logo search
ГОСЫ - 2010

Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).

Социальные технологии представляют собой важнейший компо­нент, особый тип общетехнологической системы общества. Наряду с социальными технологиями, в эту систему, по меньшей мере, входят биологические, или естественные, и индустриальные. Биологические технологии отражают процесс образования, существования и воспро­изводства растительного и животного мира. Индустриальные являют собой сложный процесс технологических решений преимущественно в производственной сфере. Компонентами биологических и индустри­альных технологий выступают сегодня наукоемкие технологии, опре­деляющие во многом научно-технический прогресс,

В научной литературе выделяют различные виды или типы соци­альных технологий. Так, по степени новизны различают лринципиально новые (инновациионные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Разнообразные типы социальных технологий можно выде­лить и в зависимости от характера объекта технологического воздей­ствия. Когда он определяется управленческо-организационными ас­пектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персо­нального менеджмента, социального прогнозирования и другие. От­дельные исследователи, наряду с организационно-деятельными и сре-довыми технологиями, выделяют субъектные. В данном случае в роли предмета воздействия выступает социальный субъект, осуществляю­щий сам познание или деятельность.

С точки зрения масштабности ряд ученых выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решени­ем общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на чело­века. Вторые имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

Специфика социального воздействия на объект может определяться и уровнем общественных отношений. В этой связи довольно удачной является типология, предложенная профессором Л.Я. Дятченко. Он подразделяет социальные технологии на три группы: технологии макросистем, или макротехнологии, включающие в себя регио­нальные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы; мезотехнологии — технологии уровня города, населенно­го пункта, крупного трудового коллектива; микротехнологии, ко­торые рассчитаны на небольшое объединение людей, обществен­ные процессы на микроуровне, включая технологические процеду­ры самоорганизации, обеспечивающие рациональное использование личностного потенциала.

По мнению Дятченко, возможна классификация социальных тех­нологий и по основным сферам общественной жизни, видам челове­ческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подго­товительно-трудовой или образовательной, занятий спортом, деятель­ности в семейно-бытовой сфере и т.п. Но при этом ученый отмечает, что теоретически система видов человеческой деятельности пока еще не разработана должным образом и, следовательно, неизбежны дис­куссии по поводу правомерности выделения тех или иных видов тех­нологий в соответствующую группу.

Ряд исследователей классифицируют социальные технологии по степени их практической включенности в организационный процесс тех­нологической разработки и социального воздействия. Так, А.И. При­гожий среди социальных технологий выделяет: кабинетные, получен­ные на основе информационно-логического анализа; лабораторные

Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, со­циальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедея­тельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере за­висит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наи­более нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.). В рам ках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют раз­личные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, про­фессионально-трудовой, социально-психологический, социально-роле­вой, социально-бытовой, социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь ока­зывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от это­го определяются и важнейшие направления реабилитационной дея­тельности. К таким направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возмож­ностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы; дезадаптирован­ных детей и подростков и др.

Из перечисленных выше направлений особо выделим реабилита­цию инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из при­оритетов современной социальной политики. Реабилитация инвали­дов направлена на устранение или компенсацию ограничений их жиз­недеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими рас­стройствам организма, а также на максимально возможное «осстаноп-ление социального статуса.

Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицин­ская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-пе­дагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных, утраченных функций организма, приведших к инвалидно­сти. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, про­тезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, вклю­чая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации и законодательством ее субъектов. Функциониру­ющая система санитарно-курортного обслуживания сориентирована на восстановительное лечение и оздоровление инвалидов войны, тру да, детей-инвалидов, лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и др. кате­горий граждан. Ежегодно в нашей стране санаторно-курортным лече­нием пользуется около 160 тыс. инвалидов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утра­ченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане. В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации. В насто­ящее время в мире известно более двух тысяч наименований различ­ных реабилитационных средств для инвалидов. В нашей стране за 1990-е гг. удалось заметно продвинуться вперед в создании таких реабилитационных средств. Если раньше у нас насчитывалось всего тридцать их наименований, то к началу 2000 г. — уже несколько со­тен. Для примера можно назвать брайлевский дисплей в комплекте с персональным компьютером. Следовательно, налицо явная подвижка к лучшему. Однако имеющегося сейчас количества реабилитацион­ных средств для инвалидов продолжает не хватать. Увеличение их производства пока не поспевает за ростом инвалидов и их потребно­стями не только в количестве, но и в качестве технических средств. В частности, это касается и автомобилей для инвалидов.

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов пони­мается система гарантированных государством мероприятий по про­фессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудово­му устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификаци­ей и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реаби­литации осуществляются в соответствующих реабилитационных учреж­дениях, организациях и на производстве. Медико-социальными экс­пертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляет­ся профессиональная ориентация. Профессиональное обучение про­водится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе произ­водственно-технического обучения на предприятиях. Право инвали-^ дов на бесплатное профессиональное образование сейчас реализует­ся в 40 специальных учебных заведениях начального и среднего про­фессионального образования системы Минтруда России, в которых обучается свыше 7 тыс. инвалидов. Обучение осуществляется по 23 специальностям дневной и заочной формы обучения и 40 профессиям, а также сетью образовательных учреждений Минобразования Рос­сии. В соответствии с новым Государственным образовательным стан дартом в структуру среднего профессионального образования введе­ны современные специальности: менеджмент, финансы, банковское дело, право и организация социального обеспечения и др. Реализуется мно­гоступенчатый уровень профессиональной подготовки с возможно­стью выхода на высшую ступень (высшее профессиональное образо­вание). Создаются условия для интегрирования обучения инвалидов (обеспечение доступа и использование обучающих методик, адекват­ных особенностям инвалидов) в образовательных учреждениях обще­го типа вместе со здоровыми учащимися, что является приоритетом в данном направлении.

Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществля­ют службы занятости, где для этого имеются специальные подразде­ление. В сельской местности существуют определенные особенности трудоустройства инвалидов. Для них используются такие формы тру­доустройства, как работа в составе специализированных полевых бри­гад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в под­собных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.

Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адап­тироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Она помогает инвалиду принимать и выполнять соответствующие социальные роли, психологически защитить себя, достичь необходимого морально-пси­хологического равновесия. Психологи, работающие в реабилитацион­ных центрах, для занятий с инвалидами часто привлекают и членов их семей. Такой подход позволяет повысить эффективность психологи­ческой реабилитации.

Социальная терапия, являясь особой процедурой тех­нологии социальной работы, с помощью присущих ей ме­тодов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуа­цию, явление. По сравнению с коррекцией терапия на­правлена на более продолжительное и существенное воз­действие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функ­ционировании. В том случае, когда социально-терапевти­ческое воздействие направлено на психику, под социаль­ной терапией вполне правомерно понимать психотерапию. Специфика психотерапии заключается в лечебном харак­тере ее воздействия на психику, а через психику и на орга­низм человека в целом, на его состояние и поведение.

В настоящее время психотерапия рассматривается спе­циалистами не только как способ лечения, медицинско­го оздоровления человека (группы лиц), но и как способ социально-психологического воздействия на социальный объект, широко используемый в практике социальной работы. Поэтому психотерапевты сейчас работают и в клинических медицинских учреждениях, и в различных социальных учреждениях (комплексных центрах социаль­ного обслуживания населения, кабинетах социально-пси­хологической помощи семье, службах «телефона доверия», социально-реабилитационных центрах и др.). Стремясь достичь лечебного воздействия на психику, психотерапевт чаще всего работает с неврозами и пограничными состоя­ниями, а также занимается вопросами их профилактики.

