Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
Социальная работа в России, прежде всего, деятельность по оказанию помощи нуждающимся своими корнями уходит в глубь веков. В Древней и Московской Руси широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавались приюты, ночлежные дома, богадельни, лечебницы и др. Кроме этого многие князья лично раздавали бедным, больным и престарелым людям деньги, продукты, сукно. Нуждающиеся могли утолить свой голод на княжеском дворе, получить здесь определенные денежные средства — милостыню. На все это выделялись значительные средства. Известный ученый Е. Максимом, исследовавший в конце XIX — начале XX в. проблемы истории отечественной социальной помощи, не без основания писал: «Никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дело благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти».
В Московской Руси дело призрения бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в руках церкви, монастырей* Благодаря десятине и обычаю частных лиц оставлять церкви свое имущество, в церквях и монастырях имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Были здесь и люди, которые по зову сердца и в связи со своей духовно-религиозной потребностью занимались этим. Так закладывались предпосылки для профессиональной социальной работы, получившие свое развитие в XVIII—XX вв.
Социальная помощь, милосердие, благотворительность, социальная работа — все это общецивилизационные явления, характерные для многих стран и народов. Однако в каждой стране они имеют определенную специфику, свои традиции, тенденции функционирования и развития. Эта особенность в определенной мере определяется системой общественного устройства и менталитетом.
Для народов России милосердие, будучи выражением совестливости и особого состояния души, исторически являлось не просто проявлением жалости и сочувствия, а служило средством духовного очищения, внутреннего совершенствования. Поэтому у наших народов с древних времен сложилось довольно мягкое и сочувственное отношение к пленным, а также осужденным. Эта тенденция в российском милосердии, в отечественной практике социальной помощи просматривается в различные исторические периоды.
Следующей тенденцией отечественной практики социальной помощи, российского милосердия является приоритетный нравственный характер этой деятельности, а также восприятие милосердия через призму правдолюбия и справедливости. Именно поэтому на Руси нищенство не считалось пороком и каким-то бременем для народа. Оно являлось своеобразным средством нравственного воспитания, дополнением к церковному богослужению. Помощь нищему, немощному, бедному была христианским долгом каждого верующего.
Исторически сложилось так, что милостыня служила не только делу помощи просящему, но и нравственно воспитывала дающего, позволяя ему сострадать, переживать вместе со страждущим.
Не удивительно, что петровская политика беспощадного преследования и применение репрессивных мер к профессиональным нищим не были приняты российским обществом. Протест в общественных кругах вызвали указы Петра I, по которым запрещалось «безразборно» оказывать милостыню нищим и даже предписывались штрафные наказания за это. Выразителями общественного протеста тогда были писатели Посошков, Аврамов и др. Да и сам император вскоре по сути дела осознал, что в данном вопросе «перегнул палку». Свидетельством этого стали официальное разрешение прошения милостыни при наличии «прокормежного» письма, а также подготовка проекта нового царского указа о раздаче всех нищих по монастырям.
Значительную помощь нуждающимся из числа сельских жителей оказывали церковные приходы и сельские общины. С этой целью создавались специальные приходские общественные кассы, сельские запасные магазины, применялась практика поочередного кормления призреваемых и др.
В XIX — начале XX в. большую благотворительную работу проводили различные общества и заведения. Их к началу XX в. насчитывалось в нашей стране около 15 тыс. В течение только одного 1898 г. благотворительностью в России воспользовалось более 7 млн. человек, не считая 20 млн. разовых обращений к благотворительной помощи.
Кроме того, в благотворительных заведениях постоянно проживало около полумиллиона человек. Одно лишь Императорское человеколюбивое общество в начале XX в. располагало 221 благотворительным заведением с капиталом в 24 млн руб. Его филиалы функционировали в 93 городах, уездах и губерниях. На цели филантропии и меценатства огромные пожертвования (от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей) вносили тогда российские предприниматели Солодовниковы, Морозовы, Мамонтовы, Бахрушины и др.
В российском мировосприятии милосердие и благотворительность воспринимались неразрывно с правдолюбием и честностью. Пожертвования ради определенного умысла или благотворительность безнравственного и несправедливого человека в российском массовом сознании отвергались, характеризовались как лжемилосердие.;
Касаясь советского этапа развития системы социальной помощи и в целом социального развития страны, следует назвать такую тенденцию, которая была характерна для этого периода, как сочетание гарантированной системы социального обеспечения с высоким уровнем государственной эксплуатации граждан страны. С установлением советской власти в России был провозглашен 8-часовой рабочий день, система соцстраха распространилась на всю страну, государственные пенсии стали получать и рабочие. Известно, что во второй половине 50-х — начале 60-х гг. XX в. страна переживала социально-потребительскую революцию. Тогда значительно расширилось жилищное строительство, увеличилось производство потребительских товаров, система пенсионного обеспечения распространилась и на сельских жителей, увеличились выплаты из общественных фондов потребления. Не случайно известный западный советолог, профессор Гарвардского университета США Р. Пайпс в середине 1991 г. советовал нам «демонтировать коммунизм», но при этом «оставить некоторые его черты, связанные с социальным обеспечением». Однако социальная политика советской власти сочеталась с усиливавшейся государственной эксплуатацией населения. Если в 1927 г. доля заработной платы в чистой продукции промышленности составляла 58%, то во второй половине 80-х гг. — лишь 36%. Это в значительной мере определилось тем, что мобилизационная экономическая система не могла на долговременной основе обеспечить стабильно-эффективное развитие народного хозяйства и высокий социальный уровень общественной жизни. Продолжала снижаться и доля общего фонда заработной платы в национальном доходе страны. В 1980-е гг. трудящиеся нашего государства получали в виде зарплаты лишь чуть более трети стоимости созданного ими продукта, тогда как в развитых странах Запада этот показатель составлял 60—80% от стоимости производственного продукта. Милосердие как особая черта российской духовности не утрачено и сейчас. Для многих из нас оно по-прежнему служит нравственной потребностью. И это несмотря на усиленные попытки размыть моральные устои нашего народа, насадить в обществе идеалы обогащения и потребительства, предпринимавшиеся последние десять лет.
Одной из тенденций современного развития социальной работы и милосердия является то, что процесс возрождения благотворительности развивается медленно и противоречиво. Благотворительность еще не стала внутренней потребностью большинства состоятельных людей России. В определенной мере это объясняется и полукриминальным характером нынешней экономики, когда отдельные предприниматели используют благотворительность ради выгоды, а не из внутренних побуждений, порывая по сути дела с ментальными особенностями своего народа. Не в полной мере соответствует потребностям основных категорий нуждающихся и приоритетная направленность российской благотворительности. Так, по данным середины 1990-х гг., из средств, тратившихся в нашей стране на благотворительность, лишь 2% было израсходовано на программы поддержки материнства и детства, 9% — на ветеранов и инвалидов, а 70% — на программы поддержки культуры, искусства, церкви и профессионального спорта.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительности, далеко не всегда оказывают необходимую поддержку благотворительной деятельности. Это прежде всего касается налоговых и иных льгот как на местном уровне, так и на предусмотренных федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» муниципалитеты вправе освобождать благотворительные организации от уплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, что в реальной жизни не всегда делается. И получила распространения во многих регионах страны практика финансирования местной властью конкурсных программ, разрабатываемых благотворительными организациями. Такая же ситуация и с конкурсным размещением местной властью социальных заказов. На все это, вероятно, следовало бы в обязательном порядке закладывать в местных бюджетах определенные средства.
Печальной тенденцией функционирования системы социальной помощи, социальной работы да и всей социальной сферы России в XX в. являлся остаточный принцип их финансирования. В условиях царизма аграрное перенаселение большинства губерний Центральной России обесценивало рабочую силу, предопределяя соответствующее отношение власти к социальным вопросам. Однако слабую социальную политику царизма в некоторой мере компенсировала хорошо поставленная организация благотворительности, меценатства и общественного призрения.
Остаточный принцип развития социальной сферы сохранялся не только в советской, но и в новой либеральной России. Более того, в условиях смутного времени конца 80—90-х гг. социальное неблагополучие в стране усилилось. В частности, заметно сократилось душевое потребление населением важнейших продуктов питания, продолжала обостряться экологическая ситуация, катастрофически снизился уровень здоровья людей, сократилась ожидаемая продолжительность жизни, усилилась социальная дифференциация общества. К концу 90-х гг. на 70% населения страны, являвшейся низкооплачиваемым, приходилось 0,2% сверхбогатых людей, владевших более чем половиной всех доходов. Соотношение между минимальной и максимальной заработной платой составляло тогда более чем один к двадцати шести. Такое соотношение характерно для социально нестабильных стран.
Ситуацию общего социального неблагополучия российская власть пыталась частично компенсировать повышениями размеров пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы, введением некоторых дотаций для малоимущих граждан. Однако инфляционные процессы быстро обесценивали эти меры. В целом правительству так и не удалось обеспечить перелом к лучшему в социальной сфере, в деле социальной защиты нуждающихся граждан. Хотя недостатка в принятых различных социальных законах, постановлениях и программах не было. В большинстве случаев они не были обеспечены надлежащим финансированием, а некоторые из них носили явно декларативный характер.
Формировавшаяся в Российской Федерации в 90-е гг. система профессиональной социальной работы в значительной мере сдерживала вал социального неблагополучия, образно говоря, заслоняя собой многие категории обездоленного и нуждающегося в социальной помощи населения. В тяжелейший период, когда люди месяцами не получали пенсии и зарплаты, многие социальные работники, обслуживавшие граждан пожилого возраста и инвалидов, сами недоедая, в буквальном смысле слова делились куском хлеба со своими подопечными.
В сложных социально-экономических условиях в нашей стране все же удалось создать целую сеть новых социальных учреждений, где на профессиональном уровне нуждающиеся граждане могут получить необходимую помощь, совет, поддержку. К числу таких учреждений относятся центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, центры психолого-педагогической помощи населению, геронтологические центры, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних 9 социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям и др.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.