Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
Научно-педагогические исследования позволяют сделать открытие новых предметов или явлений, накопить факты, на базе которых раскрываются определенные закономерности, связи и зависимости, складываются и уточняются понятия, суждения и разрабатываются рекомендации для практической деятельности. Они осуществляются с помощью различных методов.
Педагогические исследования в силу специфики предмета представляют исключительную трудность. Дело в том, что во всяком педагогическом процессе участвуют педагоги и обучаемые или воспитуемые. Все они отличаются друг от друга по очень многим показателям как общим для некоторых групп людей, так и индивидуальным. Один и тот же по сути своей педагогический процесс может протекать в самых различных условиях, при разных обстоятельствах и т. д. Эта сложность педагогического исследования не допускает использования какого угодно хорошего, но отдельного от других метода, а требует для полноты и точности познания комплексного использования нескольких методов, позволяющих наиболее всесторонне познать изучаемый предмет.
Педагогические взгляды, суждения, теории, как и педагогическая практика, существуют уже многие века. Естественно, что без знания того, что уже добыто человеческим разумом и опытом, приступать к исследованию любой проблемы бессмысленно, так как можно долго трудиться над "открытием велосипеда". Кроме того, уже известное может стать и становится часто надежной базой для более глубокого и основательного познания нового. Поэтому важно, приступая к исследованию, основательно изучить все источники, в которых возможно почерпнуть хотя бы незначительные, "натуральные" высказывания разных авторов по изучаемому вопросу.
Самым древним и распространенным в науке методом является наблюдение, которое ведется в естественных условиях.
"Наблюдение — активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира... Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением".
Наблюдение может быть непроизвольным в процессе постоянного общения, как это бывает в практике школьных учителей и воспитателей. При этом происходит естественное сочетание изучения, воспитания и обучения, познания и самопознания, наблюдения и самонаблюдения.
Наблюдение, как правило, целенаправленное, тематическое: оно может быть длительным или целенаправленно-ситуативным, временным. Такое наблюдение обязательно предполагает наличие поставленной цели, плана (программы наблюдения). Нередко для всесторонности, полноты познания предмета, наблюдение организуется группой людей, каждый из которых наиболее внимательно прослеживает одну из сторон сложного предмета, процесса или явления.
Изучение документов и результатов деятельности воспитуемых — чрезвычайно полезный метод педагогического исследования.
Планы и отчеты руководителей школ, учителей, воспитателей, руководителей кружков и др., дневники педагогов и школьников, классные журналы и другие документы, характеризующие жизнь школы, содержат определенную информацию о педагогических процессах, условиях их протекания, эффективности, об особенностях воспитанников и их коллективов. Важно увидеть в них то, что интересует в данный момент исследователя. Еще больше о детях, их интересах, склонностях, психологических типично-возрастных и индивидуальных особенностях говорят продукты (результаты) деятельности. Очень много для познания школьников, особенно подростков и старших, дают сочинения. В них отражаются взгляды, суждения, отношение к себе и другим людям, к различным предметам и явлениям окружающей действительности.
Кроме сочинений к продуктам (результатам) деятельности учащихся следует отнести различного рода технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия и др.
Для повышения эффективности педагогических исследований часто используют некоторые технические средства. Они содействуют постановке проблемы исследования, организации труда исследователей, эффективности разделения их функций в труде, широкой научной информации, научным дискуссиям и обсуждениям. Кроме того, технические средства рационализируют труд, повышают точность исследования, расширяют творческие возможности. При использовании технических средств увеличиваются возможности расширения первичной документации. Создаются, например, такие документы, как кино-, видеофильмы о работе отдельных школ (один день, отдельные виды деятельности и пр.), микрофото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки из высказываний выдающихся педагогов; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий (удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные на машинный текст; фотографии видов деятельности учащихся (собрания, заседания, общественная работа, виды труда).
Все эти документы имеют особенное значение, позволяя многократно восстановить реальную действительность педагогических явлений для их глубокого анализа, сравнений, сопоставлений, классификаций.
Следующий метод — эксперимент. Педагогический словарь так определяет его: "Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания и обучения и его результатом".
В отличие от наблюдения, которое ведется за тем опытом, который уже есть, за тем, что уже сформировалось в педагогическом процессе, эксперимент предполагает вмешательство в учебно-воспитательную практику, обязательно определенное изменение в условиях протекания опыта, т. е. эксперимент обязательно преобразует процесс и те условия, в которых протекает изучаемое явление. Это преобразование заключается в том, что одни условия ослабляются или исключаются, другие усиливаются или вводятся вновь. При таких преобразованиях легче и точнее устанавливаются зависимости между отдельными элементами изучаемого явления (или процесса), что ведет к более верному управлению (овладению) данным процессом.
Определенные достоинства эксперимента как метода исследования заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, стало быть, четче "увидеть" его, точнее (чище) описать, позволяет (и даже требует) изменить условия протекания процесса обучения и воспитания и проследить результаты этих изменений, рассмотреть отдельные факты и явления, повторяя их в разных условиях, и отобрать наиболее эффективные варианты. Он используется, как правило, для изучения конкретных педагогических явлений или фактов с целью выяснения связей и зависимостей между педагогическими воздействиями и их результатами для учета или использования их в разработке практических рекомендаций.
Говоря о вмешательстве в естественный педагогический процесс при использовании эксперимента, надо иметь в виду, что в нем участвуют люди, поэтому они не должны страдать от неудачно поставленных экспериментов. Каждый эксперимент предварительно должен обстоятельно готовиться. Начинается подготовка эксперимента с определения проблемы (темы) исследования, для чего обстоятельно изучается литература и практический опыт. На основе полученных знаний формулируется рабочая гипотеза, которая обстоятельно обосновывается, доказывается.
Оформление рабочей гипотезы представляет значительную трудность. Часто молодые исследователи пытаются сформулировать гипотезу как одно предложение, как краткую, почти математическую формулу. Это необоснованные попытки. В педагогике гипотеза формулируется довольно пространно и представляет собой иногда целое описание предполагаемых изменений и ожидаемых результатов в традиционном педагогическом процессе.
Эксперимент может проводиться в условиях лаборатории или в естественных условиях, где осуществляются процессы обучения и воспитания.
Определив место и объекты для эксперимента, создаются необходимые условия, разрабатывается процедура работы, наблюдается и фиксируется происходящее. Для этого нередко используется специальная техника, схемы, тесты, анкеты и т. п.
Собранный фактический материал осмысливается, сравниваются уровни состояния проблемы до эксперимента и после него, делаются теоретические выводы, разрабатываются рекомендации для практики.
Анкетирование заключается в том, что исследуемой группе (иногда значительному количеству людей) предлагается перечень вопросов (анкета) для письменного ответа по интересующей исследователя проблеме для получения массового материала, отображающего общественное мнение, общие причины и факты. Это, как правило, первичный, ориентировочный материал, который предшествует обстоятельной исследовательской работе. Иногда по частным вопросам анкетирование проводится в процессе эксперимента или опытной работы; выводы, сделанные по анкетам, нередко проверяются и дополняются индивидуальными и групповыми беседами. Иногда результаты анкетирования уточняются с помощью социометрии или референтометрии, о которых пойдет речь ниже.
В некоторых случаях анкетирование проводится в форме интервью, когда исследователь сам заполняет анкету. При этом он имеет возможность уточнить мысли ребенка, проверить, правильно ли он понимает вопрос, одновременно имеется возможность выяснить мотивы содержания ответа.
Процесс анкетирования не только дает возможность собрать необходимый фактический материал, но сам по себе имеет большое воспитывающее значение. Обдумывая ответ, школьник невольно осмысливает свое отношение к окружающему, к себе, что содействует развитию самосознания, самокритичности, приводит к самооценке, формирует ответственность за свое поведение, поступки. Нередко после анкетирования в среде школьников возникают дискуссии, которые также ведут к формированию их самосознания и других важных личностных качеств.
При проведении анкетирования надо иметь в виду, что учащиеся не всегда дают правильные ответы на поставленные вопросы. Это происходит от того, что они не понимают вопросы или, наоборот, догадываются, какой ответ больше устроит исследователя. Неверные ответы могут быть и от того, что вопросы сформулированы недостаточно четко.
Вопросы могут быть открытого и закрытого типа. Первые предусматривают свободное выражение мысли отвечающего, но содержат добавку "почему?". Это принуждает отвечающего мотивировать свои взгляды, позицию, свое понимание и характер отношения к тому, о чем спрашивают. Однако обработка таких анкет составляет значительную трудность. Проще обрабатывать анкеты закрытого типа, когда каждому вопросу даны возможные варианты ответа. В этом случае легко подбираются типичные ответы, которые потом складываются в таблицы, анализ которых приводит к необходимым выводам.
Если вопросы составлены правильно, вполне определенно, с учащимися проведена предварительная беседа с целью психологической подготовки их к этой работе и результаты обработаны тщательно по хорошо продуманной методике, анкетный опрос может дать вполне объективную картину по изучаемой проблеме.
Беседа проводится как с самим воспитанником, так и с его родителями, учителями, товарищами и т. п. Проводятся беседы фронтально, по группам, индивидуально. С помощью бесед удается выяснить не только интересы, взгляды, мнения, но и мотивы поступков, действий ребят, что является крайне важным. Успех этого метода зависит от взаимоотношений участников беседы, от их доверительности, искренности, взаимоуважения.
Социометрия — это метод, который позволяет на основе опросов или фиксации поведения выявлять структуру взаимоотношений членов коллектива, их симпатии и антипатии, установить, кто является авторитетом, а кто нет.
"Внутри любой группы может существовать круг лиц, с требованиями которых члены группы считаются, на позиции которых ориентируются. Этот круг лиц обозначен как значимый круг общения... Применяя так называемую референтометрию, мы выясняем значимый круг лиц, с мнением и позицией которых он (часто неосознанно) считается".
Парное сравнение и ранжирование. Сущность метода состоит в том, что в ряду суждений, лиц, качеств сравнение каждого из них проводится последовательно с каждым из данного ряда. Это сравнение получает математическое выражение: каждое лицо (качества, суждения), если они равны между собой, получает по единице. Если одно из них имеет преимущество, оно получает балл "2". При этом из двух сравниваемых, которое уступает по уровню проявления качеств, получает "О" (нуль). Таким образом, результатом парного сравнения является шкала сравнительных оценок, выраженных в баллах! Обычно они располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления (методика обработки данных дана в источниках для углубленного изучения темы).
В трудах по методике педагогических исследований часто отсутствует немаловажный метод познания педагогических явлений — ретроспективный анализ собственного опыта.
Каждый исследователь был ребенком, подростком, старшим школьником, студентом, педагогом-практиком. В силу этого у него годами накапливался огромный опыт отношений, переживаний. Он на собственном опыте может проследить определенную динамику в развитии различных понятий, суждений, поступков в разных ситуациях и др. Нельзя ограничиваться только собственным опытом в исследовании, но нельзя и игнорировать его. Он может послужить исходной позицией исследователя, одним из элементов для сравнения, сопоставления, поможет разобраться в изменениях, происходящих в личности, педагогическом труде, в педагогических процессах.
Педагогика — это наука, так как она имеет свой предмет (целостный педагогический процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание); обширную информацию об этом предмете, свидетельством чего является система педагогических наук, понятийный аппарат, обозначающий высокую степень систематизированности имеющейся информации; описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс и отраженных в структурировании педагогических знаний, она занимается педагогическим прогнозированием, что невозможно без исследования педагогических проблем, имеющего свою логику, методы, методику.
Процесс исследования педагогической проблемы.
определение области познания: науки, ее раздела, направления.
Этапы исследования:
- анализ литературы с целью определения путей решения проблемы ↔ изучение литературы, определение «белого пятна» (предмета, проблемы).
- изучение опыта, состояние вопроса на практике ↔ анализ опыта с целью определения путей решения проблемы.
- определение темы ↔ создание рабочей гипотезы, определение методики исследования.
- проверка гипотезы через определенную методику ( а)организация опытной работы; б)эксперимент – серия частных экспериментов).
- анализ полученных данных, построение выводов.
- рекомендации выводов и предложений.
- изучение практики их использования.
- коррективы, уточнения.
- проверка в условиях массовой школы (образовательных учреждений).
- построение теории.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.