13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
240
исследований практически не применяется в ПР-деятельности, хотя результаты теоретической социологии активно используются в ПР-практике.
Прикладная социология — работа социологов «на заказ». В США данный вид социологических исследований называют «проблемно ориентированной социологией» или «прикладной социальной наукой», имея в виду ее ориентированность на конкретного клиента, заказчика (государственное учреждение, частная фирма и др.). Социологические знания применяются по отношению к широкому полю социальных проблем. Мерилом успеха здесь является практическая польза. Именно эта разновидность социологических исследований нашла наибольшее применение в ПР-деятельности.
Во всех фундаментальных трудах, посвященных анализу связей с общественностью, упоминается формула ПР-деятельности: RACE -Research (исследования), Action (действие), Communication (общение), Evaluation (оценка). Таким образом, исследовательская деятельность поставлена на первое место. При этом наибольшее развитие получили анкетные опросы, личные интервью, фокус-группы, мониторинг-СМИ, коммуникационный аудит и т.д. Сама исследовательская практика в ПР-деятельности регулируется нормами Международного кодекса ICC/ESOVAR по практике маркетинговых и социальных исследований (1995 г.) и другими международными и отечественными пактами и соглашениями.
В рамках ПР-структур создаются социологические службы. Однако многие организации предпочитают обращаться к профессиональные центрам, агентствам т.д., специализирующимся на проведении исследований. В настоящее время профессионалы используют журналы: «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг», «Реклама и жизнь», «Босс», «Ведомости», «Политический маркетинг», «Независимые медиаизмерения», «Рекламный мир», «Экономические и социальные перемены», «Телескоп», «Консалтинг и управление персоналом», «Паблисити» (Екатеренбург), «Пост» (Новосибирск), «Рекламный мир Омска» (Омск) и др. В сети Интернет функционируют специализированные сайты таких крупных исследовательских организаций, как ВЦИОМ, РОМИР, Комкон-2, НИСПИ, RPRG, Gallup и др.
ПР-деятельность в Российской Федерации имеет большую политическую составляющую. Множество ПР-компаний
специализируются на проведении политических ПР-кампаний. Особое развитие получили выборные технологии. Последние предполагают проведение многочисленных, в том числе социологических исследований: оценка электоратом экономической и общественно-политической обстановки в стране, регионе, городе; общественное мнение о
241
перспективах социального развития и личного благополучия; оценка степени доверия к органам власти различного уровня; уровень доверия к оппозиции; рейтинги политических деятелей и общественно-политических организаций; предрасположенность к абсентизму; возможность участия в выступлениях протесте; «портрет» идеального (желаемого) кандидата; возможность изменения общественного мнения в отношении того или иного кандидата и т.д. Надо отметить, что электоральные социологические исследования ориентированы на комплексное использование социологического инструментария (контент-анализ, дискурс-анализ, опрос, групповое фокусированное интервью, глубинное интервью, экспресс-наблюдение и др.).
В рамках ПР- и рекламной деятельности активно применяются фокус-группы, контент-анализ, анализ рекламных роликов, опросы и интервью, наблюдение и др. Широко представлены исследования социально-психологического восприятия и мотивации рекламы и социально-психологического воздействия рекламы на потребителя. «Качественные методы, используемые ВЦИОМом, - фокус-группы и индивидуальные глубинные интервью, - позволяют изучать механизмы поведения людей. Не отвечая на вопрос «сколько?», они дают ответ на вопрос «почему?». Эти методы наиболее адекватны при исследовании рынка существующих товаров, потенциального рынка новых товаров, оценки эффективности рекламы, а также при принятии стратегических маркетинговых решений».14
Особо интенсивно методы социологии применяются для исследования массовой коммуникации и в целях эффективного имиджмейкинга: корпоративная миссия, конкурентные преимущества, организация бизнеса, продукция, рынки, структурные изменения, программы развития, культура и компетентность управления.
Итак, в ПР- и рекламной деятельности используются самые разнообразные качественные и количественные методы. Например, «при оценке эффективности рекламной кампании многие рекламодатели и рекламные агентства регистрируют телефонные звонки, появившиеся после начала рекламной кампании, чтобы понять, насколько удачно разработана и проводится данная кампания. Иногда в рамках выставок некоторые фирмы фиксируют количество людей, посетивших разные стенды, при возможности осуществляется и визуальная классификация посетителей стендов».15 В целом соответствующие исследования проводятся на всех этапах ПР- и рекламной деятельности (в зависимости от целей и задач соответствующей кампании или проекта).
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература