5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
Общественное мнение представляет собой коллективную оценку, что требует одновременного подключения индивидуальных потребностей и групповых интересов. Этим как раз и определяется место и роль идеологии среди других элементов когнитивного компонента общественного мнения: идеология дает оценку событиям и лицам от лица коллектива и тем самым объединяет интересы того или иного сегмента общественности, формирует соответствующую ценностную установку.
Идеология - как главный когнитивный компонент общественного мнения - выступает посредником при объединении индивидуальных мнений: она уравнивает и соединяет индивидуальные потребности, формирует новые групповые интересы и деформирует (подавляет, изменяет и т.п.) индивидуальные потребности, катализирует чувственно-эмоциональное поле индивидов и массы, канализирует их побуждения к действию. В целом с помощью этого компонента происходит легализация и легитимация узкогрупповых интересов и потребностей (перевод из потенциального в актуальное состояние), которые кладутся в основу нового общественного мнения.
С одной стороны, общественное мнение выступает как «суждение», т.е. в форме познавательного процесса (иметь мнение - это «мнить», т.е. думать, полагать, иметь убеждение). С другой стороны, данная знаниевая форма освоения действительности предстает отнюдь не в виде науки, но в виде веры (иметь мнение - это «мнить», но уже - верить и сомневаться одновременно).
Надо отметить, что вопрос о месте и роли когнитивного ядра в структуре общественного мнения вполне увязан с вопросом о месте и роли политической идеологии в структуре политического сознания. Сравним функции «изма» в отношении политической жизни общества и общественного мнения соответственно, отталкиваясь от понимания общественного мнения как «выраженного в форме определенных суждений, идей и представлений отношения к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы».2 Можно видеть, что буквально все ключевые слова данного определения напрямую соотносятся с идеологией, вернее, с характером и способом ее воздействия на индивидуальное сознание. Чтобы «выразиться» (да еще в форме общезначимых идей и суждений, да еще и по поводу социально важных проблем), личному мнению приходится в своем «отношении» преломиться через «общие интересы», чьим единственным выразителем и является та или иная идеология. Вот соответствующая таблица.
Функции идеологии | В политической жизни общества | В формировании и функционировании общественного мнения | Выводы |
Когнитивная | Анализ социально-политической реальности, отбор значимых событий и описание социальной реальности. Выражение интересов через отражение действительности, акцентирование на проблемах. | Вбрасывание в массы недостающего им знания. Установление ценностных ориентации, базовых ценностей. Зацикливание общественного внимания на определенной теме (в данный момент времени). Идеализация (опережающее отражение).
| Идеология задает характер отношения масс к действительности (+, -), формирует избирательное отношение к действительности.
|
Инте- гра- тивная
| Объединение людей в большие социальные группы). Установление взаимодействия между суммой инд. мнений Идеология как общая идея, идеал, групповая норма, закон, коллек. разум, коллек. воля. | Идеология придает мнению личностно-надличностный смысл (общее - «ничье» и «наше» одновременно). С помощью идеологии личное мнение преодолевает индивидуальный эгоизм.
| Идеология задает коллек. форму отношения к действительности. Общ. мнение – это коллек. осмысление общего.
|
Моби-лиза-цион-ная
| Влияние через убеждение, заражение и внушение. Идеология указывает выход из («несчастного прошлое» нашей нации), призывает к действию ( | Идеология предопределяет феномен группового давления Идеология катализирует многие разрозненные желания, способствует выработке коллективной воли и коллективного действия. | Идеология выстраивает вместе разрозненные чувства и желания, затем направляет их в определенное русло |
Репрезентативная
| Представление общих интересов. | Идеология представляет общественный интерес (действительный или мнимый, сфабрикованный): снизу (стихийно); сверху (сознательно).
| идеологизм» есть представление и указание на единую цель, единый смысл, единый интерес, единую форму всей жизнедеятельности |
Арти- куля- тив- ная | Разработка языка идео- логии. «Публичное» описание действитель- ности (партийно-политические программы, полит. и экон. учения)
| Идеология формирует верба- льный характер общ. мнения, осмысление с помощью «лидеров мнения», СМИ. Идеология придает общ. мнению форму суждения о действительности, за кото- рым скрывается отношение к ней. | Главная функция идео- логии стабилизировать колеблющееся мнение людей. |
Когнитивный компонент общественного мнения в виде идеологии обеспечивает вразумительное «общение» неразумных (подсознательных, невербальных и т.п.) индивидуальных потребностей и интересов. Отсюда его артикуляционная функция: только с помощью вербальных средств возможно осмыслить и, главное, вынести на всеобщее обозрение
невидимое общее (коллективные интересы, ценности, запросы), т.е. выразить невыразимое. Здесь и призываются I к жизни «лидеры мнений» для толкования и оформления коллективнного смысла выдвигаемых положений.
Кстати, артикуляционная форма общесственного мнения вообще требует отдельного анализа. Согласно Ю.С. Степанову, индоевропейский корень слова «слово» изначально объединял в себе концепты действия говорения и слушания: «слово» — это «славить», «слыть», «слышать», но это одновременно и «славословить», «слушать».3 Таким образом, слово принадлежит «круговороту общения». В нем есть сообщение, общение, обобщение, приобщеннее, замещение и все прочие вещи, включаемые в качестве отдельных компонентов в процесс формирования и функционирования общественного мнения. Артикуляционный строй общественного мнения («Говорят...») принципиально не эгоцентричен. Индукция зддесь явно преобладает над дедукцией. Таким образом, круговорот говорегния и слушания (вспомним близость «общественности» и
«общения»)) - важнейшее свойство общественного мнения.
Обретенный с помощью «изма» единый с*мысл предполагает единую форму деятельности (в том числе - мыследейсствия). В этом проявляется мобилизующая функция когнитивного элеменгга общественного мнения. «Изм» провоцирует высвобождение затаенньых желаний и домыслов, собирает их вместе, преобразует в удобоваримую (для общественной морали и личной нравственности) форму. Тем самым он способствует не только выработке коллективного мнения,, но и формированию коллективной воли и проявлению коллективного действия.
Согласно классику, если идеи овладевают массами, то они превращаются в материальную силу. Прш этом (а складывание общественного мнения - лишь один из многочисленных примеров таких процессов) происходит тотальное превращение: а) превращение самой массы: из неоформленного конгломерата индишидов она превращается в четко обозначенную социальную группу (пре)вращение массы); в свою очередь, любая демассификация массы ведет к демассовизации массового сознания; б) превращение «изма»: субъективна идея (плод личностной абстракции отдельных идеологов) обретгает самостоятельное и надличностное бытие и в результате этой материализации получает неограниченные возможности воздействия на отдельные индивидуальные сознания; в) превращение индивидуального сознания: индивидуальные потребности и интересы разбавляются и корректируются коллективными, что приводит к «коллективизации» индивидуального мыследействия (чувственно-эмоциональное поле индивида, мин1уя индивидуальный разум.
отныне замыкается напрямую на коллективный «изм»; в результате - резко повышается внушаемость и т.д.).
Когда же индивидуальные «я» становятся максимально экстравертньши, тогда общественное мнение какой-либо социальной группы (например, объятой этноцентризмом) становится исключительно интровертным. Таким образом, здесь наблюдается «абстрактное» восхождение от абстрактного к конкретному: индивид и его личные беды и проблемы, массовизируясь, из конкретных превращаются в абстрактные, а абстрактные коллективные интересы и потребности, атомизируясь, напротив, превращаются в конкретную идею, конкретную цель, конкретное действие. Налицо гипостазирование, опредмечивание абстрактных сущностей, приписывание им реального существования.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература