logo
Лекции Общ

4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.

215

повышают, а другие понижают ранг своей значимости в общественном мнении россиян.

6. А. Жид в своей книге «Возвращение из СССР», написанной в 1936 году, отмечает: «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение... Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу... Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естествен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие».25

Какие особенности общественного мнения России зафиксированы в выдержке из книги?

7. Опираясь на материалы «Мониторинга общественного мнения» (статьи Т.И. Заславской, Ю.А. Левады и др.), проанализируйте специфику субъекта, объекта, структуры, динамики и детерминант современного российского общественного мнения.

8. В.В. Лапкин и В.И. Пантин отмечают: «Отличительными чертами взаимодействия политических институтов и общественного мнения в странах Запада после второй мировой войны являются повышенное внимание политических деятелей, политической элиты к общественному мнению и его сдвигам, довольно чуткое и быстрое реагирование на эти изменения, а также стремление ликвидировать или уменьшить (хотя бы по видимости) возникающие отчуждения политических, властных институтов от рядовых граждан. В основе этих особенностей лежат такие предпосылки, как отсутствие явного раскола в обществе, относительно слабо выраженное ценностное размежевание между элитой и массовыми слоями, опытность и зрелость элиты, ее способность использовать существующие политические институты как эффективные инструменты управления обществом и т.п. Соответственно для изменения политических институтов в странах Запада, как правило, характерен не революционный, а эволюционный путь».26

Подумайте, какие из важных «предпосылок» не перечислены авторами и какие отсутствуют или крайне неразвиты в общественном мнении в России на современном этапе.

Какие особенности российского общественного мнения из этого вытекают?

9. Проанализируйте и прокомментируйте содержание таблицы «Ментальные, деловые и экономические установки новых, старых и средних русских»27 (ниже помещены выдержки из таблицы).

* Жвд А. Возвращение из СССР. М.. 1990. С. 535-536.

Лапкин В.В., Пантин В.И. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С. 105-106.

Полный текст статьи и полное содержание данной таблицы см.: Крамник В.В. Власть и мы: ментальность российской власти // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 110-114.

216

Ментальные установки

Новые русские -индивидуализм

(эгоизм) (независимое Я)

Старые русские - Средние русские -

альтруизм на стыке (взаимозависимое установок новых и Я) старых русских (маргинальное Я)

Смысл жизни

Жить для себя

Жить для других

Жить для себя и других

Само­идентификация

Вера в себя, в свои силы, способность самому определять свою судьбу

Вера в других, потребность в опеке, привычка полагаться на власть, коллектив

Вера в себя, в своих близких, соратников, единомышленников

Групповая идентификация

Признание себя как богатого

Признание себя как бедного

Признание себя как представителя среднего класса

Деловая этика

Хочешь жить -умей вертеться

Хочешь жить - не лезь на рожон

Хочешь жить -шевелись

Счастье

Счастье в количестве денег

Не в деньгах счастье

Счастья не бывает без денег

Человеческая жизнь

Своя-

многоценна, чужая - малоценна

Своя и чужая -малоценна

Любая жизнь -многоценна

Конфликт

Стремятся победить

Готовы уступить

Хотят не уступить

Мировоззрение

Сторонники западного образа и качества жизни

Почвенники -российское начало при нейтральном или критическом отношении к миру

Просвещенные патриоты -российское начало при нейтральном или уважительном отношении к миру

Экономический строй

Свободный (или

монопольный)

рынок

Государственная экономика

Социальная

рыночная

экономика

Чтобы Ваши утверждения не были голословными, проведите соответствующие исследования или подберите статистические, конкретно-социологические, аналитические и иные материалы, подтверждающие или опровергающие вышеприведенные данные.

217

Рекомендуемая литература

Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003.

Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. Л., 1992.

Вардомацкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социологические исследования. 1998. № 6.

Горин Н.И. Национальные лидеры России // Власть. 1998. № 5. С. 24-28.

Горшков М.К. Динамика общественного мнения молодежи // Социологические исследования. 1979. № 4. С. 33-40.

Грушин БЛ. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Книга 1. М., 2001.

Гудков Л., Дубин Б. Сельская жизнь: рациональность пассивной адаптации // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 6 (62). С. 24-36.

Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология // Власть. 1998. №5. С. 8-16.

