Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
Метод – это способ построения и обоснования системы знаний; совокупность относительно одинаковых приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач.
Методы в социальной работе имеют свою специфику. Существуют различные методы социальной работы, применяемые в индивидуальной, групповой и общинной социальной работе.
Индивидуальная социальная работа.
Методы: метод психосоциального лечения, метод функциональной индивидуальной работы, метод решения проблем, кризисно-ориентированный краткосрочный метод.
Метод психосоциального лечения. Психосоциальное лечение направлено на оказание индивидуальной помощи клиенту. Социальная проблематика является фоном, на котором происходит развитие «личностной социальной драмы», поэтому актуализируются прошлый опыт и жизненные переживания детства.
Социальный работник анализирует: сознательное и бессознательное в поведении клиента, особенности вербального и невербального общения, сексуальность, тип темперамента, стереотипы, привычки и т.д. Переживания, имеющие место в детстве, проецируются на текущее мироощущение индивида, влияют на его взаимоотношения с людьми. Именно с таких позиций социальный работник рассматривает трудную ситуацию клиента и ищет причины рассогласований и дисгармонии в переживаниях, полученных клиентом в детстве. Такой подход помогает социальному работнику выявить многообразие причин, вызвавших кризисное состояние, свести к определенному уровню и классу проблем, имеющих решение в практике.
Метод функциональной индивидуальной работы. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы Отто Ранка. Отталкиваясь от идей 3. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (клиент получил их при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника становится неизбежной независимо от раз-, личных социальных условий.
Социальный работник концентрирует свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене — вот те доминанты, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенным моментом в процессе помощи являются отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Установление доверительных отношений является залогом успеха эффективного разрешения трудных ситуаций клиента. В процессе оказания помощи отдается предпочтение инициативе индивида в поиске способов разрешения проблемы и право выбора одного из них остается за клиентом. Таким образом, ведущим принципом, положенным в основу взаимодействия специалиста и клиента, становится принцип права клиента на самоопределение в решении и планировании своей жизни.
Метод решения проблем. Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школ социальной работы, предложив в качестве нового метода «метод решения проблем».
Его сущность заключается в том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, она предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к функционированию, расширять личностные ресурсы.
Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в особом направлении проблем клиента.
Процесс как метод и практическая методика осуществляется через серию целенаправленных действий в субъектно-субъектном взаимодействии социального работника и клиента. Среди них:
выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка;
снятие эмоциональной блокады;
рационализация проблемы (социальный работник с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило его выбор и последующие действия);
социальный работник должен находить для клиента доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении его проблемы и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.
Таким образом, личность и процесс выступают как неразрывное единство, как сложившаяся система, которая подчинена главному — проблеме.
Кризисно-ориентированный краткосрочный метод. Данный метод применим к кризисным состояниям, таким как тревожность, враждебность, депрессия, вина и др. В данных случаях неправомерно работать в логике длительных контактов. Ситуация требует быстрых и оперативных вмешательств. При этом социальный работник, ослабляя психологическую и социальную напряженность клиента, помогает ему принимать соответствующие решения, подбирает роли, адекватные сложившейся ситуации. Используя на практике данный метод при решении кризисных состояний клиента, социальный работник возлагает большую часть ответственности за конечный результат на себя. И технология оказания действенной помощи предполагает непременное участие самого специалиста на каждом этапе реше ния проблемы. При этом социальный работник не предлагает несколько вариантов решения проблемы, (как это имеет место в предыдущих методах), а дает точное предписание к действиям по разрешению затруднительной ситуации. В данном случае не следует полагать, что ущемляется право клиента на самоопределение и выбор способа решения проблемы, поскольку состояние глубокого психологического кризиса клиента не позволяет ему достаточно верно выбрать именно тот способ, который соответствует его возможностям, силам. Таким образом, технология помощи изменяется от мегапроцессов и мезопроцессов к микропроцессам, к кратким эпизодам поддержки и сопровождения жизненного сценария личности в период, когда особо остро перед клиентом встают вопросы экзистенциального плана и характера.
Групповая социальная работа
Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное «Я» личности клиента, где разрозненные проблемы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей. Вырабатываются цели и задачи последующих встреч. Намечаются принципы и методы самопомощи. Социальную помощь в группах можно условно разделить на два вида: социокультурные группы и социотерапевтические.
Социокультурные группы. Социокультурная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей.
В их основе лежит:
посреднический обмен между клиентами;
общение;
самосознание существующих проблем;
реалистическое оценивание своих проблем;
принятие социальных норм и ценностей.
А. Группы восстановления. Данные группы организуются в коммьюните, в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр, обсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.), приобретению новых смыслов и ценностей, развитию умения отстаивать свою точку зрения и т.д.
Б. Группы восстановления умений. Основная цель данных групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести новые. Данные группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких как баскетбол, теннис и т.д., до занятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, керамика, вышивание, лепка и т.д.).
В. Образовательные группы. Социальная работа в , образовательных группах строится на основе взаимонаправленных интересов клиентов к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семьи. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, планирование свободного времени, разнополое развитие детей или вопросы внутренней и внешней политики.
Г. Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
Исследователи выделяют пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи:
ответственность;
стандарты;
конфессия;
непрофессионализм;
программа действий.
