оптимальное место и время);

- материально-техническое обеспечение проектирования;

- правовое обеспечение проектирования.

2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. (Си­стемообразующий компонент — тот, который способен объеди- 1 нять все другие компоненты в целостное единство, целенаправ-лять их и стимулировать развитие. Он определяется так: следует найти составные части проекта, которые наиболее не соответ­ствуют друг другу, но в то же время находятся в причинно-след­ственной зависимости, и уяснить суть этой зависимости.) Уста­новление связей и зависимостей компонентов.

3. Написание проекта.

4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проекта (самопроверка). Экспертная оценка проекта.

5. Корректировка проекта.

6. Принятие решения об использовании проекта.

7. Оценка результатов. Подведение итогов.

К традиционным методам проектирования в социальном ме­неджменте относят:

матрицы идей — на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях;

вживание в роль — используется, чтобы создать более четкое представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тща­тельного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях;

аналогию — распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях);

ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близ­кой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды ассоциаций: приспособление (опыт решения одной проблемы мо­жет использоваться при подготовке проекта решения другой про­блемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); реоргани­зация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми, ве­дущими к коренному преобразованию проектируемых данных);

метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, кото­рые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее опти­мальные характеристики).

Примерная структура социально-педагогического проекта вклю­чает:

- определение темы, цели, задач и актуальности проекта;

- научно-методическое обоснование проекта;

- ожидаемые результаты проекта;

- механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодей­ствия между ними;

- программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);

- финансирование проекта.