Докторов Б.З., Ослон А.А., Петренко Е.С. Эпоха Ельцина: мнения россиян. Социологические очерки. М., 2002.

Дубин Б. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 11-15.

Заславская Т.И. О социально-трансформационной структуре российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 1 (45). С. 15-19.

Здравомыслов А.Г. Национальное самосознание россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 48-53.

Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999.

Зоркая Н., Дюк Н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 66-77.

Есть мнение. Итоги социологического опроса. М., 1990.

Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. М., 1996.

Индекс потребительских настроений: технология, мониторинг, результаты. М., 1997.

Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1994.

Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

218

Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. Результаты мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (1990-2002 гг.) // Мир России. 2003. № 4.

Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей России // Социологические исследования. 1996. №5.

Лапкин В.В. Ценностная дифференциация элитообразующих и массовых групп современного российского общества // Политическая мысль (Политична думка). 2000. № 2. С. 31-38.

Левада Ю.А. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 2 (58). С. 9-11.

Левада Ю.А. Человек лукавый: двоемыслие по-российски // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 1 (45). С. 19-27.

Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1997. № 2.

Маслова О.М. ВЦИОМ: хроника общественного мнения периода экономических реформ // Социологические исследования. 1995. № 2.

Ментальность россиян. М., 1999.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 1993-2005.

Образы власти в политической культуре России. М., 2000.

Политическая культура России. СПб., 2000.

Прилуцкая О.А. Социальные страхи у населения. Оренбург, 1997.

Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.

Сафронов В.В., Бурмыкина О.Н., Корниенко А.В., Нечаева Н.А. Российская культура и отношение граждан к общественным преобразованиям // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том П. №2.

Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993.

Социализм, перестройка и общественное мнение // Социологические исследования. 1991. № 9.

Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963.

Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. М., 1998.

219

Лекция 10

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

10.1. Методология социологического исследования как составная часть и особая область социологического познания

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения. Социологические исследования представляют собой способ получения знаний о социуме, основанный на систематическом сборе фактов и их строгом логическом объяснении. Социологическое исследование является одним из основных способов развития социологического знания.

Социологическое познание включает в себя процедуры описания и объяснения.

Описание - фиксация результатов эмпирического исследования в соответствующих терминах. Собранные в исследовании факты в социологии называются данными. Эти данные - первичная информация, получаемая в результате эмпирических и теоретических исследований и подлежащая вторичной обработке. Первичными данными могут быть статистическая информация, данные конкретно-социологических исследований, выводы и положения работ предшественников и т.д. Описание не претендует на раскрытие сущностных характеристик исследуемого объекта, оно ограничивается перечислением и описанием некоторых характеристик объекта, группировкой этих характеристик и установлением внешне наблюдаемых зависимостей. При описании социальных объектов чаще всего используется математическая статистика. Среди наиболее распространенных форм представления результатов описания социальных явлений можно назвать таблицы, графики, различные группировки, средние величины и характеристики рассеяния значений признаков, социограммы, коэффициенты корреляции или регрессии и т.д.

220

Объяснение - процесс выявления сущности социального объекта, направленный на воспроизведение функциональных, генетических и причинно-следственных связей. На основе их переработки данных описания выявляются закономерности и тенденции социальных явлений, в том числе в динамике общественного мнения. Объяснение выражается в постановке гипотез, выдвижении законов, формулировке теорий.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное (пилотажное) исследование - наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Оно используется в качестве предварительного этапа последующих масштабных исследований, охватывает небольшие обследуемые совокупности и осноывается на упрощенной программе и методике. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос {зондаж общественного мнения), задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам.

Описательное исследование — более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно применяется тогда, когда обследуется большая совокупность людей, которая включает самые различные категории населения.

Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования. Его цель - выяснение причинно-следственных связей между отдельными характеристиками изучаемого явления. Разновидностью аналитического исследования является эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько процедурой проверки выдвинутых гипотез.

По частоте проведения выделяют разовое (точечное) и повторное социологические исследования. Первое дает информацию о состоянии объекта анализа, фиксирует количественные характеристики изучаемого явления. Второе - позволяет получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований - панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

По масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

Социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается

221

совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования и интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

Методологией называют систему принципов научного исследования. Это особый тип познания, направленный на разработку и совершенствование методов исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания. Термином «методология», кроме научных принципов, принято обозначать еще и совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Научные принципы, заложенные в основу исследования, предопределяют содержание всех его этапов, так как теория оказывается в то же время и методом дальнейшего проникновения в еще не изученные сферы действительности. При этом выделяются три основные методологические функции теории - ориентирующая, предсказательная и классифицирующая. Первая состоит в направлении усилий исследователя на отбор данных, вторая раскрывает ориентацию теории на установление причинно-следственных зависимостей, а третья состоит в систематизации фактов путем выявления их существенных свойств и связей.

Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных. Научный метод представляет собой сознательный способ достижения результата, решения поставленных исследовательских задач.

Методика - совокупность технических приемов, связанных с конкретным методом, включая частные операции, а также их последовательность и взаимосвязь. Методика, как правило, применяется при решении часто повторяющихся задач. «Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям юн предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть - в закрытой... Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют в нашем случае методику».2

Техника - совокупность специальных приемов по эффективному использованию того или иного метода. Например, приемы контроля надежности первичной информации, измерение количественных характеристик и социальных явлений, приемы качественного и

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995; Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 63.

222

количественного выравнивания характеристик являются специальными приемами для эффективного использования наблюдения, контент-анализа, обследований.

Все три понятия логически связаны друг с другом. Например, основным методом в социологии общественного мнения является анкетирование, при этом методикой выступает это анкетный лист с инструкцией для анкетера, а техникой - способы формулировки вопросов в анкете.

, Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Процедура -собирательное понятие, обозначающее систему приемов сбора и обработки социологической информации. «Например, проведенное под руководством Б.А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типично массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них - это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу».

Все стадии подготовительной работы социолога отражаются в главном документе - программе социологического исследования, которая задает логику исследования. Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, цели, задачи, объект и предмет исследования, определены типы наблюдения и анализа. В ней излагаются методология и гипотезы исследования, а также процедурные правила и логическая последовательность операций проверки и верификации гипотез.

Программа призвана ответить на два основных вопроса: а) как перейти от общетеоретических положений социологии к конкретному исследованию и как перевести накопленное теоретико-методологическое знание в средства предпринимаемого исследования; б) как от полученных данных снова подняться к новым теоретическим обобщениям. Программа социологического исследования обычно состоит из двух частей -методологической и процедурной.

Надо отметить, что опрос общественного мнения - сбор информации о совокупном мнении (распределении мнений) какого-то сегмента общественности по определенному актуальному вопросу - зачастую не нуждается в развернутой программе. Поэтому при опросах общественного мнения значение программы социологического исследования сводится к минимуму. Например, при опросах во время выборов («За кого будете голосовать?», «Предполагаете ли принять участие в голосовании?» и т.д.), а также при оперативных исследованиях острых общественных ситуаций (на предмет выявления реакции населения по поводу решений органов

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 64.

223

власти и т.п.) программа не нужна. Как правило, в опросах общественного мнения необходимой является лишь редакция информационного запроса в соответствии с правилами составления анкеты.4 К тому же, полученные в результате опроса общественного мнения данные представляются, как правило, в виде одномерных распределений на поставленные вопросы или в виде распределения мнений различных сегментов общественности.

Тем не менее, вопрос о программе социологического исследования является важным в социологии общественного мнения, так как опросный метод - это лишь один из способов изучения общественного мнения. Поэтому вопрос о методологическом и методическом основании изучения общественного мнения остается важным и требует подробного рассмотрения.

Определение цели исследования - важный этап разработки программы. На этом этапе исследователь решает вопрос «Для чего проводится данное социологическое исследование?». Цель исследования концентрирует в себе его конечный результат и тем самым подразумевает постановку ряда теоретических, методологических и практически-прикладных задач.

В зависимости от целей исследовательской деятельности выделяют два типа социологических исследований:

1. Теоретико-ориентированное социологическое исследование, направленное на установление объективных закономерностей развития и функционирования тех или иных социальных объектов, в том числе общественного мнения. Данный вид исследования представляет собой идеализацию в форме теории. Цель - разработка новых теоретико-методологических подходов, новая интерпретация или эвристическое объяснение научной проблемы.

