2. Общественно-политическая жизнь региона:
а) основные партии и общественные объединения региона (наличие филиалов крупнейших федеральных партий; перечень местных партий, союзов, общественных движений и т.п.; характеристики наиболее значимых общественно-политических организаций и т.д.),
б) политическая элита того или иного региона (во властных органах -руководители и ключевые сотрудники администрации и силовых структур, в экономике - руководители наиболее крупных предприятий, компаний, банков и др.),
в) лидеры общественного мнения для большинства населения,
г) результаты последних выборов, депутаты Государственной Думы, предстоящие выборы,
д) взаимоотношение между представителями различных ветвей и уровней власти (наличие проблем, общая характеристика проблем).
3. Основные средства массовой информации региона - местные и федеральные:
а) пресса, радио, телевидение (названия, адреса, руководители, тираж или диапазоны, широта охвата аудитории, общая характеристика, политическая характеристика).4
На местном уровне часто проводятся городские мониторинги. Так, мониторинговые социологические исследования в Челябинской области проводятся дважды в месяц на территориях городов Челябинска, Златоуста, Миасса, Коркино, Копейска, Еманжелинска, Верхнего Уфалея, двух сельских районов. В вопросах используется случайная стратифицированная выборка (N = 2500). Основными направлениями социального мониторинга в Челябинской области стали оценки
социального и психологического самочувствия и материального благосостояния населения, отношение населения к различным ветвям власти, политическая и гражданская активность населения и тд. Два раза в месяц на специальном аппаратном совещании при главе города в присутствии представителей средств массовой информации проходит активное обсуждение состояния и характера изменения социологических показателей по главным направлениям исследований.5
Мониторинг общественного мнения позволяет оперативно и эффективно реагировать на соответствующие изменения социально-психологического самочувствия, материального благосостояния населения, повышения социально-психологической напряженности и т.д. Вот пример оценки городским населением обстановки в городе, деятельности администрации и социальных проблем.
Основные методы исследования, применяемые в мониторингах общественного мнения:
1) анкетный опрос. Как правило, данный метод направлен на изучение общественного мнения в целом или общественного мнения какого-либо сегмента общественности;
2) контент-анализ. Данный метод направлен на изучение содержания средств массовой информации, законодательных и иных документов, имеющих важное значение для анализа формирования и функционирования общественного мнения;
3) экспертный опрос. Например, в модели мониторинга информационной безопасности региона России предполагается привлекать экспертов для выявления проблемных ситуаций, оценки влияния, значимости тех или иных факторов ситуации, а также для разработки рекомендаций, проектов. «В отличие от массового опроса эксперты подбираются с помощью процедуры аттестации. Предполагается использовать для работы с экспертами сайты Internet. В качестве экспертов будут привлечены специалисты в области информационной безопасности, представители СМИ, общественных организаций, зарубежные эксперты, а также специалисты по отдельным аспектам негативного действия нарушений информационной безопасности»;6
4) фокус-группы. Данный метод направлен на получение информации с использованием групповых дискуссий для углубленного выявления содержательных характеристик общественного мнения(мотиваций, факторов поведения и т.д.) и др.
Выбор того или иного метода зависит от содержания решаемой задачи в мониторинговом социологическом исследовании.
Мониторинг общественного мнения осуществляется в несколько этапов. Причем все эти этапы должны быть подчинены логике исследования. Как правило, на первом этапе разрабатывается концепция мониторинга общественного мнения в соответствии с целями и спецификой объекта наблюдения. На основе концепции разрабатывается программа мониторинга, в которой разрабатывается методика проведения мониторинга. На последующих этапах осуществляется сбор материалов, обобщение полученных данных. Так, социально-экологический мониторинг проводится в четыре этапа:
1. Определение предмета исследования: выделение процессов, явлений и социальных фактов, которые подлежат контролю с помощью социально-экологического мониторинга.
2. Построение системы характеристик: определение некоторого перечня проявлений параметров предмета исследования.
3. Выбор индикаторов: внутри системы характеристик выделяются значимые показатели, отвечающие задачам проводимого мониторинга.
4. Построение индексов: экспериментально определяется статистическое распределение каждого из индикаторов.
Анализ данных мониторинга общественного мнения - это анализ изменений (с течением времени) долей ответов респондентов по одной или нескольким градациям вопросов анкеты. Зачастую анализ данных осуществляется «с помощью так называемого «глазомерного» метода, когда социолог рассматривает данные мониторинга и исходя из здравого смысла и знания изменений социально-экономической и политической ситуации в стране или регионе дает правдоподобное объяснение изменению долей ответов респондентов. Очевидно, что в этом случае истинность интерпретаций трудно проверить, а количество полезной информации, извлеченной из данных при помощи «глазомерного» метода, существенно ограничено».
Анализ данных мониторинга общественного мнения также осуществляется с помощью статистического подхода, в частности -анализа временных рядов. «При этом доли ответов (в процентах) респондентов по одной или нескольким градациям одного или различных вопросов анализируют с помощью коэффициентов автокорреляции и кросскорреляции, методов авторегрессии, скользящего среднего, спектрального анализа и некоторых других методов... методы статистического анализа временных рядов направлены на выделение тренда (долговременной составляющей временного ряда), сезонной и циклической компонент, случайной составляющей и ряда других признаков, выявление связи и лагов (запаздываний) между временными рядами и т.д. При данном статистическом подходе истинность полученных результатов основывается на точности описания и предсказания и на возможности содержательно объяснить полученный результат, как правило, с точки зрения здравого смысла... С проникновением в эмпирическую социологию компьютерных информационных технологий для анализа динамики используют компьютерные системы извлечения знаний - «data mining», которые методом полного перебора возможных вариантов выявляют различные закономерности в имеющихся
эмпирических данных и где истинность полученных результатов определяется только исходя из точности описания и прогноза».
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература