logo search
ГОСЫ - 2010

Принципы воспитания и их характеристика.

Принципы воспитания — это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, орга­низационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитате­лей и воспитанников. Принципы практической педагоги­ческой деятельности устанавливаются сознательно. К ним предъявляются определенные требования:

Рассмотрим ведущие принципы воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внима­ния, доброжелательности педагога с разумной требователь­ностью к воспитанникам. Условия для реализации данного принципа: доброволь­ность включения воспитуемых в ту или иную деятель­ность, вера воспитателя в каждого из них, предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воз­действия, социальная защищенность воспитуемых, учет их индивидуальных интересов и предпочтений.

Правила реализации данного принципа: опора на актив­ную позицию воспитуемого, уважительное отношение к нему, доброта воспитателя, умение защищать интересы воспитанников, постоянный поиск оптимальных вариантов решения актуальных задач, формирование гуманных отно­шений в любых объединениях.

Принцип вариативности социального воспитания. В со­временном обществе вариативность социального воспита­ния определяется многообразием потребностей и интере­сов как личности, так и общества.

Условие реализации данного принципа — создание на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) многообразных видов и типов вос­питательных организаций, которые бы позволили удовлет­ворить интересы и потребности личности и общества.

Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо вклю­чать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессо­устойчивое, рефлексивной позиции. Нужно учить воспи­танников противостоять трудностям.

Условия реализации принципа: включение воспитанни­ков в решение различных социальных проблем, стимули­рование самопознания для определения собственной пози­ции, оказание помощи воспитуемым в анализе социальных проблем и выборе решения в различных сложных жизнен­но важных ситуациях.

Данный принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих его отдельные стороны: разрешение проблем отношений не за воспитуемых, а вместе с ними; учет стрем­ления к деятельности, что способствует социализации лич­ности; приучение к ответственности за принятые решения; включение воспитуемых в полезный, необходимый (в том числе и для других) труд; подготовка человека к трудностям в жизни, которых избежать нельзя, но можно преодолеть.

Принцип опоры на положительное. Первое, что необхо­димо сделать, начиная строить свои взаимоотношения с воспитуемым, — это найти его положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успе­хов в воспитательной деятельности.

В человеке положительные качества (любовь к живот­ным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) легко уживаются и мирно сосуществуют с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Пол­ностью «положительных» или «отрицательных» личностей не существует. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача вос­питания, направленного на облагораживание личности.

Требования принципа опоры на положительное в воспи­тании просты: воспитатели обязаны выявлять положитель­ное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориен­тированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания.

Какие правила нужно соблюдать при реализации данного принципа? Сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанников. Не акцентиро­вать внимание только на промахах и недостатках в их поведе­нии. Важно, наоборот, выявлять, поддерживать и развивать в них положительные стороны. Однако отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Создавать спокойную, деловую обстановку, где чувствуется слаженность действий и заботли­вое отношение друг к другу. Щедрость воспитателя на комп­лименты авансирует будущие положительные сдвиги, способ­ствует преодолению неудач.

Принцип биологичности воспитания. Необходимо преоб­разовать суперпозицию воспитателя и подчиненную пози­цию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Дан­ное преобразование связано с тем, что воспитатель должен актуализировать, стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания.

Воспитателю нужно сотрудничать с воспитанниками, уметь изменять характер своего участия в совместной дея­тельности в зависимости от уровня развития воспитанников.

Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накоп­ленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитательной деятельности воспита­тель, изучает их возрастные, индивидуальные особенности; определяет уровень сформированности личностных качеств, ценностных ориентации, мышления, мотивов, интересов, установок; выявляет отношение к жизни, труду. На основе этих знаний каждый воспитанник включается в активную, полезную деятельность, при этом воспитание сочетается с самовоспитанием личности.

Если воспитатель полагает, что он всегда прав, не учи­тывает личностных черт каждого воспитанника, совместная деятельность с ним становится крайне сложной.

Формируя определенные качества личности, необходи­мо действовать на опережение, чтобы вредные привычки не закрепились в сознании. Повышая требования к воспи­таннику, воспитателю важно соизмерять его возможности, чтобы у него не появилось неверия в свои силы и привыч­ка недоделывать заданное. Следует учитывать индивиду­альные особенности не только педагогически запущенных воспитанников, но и благополучных, у которых могут быть неблаговидные мысли, идеи, поступки.