Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
Детские и юношеские объединения способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.
Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни.
Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы. Например, цель деятельности детских и юношеских объединений рассматривают с одной стороны как цель, которую ставят перед собой воспитанники, с другой — как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе объединений.
В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Способствует этому создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего формируются желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Так же создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению как его самого, так и организации, формированию новых устремлений; происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков).
Принято различать объединения:
• по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические' познавательные и др.);
времени существования (постоянные — на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей; временные—- детские летние центры, туристические группы и т.д.; ситуативные — участники акций помощи, слетов и т.п.);
форме управления (неформальные, клубные организации).
Деятельность воспитанников в детских и юношеских объединениях отличается содержанием, формами, методами работы и соответствует возрастным особенностям воспитанников, их интересам и потребностям. Право выбора детского или юношеского объединения, свободы в передвижении из одного коллектива в другой остается за детьми. Такой подход называют вариативным. Он дает возможность выбрать объединение по интересам, реализовать любую, соответственно выбору, программу, самому планировать сроки ее реализации и темпы выполнения.
Современными исследователями (Н.Г. Полянская и др.) разработана модель деятельности детского объединения. В ней отражены основные этапы и педагогические условия организации деятельности объединения, которые соотносятся с особенностями развития личности воспитанника в детском объединении (первоначальная адаптация, освоение новых видов деятельности, самореализация в условиях детского объединения, готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях).
Различают три принципа деятельности в данных объединениях:
гармонизации общечеловеческих ценностей в рамках детских и юношеских объединений;
включенности воспитанников в социально-личностные значимые отношения, которые служат благоприятной базой для развития жизненных установок и социальных ролей;
взаимосвязи детского самоуправления и педагогического руководства, которые позволяют воспитанникам самоорганизовываться и самореализовываться в детском объединении.
Существуют временные объединения (детские лагеря, молодежные смены, инструктивные сборы), которые обладают особыми воспитательными возможностями. В них создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность и занимают при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора.
Образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанником в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей, — это итог совместной деятельности с воспитателями, сотрудничества в реальных контактах друг с другом.
Семья как соц. институт воспитания.
Общая характеристика социально-педагогической деятельности.
МТРСП
Сущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
классификация и назначение социально-педагогических технологий.
Применительно к педагогической, в том числе и социально-педагогической, деятельности специалисты традиционно отмечают такой существенный недостаток, как низкая результативность. При соблюдении всех возможных рекомендаций получаемый результат далеко не всегда соотносим с той целью, которая определяла деятельность. Закономерным в связи с этим стало увлечение технологическим подходом. Его ведущее преимущество как раз и заключается в научном подборе таких методов, средств и способов деятельности, с помощью которых можно обеспечить максимальную результативность.
Технология — система "знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Другое достоинство технологии, актуальное для социально-педагогической деятельности, — тиражируемость, воспроизводство, т. е. возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения, освоения.
Процесс выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. «Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм... стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы»1, — пишет Л. Е. Никитина.
Столь жесткие требования к использованию технологии в социальных процессах претерпели ряд изменений:
ожидаемый результат не может быть досконально конкретизирован, ибо крайне сложно придать изменяемому объекту необходимые для дальнейшей «обработки» черты и свойства, если исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения — одно или несколько его свойств;
в отличие от промышленных технологий, которые представляют собой строго определенную последовательность точно подобранных технологических процессов и операций, причем замена одного процесса другим, а также изменение последовательности влечет снижение результативности, в социальных процессах процедура преобразования более гибкая, не так жестко детерминирована;
нужная последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек — многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;
- огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса.
Алгоритм — программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными.
Социальные технологии — система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Специалистами в области социальных технологий определены следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:
объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;
должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;
должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях'.
Разновидностью социальных технологий выступают педагогические, в том числе социально-педагогические, технологии.
Социально-педагогическая технология — один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.
В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.
Так, Л. Е. Никитина считает, что в отношении социального педагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Применительно к деятельности социального работника подходы технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.
С точки зрения В. П. Беспалько, любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством2. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. Развивая его мысль, можно логически заключить, что с утверждением социальной педагогики как науки все больше направлений деятельности социального педагога должны быть в той или иной степени технологизированы. В связи с этим, как полагает Л. В. Мардахаев, в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:
социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);
условия ее реализации;
особенности и возможности объекта;
особенности места реализации;
возможности по времени для реализации цели;
возможные формы реализации;
особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности1.
На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая.
Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.
Будучи по сути технологиями социального типа, социально-педагогические технологии подразделяются на:
субъектные технологии — индивидуальные, групповые, сфер-ные и массовидные. К индивидуальным (персональным) технологиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д. Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Например, для безработных это технологии трудоустройства, для бывших заключенных, беспризорных — технологии реадаптации, для подростков — технологии адаптации к условиям современного общества, для лиц с ограниченными физическими возможностями — трудотерапия, для семей — семейная психотерапия и т.д. Число социальных групп и слоев, требующих социальной помощи, все время возрастает, усложняются их проблемы, следовательно растет и число социальных групповых технологий. Массо-инниые технологии касаются большого массива населения, всего общества (например, пиаровские технологии);
дятельностные технологии:
направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;
направленные на улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);
оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.п.);
улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.);
средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т.п.).
Кроме того, можно выделить следующие группы технологий:
«кабинетные», «лабораторные» (искусственно созданные во временных условиях), «полевые» (в реальной среде);
разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые; внедренные, но используемые слабо; невнедренные;
разработанные технологии, имеющие методики обучения им, и разработанные, но не имеющие таких методик.
Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.
- Сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.
- Структура воспитания как педагогического явления ( Подласый).
- Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова).
- Цель воспитания как педагогическая проблема
- Общие закономерности воспитания и их характеристика.
- Принципы воспитания и их характеристика.
- Общие методы и приемы воспитания.
- Формы организации процесса воспитания их назначение, условия педагогического поиска форм воспитания.
- Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания.
- Коллектив как объект и субъект воспитания.
- Воспитательная система как педагогическое понятие. Характеристика современных воспитательных систем.
- Варианты организации воспитания в образовательных учреждениях педагогика. Яблонских ю.П.
- Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.
- Структура педагогической науки
- Связь педагогики с другими науками
- Естественная природа социальной сущности человека. Процесс развития личности.
- Педагогический процесс, характеристика функций.
- Педагогический процесс, основополагающие идеи, движущие силы.
- Понятие содержания педагогического процесса, характеристика уровня содержания педагогического процесса.
- Закономерности принципы и логика развития целостного педагогического процесса.
- Логика педагогического исследования. Методы и процесс педагогического исследования.
- Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Характеристика процесса обучения как система.
- Общие понятия в системе методов. Классификация методов обучения и их характеристика.
- Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий.
- Соц. Работа. Егорова ю.Н.
- Феноменология понятия соц. Работа. Понятийное пространство: объект, субъект соц. Работы.
- Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.
- Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.
- Этический и профессиональный кодекс соц. Работника.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.
- Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в отечественной парадигме помощи.
- Типы теорий и моделей социальной работы (9 моделей).
- Понятие метод в социальной работе. Классификация методов в зависимости от способов решения задач (научно-преобразовательное исследование).
- Классификация методов в зависимости от количества клиентов (индивид., групповая, общение).
- Специфические методы соц. Работы.
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (диагностика, профилактика и адаптация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (коррекция, терапия, реабилитация).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Экспертиза, прогнозирование, проектирование).
- Понятие соц. Технологии в соц. Работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, соц. Страхование).
- Понятие социальной технологии в социальной работе. Система общих технологий (соц. Опека, попечительство, соц. Обеспечение).
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с семьей.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с пожилыми людьми.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с подростками девиантного поведения.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с инвалидами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с мигрантами.
- Частные технологии социальной работы. Социальная работа с молодежью.
- Частные технологии соц. Работы. Особенности соц. Защиты детства. Соц. Педагогика
- Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.
- История развития социально-педагогических воззрений в зарубежной педагогике.
- История развития социально-педагогических воззрений в отечественной педагогике.
- Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях.
- Соц. Воспитание как теоретико-прикладная проблема соц. Педагогики.
- Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков.
- Проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.
- Социализация как социально - педагогическое явление.
- Современное состояние системы соц. Воспитания в России.
- Социально-педагогический процесс сущность и виды
- Теоретические основы. Проблематика и принципы социально-педагогического исследования.
- Опыт соц. Воспитания личности в коллективе.
- Юношеская подростковая субкультура.
- Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации.
- Должностные обязанности социального педагога.
- Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Этический кодекс социального педагога.
- Права социального педагога.
- Методика и технологии социально-педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Методика работы соц. Педагога в условиях детского дома, школы - интерната.
- Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Технология социально-педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного. Образования.
- Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Технологии работы социального педагога с семьей.
- Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Методика социального патронажа и надзора.
- Методика социально - педагогического семейного консультирования.
- Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Методика организации групп взаимопомощи.
- Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка.
- Социально - педагогические технологии уличной работы.
- Методика организации благотворительных акций.
- Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Методика и технологии социально - педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции посредничества и управления в образовательном учреждении.
- Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Технология разработки социального проекта.
- Технология планирования деятельности социального педагога.
- Контроль социально - педагогической деятельности и отчетность.