logo search
ГОСЫ - 2010

Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.

Понятие «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало наиболее эффективные и экономичные способы изготовления продукции.

Понятие «Педагогическая технология» прошло определенную эволюцию:

I период (40-е – сер. 50-х г.) – термин «технологии в образовании»означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

II период (сер. 50-х – 60-е г.) – под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.

III период (70-е г.) – появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

IVпериод ( с начала 80-х г.) – создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Понятие «педагогическая технология»:

Существуют различные точки зрения на возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния материала, осуществляемую в процессе производства продукции, что противоречит индивидуализации учебного процесса, отсутствует единый подход к определению понятий «педагогическая технология».

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия , ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В структуру образовательных технологий входят:

Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)

Основания для типологизации технологий

Типологии, авторы, школы

Отличительные особенности

1. Технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений

Педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.Д. Амоношвили, система преподавания литературы как предмет, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.

Процессуальная ориентация, приоритет личностных отношений, индивидуальный подход.

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.

Движение от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции

3. Технологии на основе эффективности организации и управления

Программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Щадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

Движение от ориентации на усредненного ученика к дифференциации и индивидуализации программ обучения.

Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала

Укрупнение дидактических единиц П.М. Эридниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, системе «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

Движение от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к учению как процессу умственного развития; создание боле отчестливой единой картины мира и мироощущения.

Технологии природосообразные

Обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

Методы народной педагогики: опора на естественные процессы развития ребенка.

Технологии альтернативные

Вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе.

Приоритет педагогики отношений; всестороннее воспитание.