7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
Средства массовой информации выступают важным индикаторам хода российских реформ: с одной стороны, они оказались наиболее стойким и продвинутым завоеванием демократии, с другой - именно в эволюции СМИ наиболее наглядно проявились традиционные проблемы развития российского общества. Так, курс на создание рыночного хозяйства подразумевал формирование «информационного» рынка, который и был создан в числе первых структурных звеньев нового гражданского общества. Однако при этом складывание информационного рынка протекало с известными издержками (чрезмерная политизация СМИ, крайняя коммерциализация ведущих телерадиоканалов и др.).
Можно выделить следующие ключевые моменты.
1. Везде в мире идет трансформация СМИ. Объединение разных СМИ (газеты, ТРК, журналы и тд.) в единый комплекс приводит к образованию «империй» (Мэрдок, Берлускони, Березовский, Гусинский и т.д.). Происходит укрепление за счет включения в ТРК предприятий массовой культуры, спорта и развлечений. Например, в 1998 году Р. Мэрдок предпринял попытку купить футбольную команду «Манчестер Юнайтед» для укрепления престижа, рекламы во время матчей и т.п. Аналогичные процессы наблюдаются и в России.
2. Эволюция региональных СМИ в Российской Федерации совершалась и совершается под воздействием трех основных детерминант: общемировые тенденции-глобализация, развертывание всемирных сетей коммуникации типа Интернет и др., общероссийские особенности -демонополизация, разгосударствление СМИ и др.; местная специфика -удаленность от центра, уровень развития технологической базы и др. Сложное взаимодействие данных детерминант и определяет генезис российских региональных СМИ в каждый данный момент: первые выступают как долгосрочные и определяющие, вторые - как среднесрочные и регулирующие, третьи - как временные и специализирующие.
3. Главными тенденциями региональных СМИ в настоящий момент являются: политизация (в кампанию по выборам президента уже в 1996 г. было вложено около 1 млрд. долларов, в том числе и очень большая часть этой суммы - в СМИ), втягивание СМИ в рекламный рынок (в стране в
2000 году действовало около 5 тыс. рекламных агентств с оборотом в 1,1 млрд. долларов), индустриализация и коммерциализация (превращение СМИ в доходный бизнес), криминализация и этическая деградация (в 2000 году было убито 15 журналистов; «Свобода продажи слова вместо свободы слова» - по заявлению одного из ведущих деятелей российских СМИ и др.). Вот резюмирующая выдержка из профессионального издания: «Подорвана экономическая база прессы, рухнули целые журналистские творческие школы, появились новые стили и виды изданий, вошел в обиход подкуп журналистов и целых редакций, на газетный и телевизионные рынок хлынул мутный поток «желтизны», графомании и откровенной похабщины, основная масса читательский аудитории оказалась в силу распада системы распространения газет оторванной от серьезной журналистики, традиционному «главному автору» родимой прессы - простому человеку - отказано в газетной площади и эфире, вышла из обихода обязанность власть имущих реагировать на выступления печати...».1
4.Сложилась мозаичность форм собственности, целей, социокультурных и идейно-политических пристрастий в деятельности СМИ. Российские СМИ вообще и региональные СМИ в особенности, не выполняют своих важнейших функций (артикуляция назревших социальных проблем, поддержание национально-государственного единства и др.).
5. Главные недостатки в функционировании региональных СМИ в настоящий период состоят в следующем: несовершенство правовой базы, отрыв массы населения от серьезной журналистики, вовлечение СМИ в информационные войны, утрата просветительских и образовательных функций и др. Причем борьба за аудиторию между федеральными и региональными СМИ усиливает противоречивость развития СМИ в целом.
6.В России идет поиск адекватного механизма управления СМИ. Обнаружилось противостояние вектора общественного мнения и генеральной линии политической элиты. Так, около 80% респондентов выступили за государственное регулирование телевидения, а соотношение выданных (в 1999 г.) лицензий на вещание в государственном и, соответственно, частном секторе составило 1:8. При этом главной задачей государства была и остается задача стимулирования декоммерциализации СМИ, утверждения самоконтроля, внедрения высоких стандартов качества информации и т.д. В качестве идеала выступает создание системы своевременной, достоверной, полной, объективной, безопасной информации.
7. В России закончен раздел федерального телевизионного пространства между несколькими крупными телевизионными компаниями
(система федерального телевидения - это те каналы, общая аудитория которых составляет более половины населения страны, т.е. свыше 70 млн. человек. Это - ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-центр, СТС и др.). Наряду с политическими группировками в СМИ (например, у каждой партии свое издание), на федеральном уровне образовалось деление СМИ на финансовые группировки (медиа-холдинги Березовского, Гусинского, Потанина, Лужкова, Газпрома и т.п.). Произошло разобщение журналистского братства, появилась клановость, что привело к деэтизации и известной депрофессионализации журналистского корпуса.
Данные многих конкретно-социологических исследований показывают довольно низкую степень доверия россиян к СМИ. Многие отмечают тенденциозность ведущих передач и журналистов в подборе фактов и их освещении. Поэтому общественное мнение россиян склоняется к тому, чтобы ведущие СМИ были национализированы. Так; по данным независимого исследовательского центра РОМИР, 59,1% российских граждан согласны с утверждением, что «первый канал общенационального телевидения должен быть государственным».
Одной из альтернатив негативным тенденциям в развитии российских СМИ называется глобализация информационного пространства. В настоящее время именно Интернет выступает одним главных факторов единого информационного пространства, подверженного эрозии и дефрагментации в части традиционных СМИ. Действительно, хотя Россия находится где-то 30-32 месте в мире по доступу к Интернету, ей, тем не менее, придется пройти путь других стран (в Англии правительство каждому школьнику планирует свой адрес в сети, а в Финляндии таковой уже имеет каждый студент). Новые средства массовой коммуникации с их ориентацией на общественное вещание (см.: Резолюция №1 «Будущее общеевропейского телерадиовещания» 4-й Европейской конференции министров по политике в области СМК, декабрь 1994) будут просто принуждать к необходимой «свободе информации» и «социальной ответственности» СМИ. В связи с этим возникает острый вопрос о характере и механизме взаимостыковки формирующейся глобальной культуры и традиционного российского менталитета а также антиглобалистских поползновений региональных элит. Представляется, что именно логика их взаимопроникновения и будет определять будущее российских СМИ.
Везде в мире система вещания состоит из государственных и негосударственных станций. Главное для Российской Федерации -найти эффективную пропорцию того и другого. Сегодня идет спор о господдержке СМИ. Опыт стран Совета Европы3 показывает: протекционизм осуществляется по нескольким направлениям – прямые финансовые ассигнования (так, ежегодная . финансовая помощь французской прессе составляет 5 млрд. франков, т.е. 4,8 триллионов рублей), налоговые и таможенные льготы, льготные тарифы на услуги почты, телефона и др. Цель известна и общественно значима: с помощью подобной политики государство обеспечивает информационный плюрализм, пытается предоставить гражданам максимум информации о деятельности центральных и местных органов (например, по данным «Фонда защиты гласности», жители Пензенской области получают лишь 10% информации о том, что в действительности происходит), препятствует монополизации СМИ. Можно использовать положительный опыт некоторых бывших социалистических стран. Так, в Польше успешно с 1999 г. функционирует Всепольский негосударственный общественный Совет по телерадиовещанию («совесть нации» состоит из 9 человек, избираемых нижней и верхней палатами парламента и предлагаемых президентом - по 3 человека с каждой стороны.).
Состояние главных видов российских СМИ выглядит следующим образом.
Телевидение (ТВ). Сегодня в Российской Федерации (РФ) функционирует около 2,3 тыс. телерадиокомпаний (ТРК), что на 500 больше, чем соответствующих вещателей в США. Доля региональных телекомпаний - среди их общего числа - составляет 20% (в среднем по РФ, а в отдельных регионах данная цифра существенно разнится). Приоритеты региональных телезрителей: 86,7% - художественные фильмы (из них: 57,6% - отечественные фильмы; 21,8% - иностранные; 4,8% -совместного производства); 85,6% - информационные передачи; 81,9% -развлекательные программы. Самыми важными качествами информационных программ жители провинции признают: 47,4% -достоверность; 18,2% - актуальность; 17% - информативность; 10,6% -оригинальность.
Радио остается самым «всепроникающим» среди других средств массовой информации, но нарастает его манипулятивная составляющая. При советской власти главными агентами управления общественным мнением были ТВ и пресса, а сегодня уже и радио берет на себя часть этих функций. В результате реформ в большинстве регионов оказалась свернутой проводная радиотрансляционная система.
Вместе с тем необходимо отметить, что из всех традиционных средств массовой информации наиболее устойчивым выглядит положение как раз радио: неуклонно растет число автовладельцев, а вместе с ним и число радиослушателей. Приоритеты радиослушателей Российской Федерации (по данным НИСПИ, май 2000): 68% - музыкальные программы, 64% -новости, 29% - развлекательная программа, 21% - культурно- просветительная, 17% - встречи в студиях, 13% - спортивные программы, 12% - радиопостановки, 7% - экономические программы.4
Пресса. В Российской Федерации выходит 25 тыс. печатных изданий. Региональная пресса достигает 70% всей российской периодики. Прослеживаются попытки экспансии центральной прессы, хотя она и вынуждена отказаться от «чистой» экспансии (переход к вкладышам, приложениям, «региональным» выпускам и т.д.). Молодежь почти не покупает прессу, а среднее поколение предпочитает еженедельники (Аргументы и факты, СПИД-инфо, КП-толстушка и др.). Согласно КСИ, лишь 15% опрошенных читают хотя бы один раз в неделю общероссийскую газету. Местные негосударственные газеты почти целиком нацелены на коммерческие цели и, как правило, не несут просветительных функций.
Кино. Из-за непродуманной государственной политики и изменения экономических отношений за 1990-е годы показатели национального кинопроизводства снизились в 7 раз (средняя посещаемость кино уменьшилась в 45 раз, за год продается один билет на 6 человек). Из всех присущих кино функций (коммуникативная, компенсаторная, эстетическая, коммерческая, развлекательная) наибольшее развитие в настоящее время получили такие функции, как развлекательная и коммерческая. На региональном уровне развивается, в основном, документальный жанр, остальные представлены в очень небольшом объеме или вообще оказались свернутыми.
Интернет. Общий прирост подключений составляет в России 10-15% в год. Уже сегодня по числу персональных компьютеров Россия находится на 12 месте в мире (около 10 млн. пользователей) и на 12 месте по числу интернет-пользователей (на конец 2000 г. их было 6,6 млн., что составило долю всех мировых интернет-пользователей в 1,77%).
Насыщение рынка новыми информационными и коммуникационными технологиями происходит во много раз быстрее, чем соответствующие процессы в других видах технологий. Зачастую отсутствие или ограниченность доступа к другим СМИ (газетам, журналам и т.д.) компенсируется подключением к интернету. Налицо процесс дигитализации, перевод всех СМИ в цифровую форму, что упрощает доступ к традиционным СМИ, унифицирует и объединяет их. Основные пользователи - это молодые люди в возрасте 25-34 лет. Качество интернет-аудитории в РФ: 55% - высшее образование, 15% - руководители, 18% -студенты. Сам характер аудитории интернета свидетельствует о революции, совершающейся в средствах массовой информации: последние все больше превращаются в средства массовой коммуникации (средства массовой информации с устойчивой обратной связью), а процесс получения информации приобретает индивидуализированную форму.
Приведенные и дополнительные данные обобщены и систематизированы в следующей таблице.
|
|
|
|
|
| Тенденции | Позитив | Негатив | Приоритеты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ТВ | Рост числа каналов, появление новых каналов,увеличение количества передаваемой информации, глобализация, формирование мультимедийных комплексов, рост частных ТРК и др. | Демонополизация, децентрализация, появление передовой технологии и др. | Вестернизация, регионализация, утрата просветительских функций, засилье развлекательности рекламы, засилье «грязных» технологий и др. | РФ Ульяновск ОРТ ОРТ (77%) РТР НТВ (713%) НТВ РТР (56,7%) ТВ-6 ТНТ (19,2%) ТВЦ Репортер(17%) ТНТ 2X2 (15,8%) СТС Культура |
Радио | Резкое увеличение количества радиостанций, демократизация, децентрализация, появление коммерческого радио и др. | Появление множества радиостанций, развитие прямого эфира, демократизация и др. | Не поднимает злободневных проблем, заказная информация, информационные войны и др. | РФ Радио России Маяк Русское радио Европа-плюс Радио 1 Ностальжи Радио ретро XhtFM |
Пресса | Падение разового тиража российских газет (3,88% к уровню 1990), появление федеральных и местных медиа-магнатов, падение престижа и доступности прессы (более 40% жителей провинции не читают газет). | Расширение функций (рекламная, справочная, развлекательная), демократизация и др. | Ориентация на утилитарно-бытовые нужды, недоступность прессы большинству населения, нарастание удельного веса «чтива» и др. | Более 50% местного населения отдают предпочтение местной прессе, но влияние общероссийской прессы в целом превосходит местное воздействие |
Кино
| Системный кризис, недостаток финансирования вестернизация проката и др.
| Появление «нового русского кино», доступность зарубежного рынка кинопроката и др.
| Свертывание кинопроизводства, низкопробность продукции, коммерциализация и др.
|
|
Ин- тер- нет | Динамичность развития, комплексность («электронные дома»), основа дигиталнзации традиционных СМИ и др.
| Наиболее динамичное СМИ, создание электронных изданий, компенсатор отсутствия доступа к другим СМИ и др.
| Конкурент традиционных СМИ, формирование массовой интернет-зависимости и др.
| Интернет-предпочтения: 55% - новости 42% - игры, развлечения 39% - бизнес 37% - музыка, кино, литература 33% - информация о товарах, услугах
|
СМИ в целом
| Трансформация конвергенция, глобализация регионализация, преобразование СМИ в СМК, изменение роли и функций СМИ, объединение и унификация традиционных СМИ и др.
| Формирование межрегионального (горизонтального) информационного пространства, бум современных технологий i средств коммуникации, появление независимых СМИ
| Невыполнение роли посредника между народом и властью (4-я власть), нарушение законов со стороны СМИ, разобщенность с массой (12-14% населения неадекватно и еще 25-30% частично неадекватно воспринимают информацию СМИ)
| РФ 35%- доверяю СМИ, 40%-не доверяю, 25%-затрудняюсь ответить Доверяю в первую очередь:34%-ТВ 13%-пресса 10%-радио 30%-не доверяю ни одному СМИ. Ульяновск Доверяю в первую очередь: 58.3%-ТВ 46,7%- друзьям 43,7-радио З6.З-прессе 20,7-знакомым 20%-сослуживцам 13,3%-другое
|
Таким образом, в настоящее время существует множество средств массовой информации, поэтому структурирование бывает разным:
1) массовая коммуникация - средства массовой информации -средства массовой коммуникации - средства массовой информации и пропаганды - технические средства;
2) глобальные - федеральные - региональные - местные;
3) политические - культурные - религиозные - развлекательные;
4) традиционные - новые - новейшие;
5) «холодные» - «горячие»;
6) одностороннего воздействия - с обратной связью.
Средства массовой информации (по определению) призваны давать массовую многоплановую и достоверную информацию, что отнюдь не
всегда получается. Чтобы СМИ с наибольшей эффективностью выполняли свою основную (информационную) функцию, необходимы определенные условия. В первую очередь, это гарантии гласности и плюрализма мнений (свободы слова и информации):
1) политические (демократический политический режим);
2) правовые (законодательство о СМИ, исполняется оно или нет);
3) нравственные (саморегулирование СМИ);
4) творческие (творческому человеку противно насилие, в том числе навязывание чужой точки зрения);
5) финансовые (есть деньги на поиск и распространение информации или нет, самообеспечение или дотации);
6) социально-классовые (разные социальные группы имеют разные социальные интересы, это порождает разные взгляды и ведет к плюрализму мнений, борьбе точек зрения).
Если есть одни гарантии, но нет других, исполнение информационной и иных функций осуществляется не в должной мере. Например, сами по себе финансово-экономические факторы могут выступать как гарантия свободы СМИ (самостоятельность, саморегулируемость и т.д.), так и антигарантия СМИ (подкуп СМИ при отсутствии финансовой самостоятельности, нравственной состоятельности и др.).
Роль СМИ в жизни общества вообще и в отношении общественного мнения, в частности, не бывает однозначной и устойчивой. Так, журналистское сообщество считает, что в настоящее время их «звездный час» прошел: при М.С. Горбачеве, по мнению журналистов, СМИ шли на четвертом месте (37% опрошенных) по степени и возможностям влияния на принятие решений главой государства (после коммунистов - 73%, Запада - 51% и ВПК - 41%); при Б.Н, Ельцине их роль относительно возросла (49%), однако при этом одновременно существенно расширился круг «агентов влияния», а также способность их влияющего воздействия (олигархи - 93%, теневые структуры - 82%, региональные элиты - 79%, экономисты-рыночники - 73%, демократы - 72%); при В.В. Путине влияние журналистов (по их собственным признаниям) резко упало (до 4%), тогда как резко возросло значение новых субъектов общественно-политической жизни (органы госбезопасности - 74%, военные - 57%, патриоты - 39%, ВПК - 36%).6 Конечно, самооценка журналистского корпуса не совпадает с оценкой места и роли СМИ в жизни российского общества со стороны общественного мнения (она то излишне завышена, то слишком занижена). Например, в том же 2001 г. общественное мнение россиян довольно высоко оценивало способность российских СМИ влиять на социум (на третьем месте после президента и олигархов, но впереди правительства, губернаторов, вооруженных сил, Совета Федерации,
Государственной Думы, интеллигенции, политических партий, церкви, профсоюзов и др.)-
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература