logo search
ГОСЫ - 2010

Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.

Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте как специфический вид профессиональной деятельности, впервые узаконе­на в России в 1991 году. С этого периода обозначается активный интерес философов, педагогов, психологов, социологов, представителей других наук к проблемам социальной работы.

В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения на определение понятия «социальная работа».

Г. Бернер и Л. Юнссон, например, считают, что со­циальная работа — одна из форм деятельности, на­правленная на достижение индивидуальных или обще­ственных изменений. Эти шведские авторы отмечают существование двух направлений социальной работы: психосоциального и структурного.

С. Хессле полагает, что психосоциальная работа направлена на определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее главная цель — усиление сопротивляемости индивида требованиям со­циальной среды, а также позитивные изменения, проис­ходящие внутри индивида.

Н. С. Данакин определяет социальную работу как содействие людям в решении их личностных проблем.

Деятельностный подход в определении сущности со­циальной работы в начале 90-х годов представлен рабо­тами С. И. Григорьева, Т. Е. Демидовой, Н. Стойко, М. В. Фирсова, Основной акцент в ранних исследовани­ях сделан на деятельностную сущность работы, которая определяется как деятельность государственных органи­заций и отдельных лиц по оказанию помощи, как дея­тельность по восстановлению, сохранению психомен­тальных и социэтальных связей индивида со средой.

М. П. Гурьянова считает, что социальная работа — это прежде всего педагогическая деятельность в соци­альной сфере с теми, у кого возникли проблемы; в це­лом социальная работа есть специфическая форма го­сударственной и общественной воспитательной помо­щи человеку в духовном, нравственном, физическом развитии, в преодолении жизненных трудностей, в улучшении качества жизни.

Отечественные ученые И. А. Зимняя, В. А. Иванников, В. А. Луков и др., как отражают публикации нача­ла 90-х годов, видят основную цель социальной работы в создании и сохранении условий правового, достойно­го, комфортного существования человека как общест­венного субъекта.

С. В. Тетерский, рассматривая социальную работу как науку, отмечает, что она изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

В то время как в большинстве стран мира уже с на­чала XX века интенсивно развивалась социальная работа как самостоятельная профессия, осуществлялась подготовка специалистов для этой области, выход Рос­сии на профессиональный уровень постановки соци­альной работы осуществился лишь в 1991 году. Однако этот выход в нашей стране произошел отнюдь не с ну­левой отметки, а на мощной базе, созданной представи­телями других профессий. Фактически, распределяясь между воспитателями и практическими психологами (работниками культуры, органами соцобеспечения), социальная работа все эти годы развивалась неофициально, как бы изнутри, снизу, непосредственно на местах, где формировались и совершенствовались различные модели социальной защиты людей.

Для отечественной практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время было характерно сочетание и взаимопроникновение социаль­ной работы и социальной педагогики при доминирующей роли последней.

Анализ научной литературы свидетельствует, что теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась по мере изучения социальной роли и смысла такого явления общественной жизни, как благотворительность, а также в связи с попытками научного обоснования проблем социальной помощи нуждающимся.

В ранних исследованиях по вопросам социальной работы во второй половине XIX — начале XX века обычно рассматривалось эффективное или неэффек­тивное воздействие субъекта социальной помощи на способность личности поправить, улучшить свои соци­ально-бытовые и финансовые дела, особенно в контек­сте семейного благополучия.

Теоретические исследования проблем социальной работы касались в этой связи вопросов методологии обоснования справедливости тех или иных мер, кото­рые должны опираться на методы изучения условий жизни людей. Пиком развития этой тенденции в науч­ном изучении социальной работы, ее теоретическом обосновании на рубеже XIX—XX веков стала «научная социальная работа», в частности публикации 1915— 1920 г. Мэри Ричмонд, предложившей обширный набор схем оценок диагноза социальных проблем. Так, в кни­ге «Социальные диагнозы» отмечается отход от мето­дов моральных убеждений и альтернатив и переход к методам воздействия и социально-психологического взаимодействия, которое характеризуется как «исполь­зование здравого смысла в бессмысленной ситуации».

Эта традиция в истории развития теории социальной работы может быть представлена как этико-терапевтическая. Тяга к повышению уровня научного осмысле­ния практики социальной работы уже в 20—30-е годы, бум популярности психоаналитических теорий 3. Фрей­да и его последователей выдвинули уже тогда в теоре­тическом обосновании социальной работы на передний план психодинамические конструкции.

В 30—40-е годы распространилось влияние бихе­виоризма, а вместе с ним обострилось внимание к объ­ективным факторам. Несмотря на это, авторитет пси­хоанализа не ослабевает и в дальнейшем. В одном из первых крупных трудов, посвященных методологиче­скому обоснованию социальной работы, М. Карпф (1931) перечислил все дисциплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, антро­пология, педагогика, социальная психология. С тех пор этот список практически не изменился. В 70-е годы до­минирующем становится системный подход, согласно которому от социального работника требуется не узкая специализация в одном виде или области, а универса­лизм.

К началу 90-х годов в научной литературе обозна­чилось множество моделей теоретического обоснова­ния социальной работы. Так, профессор С. И. Григорь­ев называет 12 подобных моделей. Но большинство ученых выделяют три группы теорий:

  1. социолого-ориентированнные теории;

  2. психолого-ориентированные теории;

  3. комплексно-ориентированные теории.

Изучение теории показало, что в отечественной науке с 1992 года очевидно проявились следующие под­ходы к социальной работе: «личностный» (Н. С. Дана-кин); средовый, «социэтальный», где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений (И. Г. Зайнышев, Е. И. Холостова); социально-деятельностный, когда социальная работа рассматривается в традиционной для отечественного познания субъектно-объектной схеме (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Т. Е. Демидова, М. В. Фирсов).

В подходах В. Никитина проблемы научной иден­тичности социальной работы рассмотрены в контексте философских подходов. Ученый акцентирует внимание на необходимости многомерно-диалектического подхо­да с использованием всей совокупности познаватель­ных методов.

Комплексное осмысление социальной работы, вклю­чая ее теоретическую модель, концепцию жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, принадлежит ученым Алтайского государственного уни­верситета (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. Д. Деми­на, В. А. Елчанинов, Г. А. Сицкая, Ю. Е. Растов).

Несомненная значимость данной концепции состо­ит, прежде всего, в том, что она рассматривает человека в органичном единстве, взаимодействии со средой оби­тания, отнюдь не сводя эти отношения лишь к произ­водственно-хозяйственной деятельности и защите при­роды. Социум и человек видятся в рамках характери­зуемой концепции как система отношений, взаимодей­ствий жизненных сил и пространства бытия человека. Жизненные силы представляются как его способность к воспроизводству и совершенствованию жизни. Эта спо­собность, в свою очередь, рассматривается как единст­во индивидуальной и социальной субъектности челове­ка. Индивидуальная субъектность характеризуется че­рез способность воспроизводить жизнь индивидуально-личностными средствами, потенциалом знаний, умений и воли индивида.

Социальная субъектность представляется, как спо­собность человека воспроизводить и совершенствовать жизнь социально организованными, коллективными средствами.

Методы социальной работы, формирующейся на базе концепции жизненных сил, индивидуальной и со­циальной субъектности, интегрируются из различных моделей социально-педагогической деятельности. Данное обстоятельство позволяет констатировать, что сфе­ра применения методов оказания помощи нуждающим­ся в рассматриваемом подходе охватывает всю сферу жизненного пространства человека.

В этом смысле данный подход в теории и методике социальной работы представляется наиболее практико-ориентированным. Целесообразно также признать комплексность классических методов теории социаль­ной работы: индивидуальных, групповых, общинных.

Теоретическое осмысление социальной работы с позиции структурного подхода осуществлено И. Г. Зайнышевым, Е. И. Холостовой и др. Научный статус социальной работы отражен и в ее структурных эле­ментах: специфический предмет исследования, специ­фические понятия, категории, принципы, методы дея­тельности.

Развитие теории социальной работы отражается в научных исследованиях, обращенных к понятиям и ка­тегориям изучаемого феномена. В исследованиях А. А. Козлова, С. И. Чорбинского предпринимаются попыт­ки компаративных подходов к теории социальной ра­боты. Намечаются тенденции к систематизации поня­тийного аппарата социальной работы в трудах А. И. Лященко, М. В. Фирсова.

Любая наука как самостоятельная область знаний имеет свой предмет и объект. Следует отметить, что в на­учно-педагогической литературе нет однозначного тол­кования предмета, объекта, теории социальной работы.

И. А. Зимняя считает, что объектом социальной ра­боты являются взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, социумом, предметом — личностная и социальная защита человека.

В подходах И. Г. Зайнышева социальные процессы являются предметной областью социальной работы.

В. Ковалев объектом внимания в социальной рабо­те ставит трудные жизненные ситуации клиента.

Относя научные знания социальной работы к меж­дисциплинарным, Е. Холостова рассматривает в качестве объекта социальной работы социальные отноше­ния, специфика которых определяется ее предметной областью, — совокупность специфических свойств, от­ношений, закономерностей, тенденций. В предмете она выделяет ряд направлений, которые представлены ин­дивидуальными, семейными, социально-экономически­ми проблемами.

В. Митрохин понимает под объектом социальной работы нуждающуюся личность. Вместе с тем предмет­ная сущность теории социальной работы будет изме­няться в зависимости от возрастных, психосоциальных и других нужд человека.

В практической деятельности социальных работни­ков наибольшее распространение получило следующее понимание субъекта и объекта социальной работы.

Первый субъект — это те люди, которые ее осуще­ствляют, социальные работники. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гума­нистической направленностью, преимущественно нрав­ственной мотивацией. Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Дру­гим не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения, на­выки, знание методов и технологий оказания социаль­ной помощи. Качествами, необходимыми для опреде­ления профессиональной пригодности к ведению соци­альной работы, принято считать, опираясь на много­летний опыт, следующие:

- здравый смысл, умение четко мыслить;

- чуткость, эмпатия.

Следует заметить, что имеются противопоказания к занятиям социальной работой, и среди них — экстремизм любого толка — от политического до религиозного.

Второй субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обу­чающихся не только профессиональные знания и умения, но и формируют гуманистическую установку, закрепля­ют альтруистическую направленность личности. Основ­ную роль здесь играет сама личность педагога, настав­ника, руководителя практики. Подготовка преподавате­ля, методиста, практического психолога, семейного пси­хотерапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую труд­ность. Если за рубежом существует большая армия обу­ченных социальных работников, разветвленная сеть со­циальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области со­циальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока мало.

Третий уровень субъекта социальной работы — это исследователь.

Его задача — наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарож­дающихся тенденций ее состояния и развития, система­тизация, обобщение накопленного опыта и прогнози­рование дальнейшего развития. Следует заметить, что при всех внешних неблагоприятных условиях для раз­вития социальной науки в стране действует довольно много авторитетных исследователей социальной рабо­ты, объединенных в несколько школ. Их деятельность позволяет не только изучать существующее положение в сфере социальной работы, публиковать учебные и справочные пособия, но и предлагать инновационные модели и новые формы организации и деятельности со­циальных служб.

Четвертый субъект — административные структу­ры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы зависят в значительной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государ­ственной власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику.

Конечно, уровень информированности, образован­ности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиен­тов он может быть минимален, а у педагогов социаль­ного образования и у исследователей по определению должен быть максимален. В связи с этим характер под­готовки и объем необходимых знаний дифференциру­ются в соответствии с выполняемой ролью.

Он включает в себя:

-знание административного и социального права;

-управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов му­ниципального управления и местного самоуправления);

-информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;

-организация социальных проектов, акций помо­щи;

Группы людей, являющихся объектами социальной работы, можно разбить на три категории. К первой относятся социально незащищенные, ко второй — маргиналь­ные, к третьей — лица с отклоняющимся поведением.

Под предметом социальной работы мы понимаем социальные проблемы.

Социальная проблема представляет собой осозна­ваемое субъектом деятельности несоответствие между ее целью и результатом. Это несоответствие, возни­кающее из-за отсутствия или недостатка у субъекта дея­тельности средств для достижения цели, приводит к не­удовлетворению его социальных потребностей.

Социальные проблемы возникают на уровне инди­видов, а также их групп и человечества в целом. В по­следнем случае имеют в виду глобальные проблемы, поскольку для своего решения они требуют согласо­ванных международных действий в масштабах мирово­го сообщества. Что касается социальной работы, то она имеет дело с проблемами, возникающими на уровне индивидов и их групп. В первом случае говорят об ин­дивидуальных проблемах, во втором — групповых.

Перечислим типичные проблемы социальной рабо­ты — охраны здоровья населения, гуманизации обще­ственных отношений, современной семьи, защиты ма­теринства, женщин, несовершеннолетних, молодежи, трудоспособных пенсионеров, осужденных к лишению свободы, беженцев, бывших осужденных, бродяг, инва­лидов, безработных, пожилых людей, одиноких людей.

Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работ­ник несет ответственность и перед клиентом, и перед обществом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы, формулируются две основные ее цели:

  1. способствовать интеграции общественного целого;

  2. содействовать адаптации людей в меняющемся мире.

Цели социальной работы конкретизируются в сле­дующих задачах.

1. Максимально развивать индивидуальные способ­ности и нравственно-волевые качества клиентов, побуж­дая их к самостоятельным действиям и принятию личной ответственности за все происходящее в их жизни.

Особенно важно формировать у клиентов пред­ставление о том, что к полноценным и долговременным позитивным изменениям могут привести только их соб­ственные личные усилия, желание работать, повышать свой жизненный потенциал. Рыночное общество выра­ботало особый взгляд на человека-работника, при ко­тором главной характеристикой является его рыночная стоимость. Желающий преуспеть на рынке должен выйти на этот рынок со знаниями и умениями, обяза­тельными сегодня, на которые есть спрос, а значит, не­обходимо овладевать новыми или смежными профес­сиями, повышать свою квалификацию. Поэтому для социального работника самым важным сегодня счита­ется как можно быстрее стать ненужным для клиента, заблаговременное определение того временного интер­вала, в котором социальный работник и клиент должны получить определенные практические результаты.

2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он

существует.

Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента не должен заслонять важности привлечения таких естест­венных источников помощи, как близкие и дальние родственники, использование дружеских и соседских связей, привлечение сослуживцев. Это гуманизирует общество, способствует диалогу и взаимопониманию различных поколений, культурных и социальных групп.

3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления.

Необходимость социального законодательства и политических действий социальных работников по во­просам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи, соблюдение этниче­ского равноправия, организации медицинского страхо­вания, профессиональной подготовки и переподготов­ки, профилактики и искоренения преступности требует активного участия в избирательных кампаниях, адми­нистративных структурах, средствах массовой инфор­мации, социальных акциях профсоюзов, женских, эко­логических и других организациях.

4. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.

Пропаганда здорового образа жизни3 физической культуры, полноценного сбалансированного питания способствует сохранению оптимального уровня жизни. Профилактика означает также выявление и устранение социальных и экономических причин тех или иных бо­лезней, внимание к проблемам окружающей среды, по­вышению качества жизни. Контроль социальных ра­ботников за исполнением действующего законодатель­ства о среднем образовании, организацией детского до­суга, выявление проблемных семей, содействие усынов­лению — важнейшая часть социальной профилактики.

5. Организовывать научные исследования, конфе­ренции и семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практических работников и студентов.

6. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категорий населения, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспе­чивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.