3. Партийный характер.
Партийный характер идеологических построений проявляется в том, что в идеологии не только отражается действительность (это главная функция науки), но и выражаются интересы определенных социальных групп (главная функция идеологии). В свое время К. Маркс определял идеологию как социально обусловленное мышление, т.е. в идеологии отражение действительности неизбежно происходит через выражение интересов определенных групп людей и поэтому происходит искажение действительности (в пользу узкогрупповой трактовки событий).
Таким образом, если наука ищет истину, то идеология - пользу. В идеологии на первом месте стоят интересы данной социальной группы, поэтому преимущественное внимание отдается «своим» заботам и потребностям. Механизм формирования и функционирования идеологии подразумевает выпячивание одних фактов и забвение других. Как писал К. Манхейм, идеологические противники не считают позицию друг друга заведомой ложью, но ощущают неправду в противоположной позиции: в идеологии чужая правда воспринимается как полуправда, или неважная правда (по сравнению со «своей» правдой).
Всякая (политическая, религиозная и пр.) идеология является многоуровневой системой, так как функционирует на различных этажах общественного сознания. Обычно выделяют три уровня функционирования и функционирования идеологических систем:
1) Элитарный (теоретико-концептуальный). На этом уровне идеология представлена в виде политических и иных теорий. Здесь теоретические построения различных общественных наук тесно сплетаются с идеологическими догмами, и на основе этого «сплава» строятся широкие концептуальные схемы прошлого, настоящего и будущего.
2)Пропагандистски-просветительный (программно-политический, программно-конфессиональный и т.п.) уровень. На этом уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и лозунги, идеология превращается в пропаганду и агитацию; проникают в систему образования, на страницы газет, теле- и радиопередачи и т.д.
3) Житейский уровень характеризуется непосредственной связью сознания и поведения. Идеология проникает в общественное и индивидуальное сознание и находит свое выражение в тех или иных формах политического (религиозного и т.д.) участия. На этом уровне развертывается своеобразное идеолого-эмпирическое пространство, включающее в себя определенные идеологические требования, идеологическую цензуру и т.д. Здесь разворачивается идеологическая борьба,
В силу многослойности и многоярусности социальной структуры в современном обществе сосуществуют и борются за доминирование в индивидуальном и общественном сознании _ множество идеологий (например, в политической сфере - либерализм, социализм, консерватизм, национализм и т.д.). Возникает проблема их типологии. Идеологии обычно классифицируют по следующим основаниям.
• По целям, т.е. по их отношению к той или иной стороне общественной жизни (собственности, свободе и правам граждан, религии и т.д.). Например, идеологии по-разному решают вопрос, какие формы собственности закрепить или сделать приоритетными (частную, коллективную или государственную), какие религии сделать государственными и т.п.
• По средствам и методам при достижении декларируемых целей. Например, исходя из целей преобразования или сохранения существующих порядков, те или иные идеологии могут быть радикальными, умеренными, консервативными.
• По субъекту выделяют такие идеологии, как национализм (носителем идеологии номинально или реально является нация), феминизм (женщины), клерикализм (церковь), коммунизм (рабочий класс) и т.д. Надо учитывать, что за долгий период существования та или иная идеология может существенно расширять свою субъектную базу или даже менять своего субъекта. Так, либерализм возник как буржуазная идеология, а консерватизм как антибуржуазная идеология. В последующем они видоизменились и сблизились друг с другом (сегодня они являются ведущими политическими идеологиями).
Место и роль политической идеологии в политической системе общества выражается в ее функциях. Выделяют следующие основные функции идеологии.
1. Репрезентативная. Всякая идеология представляет интересы какой-либо отдельной социальной группы. В этом многие политологи видят главную функцию идеологии. Если идеология начинает претендовать на выражение интересов всего населения, она перестает быть идеологией.
2. Когнитивная. Всякая идеология претендует на объяснение сути происходящего, раскрытие закономерностей развития той или иной области общественной жизни. Идеологи проясняют позиции и дают точку зрения, вырабатывают оценки и установки.
3. Артикуляционная. Простой человек просто ругается по поводу тех или иных фактов, событий и лиц, а идеолог вербализует (артикулирует), т.е. выражает в понятийной форме эмоции и невысказанные мысли.
4. Интегративная. На базе выработки общих идей и ценностей объединяются интересы и потребности многих людей. Формируется та или иная идея - либеральная, коммунистическая, национальная, конфессиональная и т.п. Как «надстройка» над индивидуальными и различными социально-психологическими формами сознания, идеология оказывается способной объединить сознательные усилия и бессознательные импульсивные действия многих людей в одном направлении.
5. Мобилизационная. Вырабатывая какой-либо идеал общественной жизни для данной социальной группы, идеологи мобилизуют массы на массовые действия (придают им определенный вектор). Здесь ясно видно, что идеология призвана не столько отразить реальность и даже не столько выразить совокупные интересы, сколько заразить массы проектом будущего.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература