Этический кодекс социального педагога.
Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.
Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.
Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.
Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.
Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.
Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.
Социальный педагог действует таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы, расширить личностные возможности людей, создавать условия для поддержания уважения к различиям культур.
В кодексе этики социального педагога определены следующие позиции:
- быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь расположить к себе клиента, совместно определять пути решения проблемы;
- уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;
- не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности;
- быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;
- уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента, строить взаимоотношения на равных;
- исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия, не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от душевного или физического дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
- соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, всегда действовать исключительно в интересах клиента;
- вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за ее качество;
- полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;
- не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью, уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом, принимать только добровольно предлагаемую плату за услуги на законных основаниях, не принимать ценных подарков за выполненную работу;
- стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации;
- защищать и увеличивать достоинство профессии, уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;
- всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;
- содействовать развитию благосостояния общества посредством: а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями, б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических и религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу, в) создания условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество, г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью изменения социальных условий жизни;
- проанализировать и предусмотреть возможные последствия своей исследовательской деятельности для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
- информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
- советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.
- может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.
- максимально давать возможность клиенту
самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения".
У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР. К главным его положениям относятся:
— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
— служить своей профессией на благо окружающим.
На Российской конференции членов Межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994 года) был принят профессионально-этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания:
Принцип моральной ответственности перед клиентом:
- работники социальных служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;
- интересы клиентов являются приоритетными для работников социальной службы, благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;
- работники социальной сферы должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
- работник социальной службы должен способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
Принцип моральной ответственности перед обществом:
- деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния у всего общества;
- работник социальной службы должен откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, расовой, религиозной или политической принадлежности, пола или сексуальных ориентаций, возраста и состояния здоровья.
Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:
- работники социальной службы обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
- работники социальной службы должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими своего назначения;
- работники социальной службы должны стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов, отношения между работниками социальной службы должны строиться на взаимном уважении и доверии.
Приведенные выше этические стандарты не являются единственными и всеобъемлющими, но они могут оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям, стремление сделать общество более процветающим и совершенным.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.