logo search
ГОСЫ - 2010

Частные технологии социальной работы. Социальная работа в сфере социальной занятости населения.

Проблема занятости населения стала одной из острей­ших социальных проблем, с которыми столкнулось чело­вечество в XX в. Безработица несет с собой не только бед­ность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивили­зованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 г. во «Всеобщей декларации прав человека», где подчерки­вается, что каждый человек имеет право на труд, на сво­бодный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Принято считать, что безработица — это своеобраз­ная плата за рынок, это издержки рыночной экономи­ки. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурент­ной борьбе (а рынок, как известно, без этого не существу­ет) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализа­ции права на труд как одной из важнейших составляю­щих человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась со все более обостря­ющейся проблемой занятости населения, решение кото­рой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. По оценкам Мини­стерства труда и социального развития, в России на нача­ло 1999 г. насчитывалось 8,5—9 млн безработных. Это 11,5% экономически активного населения страны. Однако по официальным данным, в нашей стране только 1 млн 750 тыс. безработных. Таким образом, к услугам государствен­ной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти потерявших работу.

Скрытая безработица, таким образом, составляет око­ло 7—8 млн человек, а по официальным данным — 4— 5 млн. Региональное распределение безработицы нерав­номерно: от 1% в Москве до 7—8% безработных в регио­нах, где находятся предприятия текстильной, оборонной, угольной отрасли*.

Теория функционирования рынка труда, родоначаль­ником которой является основоположник Кембриджской школы доктор А. Маршалл, оперирует рядом понятий и категорий. Среди них занятость населения, безусловно, определяющая.

Наиболее адекватно, на наш взгляд, понятие занятос­ти раскрыто в законе «О занятости населения в РФ» (в новой редакции 1996 г.), в ст. 1 которого подчеркивается: «За­нятость — это деятельность граждан, связанная с удов­летворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой до­ход».

Статья 2 указывает на то, что занятыми считаются граж­дане: работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных про­мыслах и реализующие продукцию по договорам; выпол­няющие работы по гражданско-правовым договорам (до­говорам подряда), а также члены производственных ко­оперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразова­тельных учреждениях, учреждениях начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего про­фессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению феде­ральной государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с не­трудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повыше­нием квалификации, приостановкой производства, вы­званной забастовкой или иными причинами.

В Российской Федерации конституционно гарантиро­вана добровольность труда, при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, вправе выбирать ритм труда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить наряду с занятыми тех, кто относится к незанятым.

Незанятые -- это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно безработных (те, кто по каким-то причинам потерял работу, но активно ищет ее) и незанятых, которые и не пытаются найти работу.

Безработными (ст. 3) признаются трудоспособные граж­дане, которые не имеют работы и заработка, зарегистри­рованы в органах службы занятости в целях поиска под­ходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-право­вой формы и формы собственности в связи с ликвидаци­ей, сокращением численности или штата.

Решение о признании гражданина, зарегистрирован­ного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жи­тельства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверя­ющих его профессиональную квалификацию, справки о сред­нем заработке за последние три месяца по последнему мес­ту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих про­фессии, — паспорт и документ об образовании.

При невозможности предоставления органами служ­бы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Не могут быть признаны безработными граж­дане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соот­ветствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей рабо­ты, включая работы временного характера, а впервые ищу­щие работу, не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной под­готовки или от предложенной оплачиваемой работы, вклю­чая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды; не явив­шиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости для предло­жения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Итак, безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающе­го работать населения.

С крушением административно-командной системы управления наряду с другими рынками появляется и рынок труда, на котором и происходит купля-продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между работника­ми и предпринимателями по поводу включения первых в процесс общественного производства через механизм спроса и предложения. При этом должны функционировать важ нейшие компоненты рынка труда: свобода предпринима­телей (ограниченная лишь законом) в найме работника; свобода граждан в продаже своей рабочей силы и оплаты в соответствии с ее квалификацией. В то же время свобо­да продажи рабочей силы не может быть обеспечена без гарантий свободы передвижения, выбора места и сферы приложения труда.

Современный рынок труда довольно разнообразен и «лоскутен». Он структурирован и представляет собой на­бор определенных сегментов, которые довольно сильно отличаются друг от друга. В первую очередь отличаются характеристикой товара (рабочей силы), который играет главенствующую роль в том или ином сегменте.

Один из разработчиков теории сегментированного рынка труда Г. Стэндинг выделяет следующие основные сегмен­ты: сегмент рынка труда, где представлены специалисты самой высокой квалификации с соответствующей высо­кой оплатой труда, где занятость стабильна.

Рынок квалифицированных кадров. Этот сегмент за­нимают специалисты с высшим и средним образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и занятость от­носительно стабильны.

Рынок труда рабочих профессий. Спрос на рабочую силу постоянно сокращается, что влечет сокращение доходов и снижение гарантий занятости. Роль стабилизирующего фактора выполняют профсоюзы.

Рынок труда малоквалифицированных рабочих и ра­ботников сферы услуг. Предложение рабочей силы, как правило, превышает спрос. Отсюда доходы невысоки, за­нятость нестабильна.

Остаточный рынок труда. Здесь предлагают свои ус­луги либо те, кто впервые объявился на рынке труда, либо те, кто давно утратил с ним связь: безработные, молодежь и т. д.

Если проанализировать признаки, по которым сегмен­тируется рынок труда, то их можно выделить три: квалификационно-зарплатный, социально-демографический, профессионально-отраслевой.

Современное производство, основанное на информаци­онных технологиях, предполагает гибкость, мобильность в отношениях спрос—предложение на рынке труда. По этому в теоретических разработках наших дней для ха­рактеристики развитого, цивилизованного рынка труда используется понятие «гибкий рынок труда», где спрос и предложение находятся в оптимальной зависимости, со­ответствующей нуждам и потребностям современного про­изводства.

В чем же проявляется гибкость рынка труда? Прежде всего, в гибкой организации производственного процесса: неполный рабочий день, использование временных работ­ников, дробление ставок, взаимозаменяемость на рабочих местах, подвижность смен и т. д. Второй компонент — гиб­кость в регулировании заработной платы, третий — гиб­кость регулирования выпускаемой продукции.

Важнейшими элементами рынка труда являются спрос и предложение. Под спросом понимается потребность предприятия в работниках определенных профессий и квалификаций, под предложением — потребность работ­ников при действующих ставках заработной платы в оп­лачиваемой работе. Рабочая сила как товар выступает только тогда, когда совершается акт ее купли-продажи.

Современный рынок труда не является абсолютно сво­бодным, стихийным. Он регулируется посредством различ­ных инструментов: законодательством, государственны­ми программами занятости населения, соглашениями между работодателем и профсоюзом, государственными и частными институтами, занимающимися трудоустройством населения.

Технология воздействия на рынок труда. Для того, чтобы определить формы и направления воздействия на рынок труда, необходимо в первую очередь выявить фак­торы, влияющие на уровень безработицы и типы безрабо­тицы.

На наш взгляд, факторы можно разделить как мини­мум на две группы. Первая группа факторов действует более длительный промежуток времени и воздействует на рынок труда. К данной группе относятся: демографичес­кие колебания, создающие избыток либо недостаток ра­бочей силы; миграционные процессы; уровень культуры, национальные традиции, ценности и, в особенности, куль­тура труда; социально-природные катаклизмы: войны, революции, стихийные бедствия и т. д.; экономические факторы: тип экономики (рыночная, плановая), экономи­ческие кризисы и подъемы, качество социальной жизни, развитость технологий и т. д.; научно-технический про­гресс.

Вторая группа факторов носит локальный характер, как правило, ограниченный либо местом, либо временем проявления: процесс суверенизации в России; конверсия военного производства; сокращение армии; изменение форм собственности; либерализация цен; непросчитанные со­циально-политические решения властей; уровень разви­тия служб занятости и профессионализма ее кадров и многие другие факторы.

Конечно же, каждый из названных факторов может оказывать как отрицательное, так и положительное воз­действие на рынок труда. Например, падение рождаемос­ти в развитых странах ведет, с одной стороны, к сниже­нию предложения рабочей силы, но с другой — к старе­нию населения, а отсюда — к увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, к изменению инфраструктуры на рын­ке труда. Подобным образом рынок труда реагирует и на другие демографические сдвиги.

Или, к примеру, совершающиеся в развитых странах технологические революции, которые создали совершен­но новое производство: с мобильным технологическим процессом, с быстрыми структурными сдвигами, но это обострило и проблему занятости, усугубило одно из ос­новных противоречий обеспечения занятости населения. Оно заключается в том, что в цепочке «структурные сдви­ги — модернизация рабочих мест — изменение спроса на рабочую силу — высвобождение работников — предостав­ление новой работы» невозможно добиться абсолютной синхронности перемен.

Многие из названных факторов легли в основу клас­сификации безработицы, выделения ее видов.

Структурная безработица связана с закрытием уста­ревших предприятий и производств, сокращением выпус­ка продукции ряда отраслей (например, в связи с соци­альной переориентацией экономики, уменьшением числа занятых в аппарате управления и т. п.). Проблемы, свя­занные со структурной безработицей, должны решаться на государственном уровне: принятие общегосударственных и территориальных программ помощи в перераспределе­нии и переподготовке кадров, выплаты пособий на период переподготовки и трудоустройства, поддержки в формиро­вании новых современных ресурсосберегающих отраслей производств, и т. д.

Технологическая безработица связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, с механиза­цией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочих рук оказыва­ется ненужной, либо требуются люди нового уровня ква­лификации. С осуществлением технологического перево­рота число высвобождаемых по этой причине работников будет расти. Их нужно либо полностью переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалифи­кации на основе развития сферы услуг, и т. д. Эту пробле­му можно решить преимущественно в рамках данного коллектива и за его счет.

Экономическая», или циклическая, безработица но­сит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры, поражением части товаропроиз­водителей в конкурентной борьбе, или связана с циклич­ным характером экономики.

Значительное увеличение количества товаропроизво­дителей, конкурирующих между собой, приведет к уве­личению терпящих банкротство, вынужденных перепро­филировать производство или закрываться. При этом воз­растает безработица. Такая безработица неизбежна, она является органической составной частью рыночного меха­низма. Ликвидировать эту форму безработицы невозмож­но. Ее нужно учитывать и оказывать поддержку (в виде помощи в переквалификации и трудоустройстве, назна­чении временных пособий) работникам обанкротивших­ся предприятий (но так, чтобы сохранить стимулы и ин­дивидуальную, инициативу в поиске новой работы).

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления, всегда есть какой-то временной промежуток между уходом человека с одной работы и приходом на другую.

Застойная безработица — это безработица способных к труду людей, которые по каким-то причинам либо не хотят работать, либо длительное время не могут найти работу. В социальном плане — наиболее опасный тип без­работицы: является питательной средой для увеличения числа бомжей, лиц без определенных занятий, для роста преступности, проституции, наркомании, алкоголизма.

Скрытая безработица — одна из форм безработицы, при которой работник формально числится на предприя­тии, но находится в неоплачиваемом срочном или бессроч­ном отпуске. Имеет разновидности в виде сокращенной рабочей неделе, неполного рабочего дня, оплачиваемой работы при наличие заказа и т. д. В России скрытая без­работица достигает огромных размеров, зачастую в два-три раза превышающую явную безработицу.

Молодежная безработица возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней, школы (если не удалось сразу поступить в вуз, техникум или ПТУ либо устроиться на предприятие) и после полу­чения профессионального образования (если нет гаран­тированного направления на работу, либо оно не устраи­вает молодого человека).

Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских поли­тических течений. Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании от­вечающих устремлениям молодежи и уровню ее квали­фикации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство и т. д.

Женская безработица — один из наиболее распрост­раненных видов безработицы, возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщи­ны несут с собой больший чем мужчины социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детсадами и т. п.). Принцип спра­ведливости требует, чтобы и мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе в семье. Го­сударство должно применять ряд мер как административ­ного, так и правового регулирования: квотирование ра­бочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятос­ти. Молодежная и женская безработица являются острей­шими социальными проблемами практически для всех стран, развивающих рыночную экономику.

Социальные последствия безработицы и система со­циальной защиты незанятого населения. Российское го­сударственное управление, как и общество в целом, вряд ли в полной мере осознает возможные последствия нара­стания безработицы. Иные проявляются далеко не сразу либо носят латентный характер, но это не снижает их негативного воздействия на общественное развитие. На­пример, специалистами доказана зависимость между ро­стом безработицы и суицидом, между увеличением коли­чества новорожденных с различными аномалиями и уров­нем занятости населения.

Рассмотрим некоторые из социальных последствий в различных областях общественной жизни.

В политической сфере — это рост социально-полити­ческой напряженности, а значит, и угрозы социального взрыва, нарастание, с одной стороны, политического эк­стремизма, как левого, так и правого толка, с другой — политической апатии и неверия во власть как гаранта со­блюдения прав человека. Практика показывает, что на фоне ухудшения ситуации на рынке труда обостряются межнациональные проблемы, а это для такой многонацио­нальной страны, как Россия, крайне опасно.

В области экономики выключение из активной эконо­мической жизни большого количества трудовых ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет. Понятно, что во время экономических спадов растет потребность в ресур­сах для оказания государственной социальной помощи, в то же время поступления от налогов резко снижаются. Наряду с этим наблюдается падение покупательского спро­са, а значит, уменьшение товарного производства. В силу обострения конкуренции на рынке труда снижается цена труда и для тех, кто сохранил рабочее место; сужаются рамки профсоюзных действий по отстаиванию прав на­емных работников.

Пожалуй, наиболее тяжелые последствия безработи­цы проявляются в социальной жизни общества. Безрабо­тица — это не просто отсутствие работы, она может вы бить из колеи, иногда необратимо, миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Большин­ство оказавшихся в подобном положении говорят, что они ощутили сполна отчаяние, бессилие, растерянность, осо­бенно если были без работы длительное время.

Прежде всего, безработица бьет по такому важнейше­му социальному институту, как семья. Если в семье есть хотя бы один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень и социальные возможности всех чле­нов семьи. Семья не выполняет или лишь частично вы­полняет те важнейшие функции, которые возложены на нее обществом.

Эти факторы ведут к разрушению самой семьи. В семь­ях безработных наблюдается повышенная конфликтность, снижается «порог терпимости», способность заботиться друг о друге, увеличивается количество разводов. Специ­алисты отмечают, что в подобных семьях значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самих детей наблюдаются отклонения в поведении, не­рвные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.

Отсутствие работы приводит к обострению проблемы девиантного поведения (алкоголизация и наркотизация общества, рост проституции, бездомности и преступнос­ти). Уже давно считается, что существует зависимость меж­ду безработицей и преступностью. Изучение дел правона­рушителей в США показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм часто объясняется отсутствием работы.

Система социальной защиты незанятого населения функционирует в рамках государственной программы за­нятости и предполагает как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие на спрос и предложение рабочей силы, включение различных правовых, органи­зационных и экономических рычагов влияния на рыноч­ные механизмы.

Прежде всего речь идет о выплате пособий безработ­ным, признанным таковыми государственными служба­ми занятости. При этом нужно иметь в виду: во-первых, экономические возможности государства в выплате посо­бий не беспредельны, во-вторых, размеры пособия должны как поддерживать элементарные условия жизни че­ловека, так и стимулировать его на поиск работы.

Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения. Опыт стран рыночной экономики показывает: професси­ональное обучение требуется каждому второму-третьему из числа желающих найти работу. Данная система обуче­ния требует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтому службы занятости используют не только действующие учебные заведения, выдавая им заказ на профессиональное обучение, но и создают соб­ственные учебные центры. Финансируется обучение тех, кто признан безработным за счет средств Государственно­го фонда занятости Российской Федерации. Профессио­нальное обучение высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности штатов осуществ­ляется за счет средств предприятий, с которых эти работ­ники увольняются.

Государственные службы занятости немалую роль в обеспечении социальной защиты отводят организации общественных работ в сфере услуг, строительства, благо­устройства, иначе говоря, там, где не требуется специаль­ной профессиональной подготовки.

С теми, кто изъявил желание участвовать в обществен­ных работах, заключается трудовой договор на установ­ленный срок. Они обладают всеми правами, определен­ными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них распрост­раняется статус безработного. Финансируют общественные работы фонд занятости, местный бюджет или те органи­зации, для которых данные работы выполняются.

В центрах занятости на бесплатной основе можно по­лучить информацию о наличии рабочих мест, юридичес­кую консультацию, психологическую помощь. Апробиро­вана такая форма социальной защиты населения, как кво­тирование рабочих мест для слабоконкурентных на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь и т. д. По предложению центров занятости, в зависимос­ти от ситуации на рынке труда, местные органы власти могут принимать решение об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санк­циями для тех, кто эти решения не исполняет.

Кроме административных применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложе­ние, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабоконкурентных слоев на­селения, либо для создающих новые рабочие места.

Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения — это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности при условии его стимулирования оператив­но улучшает ситуацию на рынке труда.

Создать дополнительные рабочие места можно, исполь­зуя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и т. п.