logo search
ГОСЫ - 2010

Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.

Основные компоненты процесса обучения. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого образование, развитие и формирование личности. По сути своей и тот, и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде. Эти процессы взаимообусловлены и взаимопроникают друг в друга, они подчинены одним и тем же закономерностям, организовываются с учетом единых педагогических принципов. При этом они отличаются друг от друга.

Обучение:

1. Образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности

Воспитание:

1. Образование развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности

2.Проще

а) педагогическое влияние выступает в более «чистом» виде;

б) протекает наиболее гладко: к имеющемуся уровню знаний присовокупляются новые беспрепятственно;

в) результат четко определен;

3. Образование ориентировано на будущее.

4. Результат выясняется сравнительно быстро.

5. Процесс познания протекает значительно быстрее.

6. Успехи достигаются быстрее и проще.

7. Теоретически более разработан (начиная с 17 в. Я.А. Коменским).

2. Сложнее

а) совпадение многообразных влияний;

б) протекает часто с противодействием, борьбой: новое часто встречает отпор уже сложившегося (иногда прочно) противоположного;

в) результат вариативен, зависит от внутреннего состояния учащихся, которое часто трудно раскрывается;

3. Воспитанность нужна и проявляется и в настоящем и будущем.

4. Результат выясняется намного труднее.

5. Воспитание – длительный процесс.

6. Успех достигается большим трудом, требует больших усилий, большой подготовленности, более высоких личностных качеств педагога.

7. Теоретически менее разработан (начиная почти с 19 в. И.Ф. Гербарт).

Особенности познавательной деятельности учащихся.

Рассматривая обучение как составную часть целостного педагоги­ческого процесса, необходимо, прежде всего, определить особеннос­ти познавательной деятельности учащихся.

Процесс познания, согласно сенсуалистической теории позна­ния, зависит от показаний органов чувств, затем они осмыслива­ются и проверяются (применяются) на практике (от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к прак­тике).

Процесс познания ребенка идет по более сложному пути, и это зависит от особенностей субъекта познавательной деятельности.

Если исследователь познает новое, никому еще не известное, то ученик усваивает знания уже известные, сложившиеся в науке. Если путь познания ученого самостоятельный, творческий, часто путь проб и ошибок, то учащийся идет по известному, проторенно­му пути познания под руководством педагога. Если исследователь осмысливает и обрабатывает весь доступный материал, то школь­ник познает ограниченное количество специально отобранного и доступного учебного материала. Если ученый — физически, ум­ственно, нравственно зрелый человек, то школьник — это во всех отношениях развивающаяся личность. Если у ученого задачи по­знания диктуются потребностями жизни, практики, то задачи по­знания ребенка, потребность в приобретении знаний лишь форми­руются и нуждаются в специальной стимулирующей деятельности педагога, взрослого. Если ученый полученные знания может сразу использовать (или апробировать) на практике, то школьник учит­ся для будущего.

Начинается он с психологического настроя на изучении нового, с создания положительных мотивов и интереса к учении» Затем ученик воспринимает) новые предметы, явления, процессы: осмысливает и закрепляет в памяти основные факты, выводы, законы, т. е. формирует знания; овладевает способами применить эти знания на практике; использует полученные знания, и осуществляется контроль результатом, полученных в ходе познания. Как первый элемент, так и пос­ледний осуществляются, как правило, учителем. Остальные протекают в совместной деятельности учителя и ученика (Под руководством педагога).

Виды обучения. Успешность познавательной деятельности обучающегося зависит от умелой, грамотной, квалифицированной ее организации. В дидактике известны три вида обучения, специфика каждого из которых позволяет более или менее успешно реализовывать функции педагогического процесса. Так, объяснительно-иллюстративное обучение позволяет более эффективно решать задачи образования и формирования личности (менее — ее развитие).

Проблемное обучение большой акцент делает на развивающую и воспитательную функции (менее — образовательную). Программированное обучение больше образовывает и развивает ученика (меньше воспитывает).

Необходимо отметить, что выделение вышеуказанных акцеп­тов весьма условно, тем не менее они прослеживаются в теории и практике обучения и непосредственно отличаются по своей организации, влияя на результативность процесса познания.

Универсальность (всеобъемлемость) как характеристика процесса не присуща ни одному из классически выделяемых видов обучения. Этот факт еще не раз подтверждает многомерность и многосложность обучения, его изменчивость и подвижность в развитии, возможность преобразования и универсализации с помощью интеграции элементов уже известных видов обучения, а также введение инноваций с целью его совершенствования.