2. Прикладное социологическое исследование, направленное на практическое решение конкретной социальной проблемы. Данный тип исследования представляет собой движение от теории к практике, т.е. имеет своей целью предложение конкретных способов и действий по преобразованию эмпирической реальности. Например, «социологическое исследование электората включает четыре основные функции:

Информационная функция направлена на обеспечение заказчика достоверными сведениями обо всех сторонах электоральной ситуации.

Корректирующая функция нацелена на изучение эффективности осуществляемой избирательной кампании, внесение в нее корректив и дополнительных мер.

4 Зачастую уточнение информационных потребностей является ключевым этапом в подготовке эмпирического исследования. Он включает в себя определение проблемы, предмета и целей исследования. Данная процедура призвана решить вопросы: а) что изучается, б) для чего проводится исследование. Информационный запрос представляет собой перечень вопросов, написанных в произвольной форме и требующих своего ответа в результате социологического исследования. Он принимается за основу при описании и уточнении всех пунктов эскиза планируемого исследования.

224

Прогнозная функция позволяет оценить реальные шансы участников предвыборной борьбы.

Пропагандистская функция призвана ознакомить электорат с результатами работы социологов».5

Определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных и дополнительных задач. Неточно сформулированные цели обусловливают рыхлость теоретических предпосылок программы, неполный сбор информации, неконкретность практических рекомендаций. Неверно поставленные цели бывают: а) утопичными и тогда цели отрываются от задач исследования, б) слишком утилитарными, прагматичными, что ведет к стиранию различий задач и целей исследования.

Задачи исследования - это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанную цепь, в которой каждое звено служит средством удержания и достижения других звеньев. При этом при решении теоретических проблем

Проблема - это противоречие между знанием и незнанием, столкновение качества нового знания с количеством старого знания. Гносеологический аспект проблемы состоит в противоречии между знанием (о потребностях людей в какой-то информации и т.п.) и незнанием средств, методов, способов достижения необходимой информации. Предметная сторона проблемы состоит в осознании того или иного социального противоречия, т.е. выражении проблемной ситуации. Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит от сложности социальных объектов, содержащих те или иные противоречия н объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании; от уровня зрелости общественной проблемы и степени ее осознанности со стороны сообщества; от текущего состояния научного знания в соответствующей области. Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Для социолога социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании» закономерностей и тенденций развития тех или иных сторон изучаемого явления. Без предварительного теоретического анализа проблемы нельзя начинать эмпирическое исследование, ибо именно в ходе первого ставятся те вопросы, на которые исследователь будет отвечать на втором этапе своей работы.

Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной

' Прикладная социология'. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. С. 96.

225

действительности. Объект социологического исследования - свойства, стороны, отношения, процессы не зависимой от исследователя социальной реальности, которые выделяются исследователем для целенаправленного изучения. Выделение объекта социологического исследования подчиняется ряду правил: четкое обозначение социального явления по определенным параметрам (пространственная и временная ограниченность, профессиональная или отраслевая принадлежность и т.п.), возможность количественного измерения статики и динамики.

Предмет исследования - те стороны (связи, отношения, свойства) объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Определение предмета исследования есть ответ на вопрос «Что будет изучаться в данном исследовании?». Предмет содержит в себе наиболее существенный для исследователя вопрос, который позволяет обнаружить новую тенденцию или закономерность изучаемого явления. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования. Выделение предмета социологического исследования диктуется проблемной ситуацией, т.е. необходимостью преодолеть назревшее социальное противоречие. Проблемная ситуация «рождает» предмет исследования.

Теоретическая модель объекта исследования. Это своеобразный теоретический указатель по сбору и обработке поступающей эмпирической информации. Параллельно интерпретации основных понятий осуществляется также предварительный системный анализ объекта исследования, т.е. систематизируются все сведения, касающиеся данного объекта. Теоретическая модель призвана связать воедино одни понятия с другими, применяемые понятия с анализируемыми фактами, выразить в причинно-следственных и функциональных связях приводимые факты. Таким образом, основная цель теоретической модели объекта исследования состоит в построении общей (гипотетической, концептуальной) модели предмета исследования как некоторой системы, что позволяет сформулировать общие и частные гипотезы социологического исследования.

Определение понятий, выражающих существенные стороны исследуемой проблемы, иногда называют концептуализацией проблемы. Цель данной процедуры - создание теории, т.е. идеальной модели, которая способна дать целостное представление о предмете исследования. На основе теоретически оформленного знания формулируются гипотезы.