Психотератевтическое воздействие может оказывать­ся на различные характеристики внутреннего мира чело­века. В зависимости от этого ряд авторитетных ученых (Б.Д. Карвасарский, Г.С. Абрамова и др.) выделяет четы­ре основные модели психотерапии: психотерапия как ме­тод лечения, воздействующий на состояние функциональ­ных систем организма в сфере психических и соматичес­ких функций (медицинская модель психотерапии); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения {психологическая модель психотерапии); пси­хотерапия как метод манипулирования, носящий харак­тер инструмента и служащий целям общественного конт­роля (социологическая модель); психотерапия как комп­лекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми {философская модель психотерапии).

Социальная терапия, ее психотерапевтические возмож­ности используются активно в социальной работе, в дея­тельности различных социальных учреждений. Способы психотерапевтической помощи применяются в работе сомногими категориями населения, семьями, группами лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. Поэтому вполне обоснованно выделять такие направления социальной терапии, как терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личнос­ти и др.

Эффект терапевтического воздействия во многом обес­печивается системой методов. Классификация методов психотерапии разнообразна. В зависимости от количествен­ной составляющей социального объекта, на который на­правлено терапевтическое воздействие, выделяют методы индивидуальной и групповой терапии. Различие харак­тера терапевтического воздействия служит критерием выделения следующих трех групп методов психотерапии: методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии; методы суггестивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.

Методы личностно-ориентированной терапии имеют широкое распространение не только в психотерапевтичес­кой практике, но и в практической психологии, в соци­ально-педагогической работе, в деятельности специалистов по социальной работе. К числу этих методов можно отнести: психотерапевтическую беседу, разговорную тера­пию; психотерапевтические тренинги; трудотерапию, те­рапию физической культуры; библиотерапию, сказкотерапию; эстетотерапию, смехотерапию; гештальттерапию.

Использование методов суггестивной терапии предпо­лагает активное применение техник внушения путем це­ленаправленного воздействия на уровни сознания и под­сознания. Для работы с такими методами в профессиональ­ной деятельности психолог должен иметь медицинское образование или осуществлять это терапевтическое воз­действие совместно с врачом-психотерапевтом. К числу суггестивных методов терапии относят: метод аутогенной тренировки; метод активной релаксации; метод медита­ции; плацеботерапию (имитацию лекарственного воздей­ствия); внушение в состоянии гипнотического сна, и др.

Целенаправленное терапевтическое воздействие на характер поведения социального объекта отличают пове­денческие методы психотерапии. В их число включают: метод систематической десенсибилизации, метод оператив­ного обусловливания и др. В первом случае путем огра­ничения влияния действий раздражителей специалисты добиваются устранения страхов. Второй метод сориенти­рован на изменение поведения с помощью стимулирую­щего воздействия.

В практической социальной работе могут быть исполь­зованы и некоторые методы групповой терапии. К ним, прежде всего, следует отнести: метод групповой дискус­сии, ролевую игру, проективный рисунок, психогимнас­тику и др.

Учитывая специфичность многих методов социальной терапии, их психотерапевтическую направленность, в социономической практике их необходимо применять ос­мотрительно, дозированно, отдавая предпочтения тем из них, которые хорошо зарекомендовали себя в той или иной сфере социальной работы. Что касается суггестивных ме­тодов, то их целесообразно применять совместно с психо­терапевтами.

При всем своеобразии профилактического, адаптаци­онного, реабилитационного и терапевтического воздей­ствия на социальные объекты в этих процессах есть мно­го общего. Они нередко взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в про­филактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные ме­тоды используются в ходе адаптации. И все это направле­но на достижение общей цели — оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучше­ния способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления. А социальное здоровье граждан, благополучие семей является необхо­димым условием стабильного и прогрессивного развития страны.

Коррекция – исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной система приемов и мероприятий. В отечественной социальной работе коррекция рассматривается воздействие на личность аномального человека в целом и не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельного недостатка. Конкретные цели и задачи коррекции, а также методы и приемы коррекционной работы определяются в каждом случае видом нарушения развития и индивидуальными особенностями клиента.