Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
Педагогической наукой и практикой накоплен большой арсенал методов обучения и воспитания. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Так, классификации по источнику информации придерживаются ученые Сорокин Н. А., Дулов А. И., Огородников И. Т. и др; классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали Скаткин М. Н., Лернер И. Я.; по дидактической цели — Данилов М. А., Есипов Б. П. и др.
Классификация методов обучения:
- по источнику информации (словесные, наглядные, практические);
- по способу усвоения (информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский);
- по способу деятельности учителя и ученика (методы устного изложения, работа учащихся, наблюдения учащихся);
- по дидактической цели (методы сообщения новых данных, методы закрепления знаний, методы проверки и оценки знаний);
- соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К.Бабанского – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля).
Основополагающим теоретическим положением является идея М. М. Рубинштейна о том, что всякий метод должен оцениваться с двух сторон: как способ обучения и как способ воспитания. Исходным моментом в построении системы педагогических методов, с точки зрения практики, является тот факт, что педагог в повседневной жизни может и не задумываться, совокупностью каких методов он пользуется; но, оказавшись в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании системы педагогических методов, ибо в практике работы он имеет дело с целостным педагогическим процессом, взаимодействует с целостной личностью школьника. (Разделение педагогического процесса на обучение и воспитание, личности на компоненты, ее характеризующие, весьма условно; необходимо лишь для более глубокого понимания педагогических явлений и процессов.)
Система педагогических методов
Организация деятельности
А) формирование знание, понятий, суждений, убеждений (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, работа с книгой);
Б) формирование умений, навыков, привычек, воли, характера (упражнение, поручение, пример, педагогическое требование, подражание);
В) развитие переживаний, отношений (соревнование, поощрение, наказание), наблюдение
Лекция — это устное изложение чего-либо, а также запись того изложения. Лекция может освещать знания по физике, химии, литературе, но может содержать знания, суждения по поводу нравственности, эстетики, экологии и пр.
Нельзя отрицать того, что развернутое повествование учителя, несомненно, является одним из важнейших способов формирования представлений учащихся. Рассказ или лекция учителя способствуют накоплению в активной памяти учащихся определенного материала, последующее обобщение которого открывает путь к формированию понятий и правил. Эти методы будут эффективны в том случае, когда устное изложение учебного материала отличается целенаправленностью в его отборе, когда учитель акцентирует внимание учеников на наиболее существенных сторонах изучаемых предметов, явлений, факторов, имеет в виду конечную цель — выявление определенных закономерностей, формирование новых представлений и понятий.
Велика роль словесных методов и на этапе формирования новых понятий. Здесь функция слова учителя существенно меняется; на первый план выступает объяснение, позволяющее подчеркнута, выделить наиболее существенное в материале, поставить вопросы, акцентировать внимание учащихся на самом главном.
Беседа — по своей сути это разговор, обмен мнениями; она является более сложным способом взаимодействия в сравнении с вышеизложенными, так как предполагает активную позицию и учителя и ученика (воспитателя и воспитанника). По содержанию она отражает как проблемы обучения, так и вопросы воспитания. Беседы по характеру умственной деятельности подразделяют» на катехизические (доминирует припоминание, воспроизведение изученного), эвристические (работает догадка), сократические (доминирует мыслительная деятельность).
Работа с книгой также направлена на формирование знаний, понятий, суждений, убеждений и используется как в учебной» и так и во внеучебной деятельности.
Таким образом, методы формирования сознания имеют исключительно большое значение в целостном педагогическом процессе и полностью отвечают цели, содержанию, а также принципам педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
Формированию умений, навыков, привычек, воли, характера (т. е. поведения как компонента личности) способствуют упражнение, поручение, пример, педагогическое требование, подражание.
Упражнение — это многократное выполнение определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков. Как педагогический метод упражнение используется при выработке умений читать, писать, считать и т. п., а также умении вести себя с людьми, навыков ответственного отношения к учебе и др.
Поручение — возложение на учащегося (воспитанника) исполнения чего-либо (заботу о ком-то, о чем-то). К поручениям можно отнести практические, лабораторные работы, выполнение трудовых заданий, графические работы и пр. Поручение, возложенное на ученика учителем (воспитателем, взрослым), избранное им самим или исходящее от коллектива, формирует навыки общественного поведения, вырабатывает привычки учебной деятельности, закаляет характер и волю.
Пример — это действие, служащее образцом для подражания. Подражать — значит делать по какому-то образцу. При помощи этих способов взаимодействия вырабатываются навыки, умения, привычки, связанные с учебной деятельностью, а также нравственные, трудовые, физические и пр., формируется воля, характер. Направленность и результат примера и подражания зависят от содержания тех действий, которые целенаправленно организуются учителем (воспитателем) в целостном педагогическом процессе.
По поводу педагогического требования давно идут споры, дискуссии: кто-то говорит о негуманности этого метода; кто-то приписывает его к авторитарному стилю взаимодействия взрослых и детей. На наш взгляд, если рассматривать педагогическое требование как просьбу в категорической форме, высказанную учителем (воспитателем) с чувством глубокой убежденности в своем праве на то, чтобы эта просьба была выполнена, тогда снимаются все указанные возражения против этого метода. Педагогическое требование предъявляется взрослым учащимся всех возрастов, но действенность будет зависеть от авторитета взрослого, от стиля взаимоотношений в целом, от ситуации, в которой предъявляется педагогическое требование.
Развитию переживаний, отношений, чувств в целом способствуют соревнование, поощрение, наказание, как дополнительные педагогические методы.
Чем разнообразнее деятельность, в которой участвует школьник, тем разностороннее и полнее его развитие. Однако потребность в деятельности не всегда возникает у ребенка, необходимо побуждение к деятельности. Это может быть нежелание отстать от других, это может быть слово, пример старших или сверстников, желание работать вместе с ними, но существуют специальные методы.
Соревнование — форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве. Этот метод в современных условиях приобретает особое значение, ибо жизнь в условиях рынка — это постоянное состязание, это победа более высокой квалификации, это превосходство определенных личностных качеств и свойств личности. Однако превращение соревнования в один из основных педагогических методов нецелесообразно, ибо перебор в данном случае может привести к нежелательным последствиям. Это же относится к поощрению и наказанию.
Поощрение заключается в том, что учитель (воспитатель), выявив положительное в поведении, действиях ребенка, стимулирует его образование, развитие в этом направлении. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует самообразование самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. К поощрениям можно отнести одобрение, похвалу, благодарность, г1Одарок, грамоту, медаль и др.
Основными правилами поощрения являются следующее: поощрять всех учеников, положительно проявивших себя любом виде деятельности независимо от личных симпатий или антипатий к ним; особенно поощрять тех, кто недостаточно уверен в своих силах; поощрять не только за результаты деятельности, но и за старание, приведшее к сдвигам в лучшую сторону; не поощрять слишком много, так как у захваленных детей порождаются отрицательные «черты характера: зазнайство, чванство; всегда следить за тем, чтобы поощрение было заслуженным и это понималось как самим учеником, так и всем коллективом, следует при этом учитывать коллективные и индивидуальные особенности школьников.
Наказание — это мера воздействия против грубого нарушения норм поведения и деятельности, направленная на преодоление недостатков в личности ученика (воспитанника).
Недопустимо физическое наказание, наказание хладнокровное, без гнева, наказание в присутствии других, угроза наказанием, наказание уроками, чтением, работой, наказание больных или еще не совсем оправившихся после болезни детей, наказание в виде физической, душевной травмы, любой неудачи; наказание, когда сам взрослый не в духе, огорчен и пр., наказание личности, а не ее поведения, действий.
Как уже отмечалось, соревнование, поощрение и особенно наказание — это методы дополнительные, когда другие уже не действуют. Теория гуманистической педагогики отвергает наказание совсем; теоретически с этим нельзя не согласиться, но практически наказание неизбежно входит в общение с детьми, именно в практике необходимо помнить слова древних: "Все есть не зло, все есть лекарство. Тем или другим их делает только доза".
Ведущими в нашей системе педагогических методов являются организация деятельности и наблюдение. Дело в том, что деятельность является обязательным условием естественного саморазвития личности, она является средством педагогического процесса. Не учитывать этого невозможно. Организация деятельности как педагогический метод более всего соответствует сути педагогического процесса, отвечает его назначению, основным характеристикам. Наконец, по своей сути все воспитательные методы — это организация деятельности учителя (воспитателя, взрослого), ученика (воспитанника, ребенка); и того, и другого вместе во взаимодействии, взаимозависимости, взаимоответственности друг перед другом.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Уже в самом определении видна взаимосвязь двух ведущих педагогических методов (организации деятельности и наблюдения).
Определение цели (задач) наблюдения, предварительное изучение объектов (возможно по книгам, фотографиям, рисункам и пр.), составление плана наблюдения, последующее описание, обсуждение результатов наблюдения — все это составляет связи восприятия с практической деятельностью, мышлением учащихся (воспитанников), являясь тем самым важнейшим средством развития познавательных способностей, познавательной деятельности в целом.
Для развития познавательных способностей в свою очередь большое значение имеет накопление у них представлений об изучаемых объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно и формирование научных понятий. Основой при формировании образных представлений является применение различных средств наглядности, к которой предъявляются определенные требования.
Следует максимально разгружать наглядные пособия от обилия деталей, отвлекающих внимание учеников от основных свойств и признаков изучаемых объектов, а также воздержаться от демонстрации таких пособий, которые не имеют прямого отношения к рассматриваемому вопросу.
Весьма эффективно сочетание натурального и схематичного изображения изучаемых объектов, когда облегчается переход мысли ученика от конкретного к абстрактному, от частного к общему.
Таким образом, рассмотрев основные педагогические методы, мы убедились, что их результативность зависит от ряда условии, главным из которых является личность учителя, воспитателя.
Педагогический метод — категория историческая; изменяется с изменением цели, содержания, средств педагогического процесса. В теории и практике накоплен богатый арсенал педагогических методов, что дает возможность их классификации. Вариантов классификации множество. Мы исходим из идеи целостности педагогического процесса и целостности личности, поэтому предлагаем систему педагогических методов, которая представляет собой единство методов обучения и воспитания, реализуемых в едином педагогическом процессе.
Искусство использования педагогических методов на практике зависит от многих фактов, порой случайных, и тогда срабатывает интуиция и педагогическая импровизация. По большому счету искусство педагога заключается в отборе и компоновке методов, целесообразных и соответствующих его собственной системе работы.
Метод — это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Прием — это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.
Система педагогических методов — это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.