Социотерапевтические группы. Терапия в групповой социальной работе имеет свою специфику. Под терапией понимают не работу с клиническими случаями, а деятельность, которая направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем клиентов, таких как ролевые конфликты, депрессии, мешающие нормальному социальному функционированию в обществе. Социальные работники иначе, чем психотерапевты, понимают задачи группы и свою роль в групповом процессе. Исследователи отмечают следующие принципиальные параметры, по которым находятся различие и общие черты в практике работы психотерапевтов и социальных работников:
знание о помощи. Для обоих видов деятельности групповая работа является методом работы с клиентом в группах. Основной базисной темой является работа с индивидуумом в группе;
цель. Для психотерапевтов основная цель — проблема индивида, для социальных работников — проблема целого сообщества. К социальной работе в группе относят образование, социализацию, демократизацию, где индивидуальное развитие осуществляется через развитие группы. Цель психиатрической групповой работы — регулирование индивида. В центре групповой работы стоит его психоментальное развитие;
-роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигурой является терапевт, выступающий в отцовско-материнских ролях. В группах социальной работы руководитель может играть как центральную, так и вспомогательную роль.
В аспектах социальной групповой работы, где рассматриваются различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности — эффективное личностное и групповое функционирование в общине и в социуме. Отсюда групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений.
Классифицируя субъект-субъектные отношения социального работника и клиента, мы можем наблюдать, .. что специфика клиента вызывает как специфические , принципы взаимодействия, так и систему рефлексии. ; И если в субъектно-субъектном взаимодействии на уровне системы «индивид — социальный работник» понятийное поле образуется на микроуровне, группы — ме-зоуровне, то на уровне отношений социального работника и коммьюните рефлексия определена макропроцессами. Макропроцессы означают как систему рефлексии, роли социального работника, так и его техники и способы помощи данному клиенту. То есть помощь выступает в иных организационных формах. Связанная с макроструктурами, она осуществляется через опосредованные средства. Тем самым принцип «лицом к лицу» заменяется на другой — «помощь через структуру». Отсюда важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи, центры помощи, агентства помощи.
Коммьюните в аспекте субъектности представляет собой сложную социально-экономическую и культурно-историческую систему групповой общности. Она включает ряд сложных взаимодополняющих систем: экономическую, социокультурную, образовательную, государственную.
Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий коммьюните имеет свою историю, проблемы, кризисы, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими системами и структурами.
Коммьюните выступает, по мнению исследователей, в таких основных функциях:
производство — распределение — потребление;
социализация;
социальный контроль;
социальное участие;
взаимоподдержка.
Эти функции коммьюните направлены на развитие жизненного сценария, как самого сообщества, так и личности.
В этой связи коммьюните оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:
-определяются нормы потребления и производства;
-осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;
- осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.
На уровне систем и организаций коммьюните социальный работник выступает в следующих основных ролях:
определитель клиента: устанавливает людей, группы, испытывающие трудности. Цель: обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;
оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель: сбор и обработка информации;
менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель: помощь в принятии решений для действия;
брокер: направляет людей в службы, решающие соответствующие проблемы клиентов. Цель: скоординировать работу социальных служб;
посредник: находится между двумя конфликтующими сторонами. Цель: снять разногласие и научить людей работать вместе продуктивно;
мобилизатор: организует действия групп людей для решения проблем. Цель: объединение усилий клиентов в решении проблем;
адвокат: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель: повысить качественное обслуживание, внести изменения в законы;
учитель: передает людям информацию, знания. Цель: помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;
корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки. Цель: психолого-педагогическая поддержка клиента;
проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, разработке и реализации программ их деятельности;
консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель: помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;
- администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждениям или сообществам. Цель: принятие управленческих решений.
Основное назначение различных профессиональных ролей — активизировать развитие общности и улучшить модель ее деятельности.
В качестве основных подходов для решения поставленных задач и целей используют методы социального планирования и социальных акций, а также локальных акций. Эти подходы требуют различных знаний и операциональных умений проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных о развитии коммьюните. Полученную информацию необходимо правильно анализировать, интерпретировать, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы. В связи с этим понятийное поле социальной работы включает в себя смыслы, определения, положения из дисциплин и областей практики, не связанных прямо с проблемами социальной работы, но находящихся с ней в системных отношениях.
Расширение понятийного поля происходит и за счет совместной деятельности с различными группами специалистов. Так, команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости отдельных групп в общине. Логика их действий и поступков носит мультисистемный характер, поскольку каждый специалист стремится в общий процесс привнести свои знания, кроме того, он располагает некоторыми общественными полномочиями.
Коммьюните предстает как макроклиент с различными типами проблем и «заболеваний», лечение и реабилитация которого возможны только командой либо профессионалов, либо групп общественной самопомощи. В этой логике раскрываются мультисистемные подходы к проблемам помощи в коммьюните, что выдвигает определенные принципы работы:
- доступность сервиса;
-активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи;
- межведомственная работа;
- развитие новой инициативы;
-создание сети поддержки;
-децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет;
- активизация подходов;
- закрытый сервис коммьюните.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.