logo search
ГОСЫ - 2010

Социально - педагогические технологии уличной работы.

Большинство участков социокультурного пространства, кото­рые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, харак­теризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, улицы, чердаки, стройки и т.п.). Для безнадзорных и беспризор­ных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельно­сти, которое, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный, дезадаптирующий опыт. В связи с этим за рубежом сложилось са­мостоятельное направление по работе с детьми и молодежью, получившее название уличной работы. Так, в ФРГ для «нефор­мальной» работы с молодежными группировками учреждаются общественные институты «стритвекеров» (социальных работни­ков на улице), деятельность которых регламентируется решения­ми местных органов администрации. В последние годы и в нашей стране создаются при поддержке иностранных специалистов служ­бы «Ребенок на улице»1.

Служба «Ребенок на улице» может существенно облегчить пе­реход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог или социальный работник этой службы ста­новится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориен­тирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества.

Основное назначение службы — выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом.

Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:

а) мониторинг территории района для сбора полной инфор­мации о детско-подростковом сообществе, чтобы:

- выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информи­ровать о них соответствующие органы;

- осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новеньких» детей;

- оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказав­шимся в критической ситуации;

- способствовать формированию социально приемлемого по­ведения у детей и подростков путем коррекции их мотивацион-ной сферы;

б) тесное сотрудничество с различными структурами реаби­литационного пространства (ПДН, организациями детского до­суга, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовер­шеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;

в) разработка и реализация конкретных реабилитационных про­грамм для несовершеннолетних «группы риска»;

г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реа­билитационного пространства.

При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабили­тационное пространство для несовершеннолетних «группы рис­ка» ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. В частно­сти, задача службы «Ребенок на улице» состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех конфликтах взрослых граждан и несовершен­нолетних служба «Ребенок на улице» всегда встает на сторону несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.

Принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, для этого нужно его желание. Для того чтобы при­ступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный педагог или социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обоих сторон — социального педагога/социального работника и самого подростка. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудни­чество специалист ограничивается функциями наблюдателя.

Этот принцип продиктован условиями работы в неформаль­ных средах и приоритетами этой работы. Специалист часто встает перед дилеммой: либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, разрушающее его нравственные ус­тои, и тем самым прервать отношения с ним и его группой; либо сохранить позицию наблюдателя и систему отношений с подрост­ком и группой. Для специалиста службы «Ребенок на улице» ра­зумнее выбирать второй путь. Социальный педагог или социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует яв­ная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Принцип принятия ценностей другого человека. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорни­ка. Все его поступки продиктованы прежде всего стремлением вы­жить в сложных условиях, и мы не вправе осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых он живет.

Принцип доверия. Принцип доверия к подростку состоит в том, что социальный педагог не выражает сомнений в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Как правило, со временем уличный работник получит достоверные сведения о каждом подростке, которые должны быть в процессе аналитиче­ской обработки еще раз досконально проверены. Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дают им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.

Принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, осо­бенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть пре­дельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними наизнанку. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось обма­нывать, и поэтому лучше промолчать.

Принцип единой команды. Уличная работа — это командная ра­бота. Дети улиц постоянно меняют свое место жительства, рабо­ты, и только тесное взаимодействие всех уличных работников по­зволяет держать в поле зрения всех детей. Работа в команде облег­чает организацию больших мероприятий (спортивных, культур­ных и т. д.), которые служат знакомству и общению детей, сни­жая межтерриториальную напряженность среди группировок не­совершеннолетних.

Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим внимание на следующее:

- работа в парах «парень — девушка» позволяет, с одной сто­роны, сделать работу безопаснее, а с другой — формировать до­верие у ребенка;

- вечернее время работы способствует попаданию в поле зре­ния специалистов наибольшего количества детей, и в первую оче­редь детей «группы риска»;

- территориальная принадлежность: каждой паре специалис­тов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле дея­тельности уличных работников;

- волонтерская деятельность: необходимо стремиться подклю­чать к своей работе детей, на которых можно положиться, со­здавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность ра­боты;

- поиск детей улиц: источниками информации о детях «груп­пы риска» могут быть ПДН, КДНиЗП, взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Формой поис­ка может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;

- формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотруд­ничества с различными детскими досуговыми организациями, уч­реждениями социальной защиты, правоохранительными органа­ми, администрацией и т.п. могут быть дополнены защитой прав ребенка в КДНиЗП, устройством детей в кружки и секции, кон­сультациями специалистов (психолога, нарколога и т.п.), опре­делением в учреждения социальной защиты, открытием секонд хендов для беспризорников и др.;

- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные дан­ные не заменят непосредственного общения.

Первый контакт может шокировать. Уличные дети часто быва­ют грубыми, а их действия — угрожающими. Есть опасность зара­жения кожными заболеваниями. Такие дети умело используют сочувствие людей, чтобы выманить у них что-нибудь существен­ное — деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины. По­пытайтесь проанализировать эти страхи и переживания.

На общение со специалистом дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов поведения социального работ­ника может быть такой: он представляется (сразу предупреждая детей, что он не из милиции) и рассказывает о своей работе, что он делает и зачем. Первая встреча не должна быть продолжитель­ной, достаточно 10—15 минут. Чтобы поддержать контакт, можно попросить беспризорников оказать содействие в поиске детей, нуждающихся в помощи, на что они с удовольствием отклика­ются. Прощаясь, нужно предупредить ребят, что теперь вы доволь­но часто в силу своих обязанностей будете у них появляться (мож­но указать примерные часы) и надеетесь на их помощь. При после­дующих встречах не стоит спешить задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к постороннему человеку, чтобы быть доста­точно откровенными. Случается, что не вовремя заданный вопрос перечеркивает все усилия по сбору необходимой информации.

Не следует начинать работу, строя абстрактные предположе­ния об уличных детях. Вся работа с уличными детьми должна быть основана на глубоком понимании детской психологии.