3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
При изучении общественного мнения как совокупного оценочного суждения наиболее ценным является всесторонний анализ термина «мнение». Слово «мнение» является заглавным в понятии «общественное мнение», однако строгого понимания данного термина пока не выработано, что крайне осложняет работу по экспликации категориального содержания данного понятия. По крайней мере, в девяти из десяти философских или социологических словарей данное слово вообще не входит в выставляемый категориальный ряд.
Если предельно сузить определение общественного мнения, то оно предстанет как коллективное оценочное суждение (мнение) по поводу тех или иных общественно-значимых проблем. Слово «мнение» подменяется иными словами: «оценка», «взгляд», «суждение», «убеждение», «высказывание» и т.д. Возникает проблема разведения и соотнесения понятийного содержания данного ряда терминов.
Как было отмечено ранее, философская традиция не только противопоставляет мнение («докса») знанию («эпистеме») как различные способы и результаты познания, но и соотносит их друг с другом. Отсюда следует, что хотя по своей гносеологической природе общественное мнение представляет собой мнимое знание, но вполне допускает когнитивные мерки своего измерения, т.е. может быть представлено как познавательный процесс, требующий объективного, незаинтересованного суждения о реальности (описание ее такой, какая она есть на самом деле, без всяких прибавлений). Здесь общественное мнение формирует свои суждения в виде рассуждения, т.е. при участии рассудка.
Действительно, содержание всякого опыта становится знанием только тогда, когда оно осмыслено и тем самым принимает форму высказывания определенного вида. Чувственный уровень очень важен для восприятия, но крайне недостаточен для мыследействия: для любого утверждения или отрицания о социальной реальности (в том числе, в ходе коллективного обсуждения) требуется задействование такой специфической формы мышления, как суждение.
Если не выходить за рамки когнитивного измерения общественного мнения, но учитывать, что здесь знаниевая форма дана исключительно в виде здравого смысла, то общественное мнение предстает как такой познавательный процесс, который основан на субъектированном, заинтересованном суждении (описание действительности не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть в соответствии с оценкой, через «отнесение к ценности»). В этом смысле общественное мнение всегда модально, сопряжено с субъективной реальностью (верой, убеждениями и т.п.), т.е. представляет собой такой вид суждения, в котором всегда присутствует оассуждение (или одобрение) тех или иных взглядов, действий, намерений. Таким образом, теория рационального выбора, которая лежит в основе многих подходов к изучению общественного мнения, явно не способна охватить все категориальное содержание общественного мнения.
Помимо этого надо помнить, что общественное мнение имеет еще одно измерение - оно предстает как потенциальное высказывание, которое есть, но еще по каким-то причинам не актуализировано в той или иной вербальной форме. Такие известные феномены, как «спираль молчания» или «эффект прицепного вагона» прямо указывают на феномен «спрятанного» общественного мнения и ставят исследователей перед задачей определить сходство и различие этих двух реальностей: явленное общественное мнение (например, в виде итогов проведенного опроса) суть событиям и проблемам общественной жизни, которое складывается стихийно и разрозненно в каждой конкретной голове (до всякого опроса)? Общественное мнение уже было или его еще не было до процедуры воплощения? Логической мысли еще предстоит поломать копья вокруг специфики того типа суждений (как одной из логических форм мышления наряду с понятием и умозаключением), который представлен общественным мнением. В связи с этим несколько замечаний.
Общественное мнение является одной из субъективных форм отражения объективной реальности. Общественное мнение как ментальное явление является продуктом деятельности сознания множества людей, выступает как вид одновременного суждения об окружающей действительности и о личном отношении к социальным явлениям. Поэтому тот вид суждения, который задействован в общественном мнении, отличается как от крайних проявлений обыденного сознания, так и от высших форм теоретического (научного) познания.
Так, общественное мнение включает в себя веру (несомненное суждение: вера предполагает принятие окружения без сомнения). Здесь господствует абсолютная уверенность в своей правоте. Этот вид «знания» не ориентирован на получение нового знания, на получение дополнительной информации, корректирующей исходное знание. Уровень доверия-недоверия, измеряемый в общественном мнении, включает в себя элемент веры, хотя и не сводится к нему, так как необходим определенный уровень знаний, информированности для оценки социальных объектов.
Вместе с тем, тот вид суждения, который задействован в процессах формирования и функционирования общественном мнении, отличается также и от суждений научного плана. В научном знании отсутствуют эмоции, его содержание соотносится с объективной реальностью, а не с ценностями.
Таким образом, общественное мнение использует такие виды суждения, которые позволяют ему балансировать между верой и научным знанием. Например, общественное мнение может существенно повысить степень адекватности, если осуществить «переход от эмоциональных оценочных суждений типа одобрения и неодобрения (да, нет) к преобладанию обосновывающих 'и конструктивных суждений».8 Итак, суждения, находящие себе применение в формировании и функционировании общественного мнения, построены отнюдь не на логике субъект-субъектных или объект-объектных отношений, а — на логике субъект-объектных отношений: в общественном мнении, с одной ..стороны, отражается объективная реальность, с другой - выражаются индивидуальные и коллективные интересы.
Отсюда следует, что не всякое суждение может быть мнением, или, другому, любое мнение не может использовать для своего проявления имеющийся в наличии набор суждений. «Различают дескриптивные сательные) суждения, выражающие внешние признаки предмета; дативные суждения (суждения-предписания), широко применяемые в ве и морали; оценочные суждения, выступающие результатом модействия субъекта и объекта и выражающие одобрение или ждение, предпочтение или отклонение объекта, т.е. не что иное, как мнение о нем... Высказать мнение - это значит так или иначе оценить что-"ю или кого-либо».9 В общественном мнении представлен не только вень информированности, но и уровень озабоченности того или иного сегмента общественности.
Существуют различные способы изучения общественного мнения. .Ясно, что метод исследования должен соответствовать природе общественного мнения, а оно (как термин) соотносится с обществом в делом. Значит, каждая из наук гуманитарного и социально-экономического профиля способна внести свой вклад в исследование общественного мнения. Философия, вооруженная исключительно качественными Ц^юдами исследования, пытается раскрыть природу и основные законы рбщественного мнения. Социология, вооруженная в основном количественными методами, направлена на изучение динамики общественного мнения (направленности, модальности, интенсивности и тд.). Социологическое знание импонирует своей достоверностью, оперативностью, оптимальностью, лаконичностью. Подобная близость к естественнонаучному знанию как раз и позволяет социологии претендовать на главенствующую роль в междисциплинарном изучении .общественного мнения.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература