logo
Лекции Общ

3. Историческая эволюция общественности

Общественность - это создатель и носитель общественного мнения.8 Отсюда история общественности предстает, в первую очередь, как история форм и способов выражения общественного мнения. Например, при первобытнообщинном строе все взрослые люди имели право присутствовать на собраниях и выражать на них свое мнение. В рабовладельческих Древней Греции и Древнем Риме все еще практиковались народные собрания, на которых однако теперь только свободные имели право голоса. При этом практиковались общественные дискуссии. Римляне первые заговорили о «vox populi». В Риме был создан специальный орган для выражения общественного мнения в лице цензора, задачей которого было осуществление контроля над правами граждан. В феодачъном обществе уже вообще нет единого общественного мнения: общественность сегментирована, причем один из этих сегментов (в количественном отношении крестьяне представляли самое обширное сословие) не имеет никакого «публичного» значения. В это время господствуют «личные отношения» (личная зависимость), действует правило: «вассал моего вассала не есть мой вассал», экономическое подчинение выступает одновременно и как политическое подчинение и т.д. Общественное мнение в этот период носит строго сословный характер, ибо общественность представлена в виде сословно-представительной власти.

Современный вид общественности, а вместе с ним и современный вид общественного мнения, формируется не ранее буржуазного этапа в развитии общества. Гражданская общественность появляется в поле напряжения между государством и обществом.

С точки зрения Ю. Хабермаса, общественность представляет собой часть активных граждан, которые не занимают никаких должностей в административном аппарате государства и гражданских организаций, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, занимают критическую позицию по отношению к бюрократическим органам и поэтому способны влиять и даже контролировать их деятельность.

В современном обществе «общественность» носит другой характер, так как произошло разделение) гражданского общества и государства.. Общественность в современном значении слова появляется только в Новое время как отражение процесса расширения субъекта общественного мнения до максимальных размеров. Социальную структуру общества образуют теперь «граждане», а не «сословия». Происходит усиление зависимости социальных структур от общественного (теперь общенародного) мнения. Здесь можно вспомнить место из работы К. Маркса «Святое семейство», в котором формулируется одна из важнейших закономерностей исторического развития общественности и развертывания общественного мнения как важного социального института: вместе с основательностью исторического действия одновременно растет и объем массы, делом которой это действие является.

Можно выделить общие предпосыпки и исторические условия формирования современной общественности. Главным среди них является всестороннее развитие демократического самоуправления народа. Демократия как «власть народа» и означает зависимость власти от критической теории к теории коммуникативного действия. общественного мнения. Развитие демократии повсеместно приводило к развертыванию парламентаризма, республиканизма, конституционализма и т.д. Демократия как политическая форма организации власти подразумевает и совершенно новый механизм замещения власти (выборы вместо былого наследования). Плюрализация общественно-политической жизни неизбежно порождает идеологический, политический и партийный плюрализм, а с ними и популизм. Борьба за общественное мнение различных социальных групп становится важнейшим феноменом общественной жизни.

В целом, этапы становления общественного мнения (как самостоятельного участника современного социально-политического процесса) совпадают с историей становления демократического политического режима. Например, современная демократия является по своей природе представительной. Здесь общественность не может быть гомогенной (по структуре она весьма гетерогенна и зависит от элитарных слоев в своем развертывании и функционировании). Например, партии и их представители считаются выразителями народной воли: через них она проявляется, через них и их идеологов выражается общественное мнение и осуществляется народный суверенитет. В экономическом плане «общественность» тоже не сразу появилась. Только в рыночной экономике покупатели (своим выбором) начинают определять политику фирмы, завода и т.д., так как последние начинают производить товары на продажу. Таким образом, здесь тот же феномен, что и в политической сфере: конкуренция рождает возможность, а вместе с ним - необходимость выбора, который, в свою очередь, подразумевает наличие мнения.

Итак, история общественности - это история постепенного превращения ее в самостоятельную историческую силу. Данный процесс, с точки зрения многих исследований, есть одновременно процесс становления демократии как политической ценности и современной формы политического режима, становления рыночной экономики и т.д. В ходе исторического расширения субъектной базы общественного мнения и) углубления его объекта само общественное мнение становится действенным «коллективным оценочным суждением», т.е. могучим социальным институтом.

Таким образом, в ходе исторического развития в каждой стране складывалась особая модель формирования и развития общественности. В результате где-то государство взяло на себя заботу об «общих делах» (стало говорить от лица общественности), а где-то гражданское общество -с помощью множества гражданских инициатив и сети негосударственных объединений - научилось согласовывать узкогрупповые потребности и самостоятельно отстаивать всеобщие интересы. Был создан специальный термин («правовое государство»), содержание которого указывает на обязанность государства поддерживать функционирование

общественности. Тем самым социальный характер общественности стал практически полностью соответствовать логическому значению термина «общественность»: общественность по природе (общественность как производное всего общества) не должна представлять какой-либо избранный частный интерес, но также не должна сводить свою деятельность к растворению во всеобщих интересах (общественность как производное конкретного сообщества, сегмента общественности).