Выдвижение гипотез. Гипотеза - главный методологический инструмент, призванный организовать весь процесс исследования. Формирование гипотез подчиняет процесс исследования определенной внутренней логике. Гипотезы занимают одно из важнейших мест в исследовательской программе: в них содержится новизна исследования, а подтверждение (неподтверждение) выдвигаемой гипотезы (гипотез) как

226

раз и обеспечивает приращение нового знания. Эмпирическое социологическое исследование как раз и представляет собой, в первую очередь, процесс выдвижения и проверки гипотез.

Гипотеза представляет собой обоснованное логическое предположение о структуре социальных объектов, характере связей между его структурными элементами, причинах и следствиях, о взаимосвязях усаовий и факторов динамики исследуемого явления, о возможных подходах к решению проблемы. Гипотеза есть научное предположение, которое выдвигается для объяснения явлений и процессов и которое в ходе социологического исследования надо подтвердить или опровергнуть. Хорошо разработанная гипотеза позволяет соединить базовые (теоретические) положения с системой эмпирических данных.

Гипотезы подразделяются (по степени общности предположений) на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Исходные гипотезы развертываются в цепочку выводных гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые формулируются в менее общих понятиях, чем исходные предположения.

Проверка гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они сформулированы, были подвергнуты соответствующей эмпирической интерпретации. Только эмпирически интерпретированная гипотеза может быть подвергнута процедуре верификации или фальсификации. Для повышения подтверждаемости гипотетического суждения можно выдвигать большое число взаимосвязанных гипотез и для каждой гипотезы указывать наибольшее число ее эмпирических индикаторов.

Сформулированная гипотеза должна отвечать целому ряду требований:

1. Гипотеза должна быть направлена на объяснение новых информационных данных. При этом гипотеза должна быть доступна проверке в ходе социологического исследования. Она должна подвергаться логическому анализу на предмет ее логической непротиворечивости. Логическая непротиворечивость предполагает отсутствие неясных терминов, четкое описание ожидаемой связи событий. Гипотеза также должна содержать способ ее эмпирической проверки в конкретном социальном исследовании.

2. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили своей эмпирической интерпретации (иначе она будет непроверяемой).

3. Гипотеза должна логически вытекать из уже существующих теорий и не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Это требование играет роль критерия при отборе научных гипотез и для отсева ненаучных гипотез. Гипотеза должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области социума, не должна противоречить теориям,

227

истинность которых для данной области исследования уже доказана. «В социологических исследованиях, особенно прикладного характера, не всегда оказывается возможным опереться на достаточную научную базу. В таких случаях приходится пользоваться системой гипотез, получивших название рабочих гипотез. Как правило, они бывают пригодны для относительно узкого круга изучаемых зависимостей и в известной степени локализованного объекта исследования».6 Если выдвигается несколько гипотез, как правило, формулируется и общая гипотеза по предмету исследования. При этом важным требованием является наличие логической связи между гипотезами и развернутостью гипотез в виде доказательного объяснения.

4. Гипотеза должна быть достаточно простой, исходить из простого и общего основания. Хорошая гипотеза оказывается приложимой к более широкому кругу явлений, чем та область, которая непосредственно наблюдается или описывается в данном социологическом исследовании.

Для того чтобы гипотезы успешно прошли процедуру верификации-фальсификации необходимо стремиться к выдвижению как можно большего числа взаимосвязанных гипотез, а также указывать для каждой из них как можно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных.

Логический анализ исходных понятий. В любой программе намечается логическое структурирование основных понятий, которые определяются предметом исследования и которые в свою очередь сами определяют предметную область данного социологического исследования. Чем сложнее планируемое исследование, тем емче и разветвленнее структура логического анализа основных понятий.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий является необходимым этапом в разработке методологии исследования, на котором решаются три основные задачи: а) определение тех понятий, которые используются в данном исследовании; б) перевод обсуждения практической проблемы на уровень теоретического знания; в) обеспечение измерения и регистрации изучаемых явлений с помощью количественных показателей. Конечной целью данного этапа работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации.

Логический анализ основного понятия в каждом социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1) определение важнейших сторон предмета исследования с помощью выделения такого понятия (исходного), которое наиболее полно выражает сущность исследуемого явления;

2) определение (выявление) совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.