6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
228
Эмпирическая интерпретация (операционализация) понятий - это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных явлений и их классов, которые составляют содержание данных понятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Эмпирически интерпретировать то или иное понятие и означает нахождение такого показателя (индикатора), который отражал бы важную часть категориального содержания этого понятия и который к тому же можно бы было тем или иным способом измерить.
Операционализация - это процедура, в результате которой понятия переводятся в переменные. По сути дела суть процесса операционализации заключается в трансформации научного языка в язык повседневной жизни. «Поиск эмпирических значений понятия называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков -операциональным определением».7 Операционализация - это перевод теоретической модели на язык ограниченного набора эмпирически, наблюдаемых индикаторов, которые находят применение в данном исследовании. Таким образом, вопрос «Что изучается?» преобразуется в вопрос «Чем будет измеряться предмет исследования?».
По своей направленности данная процедура противоположна операции концептуализации данных. В научной литературе существует деление переменных на показатели и индикаторы. Так, в ПР-деятельности выделяют четыре группы показателей:
1. Зависимые (пассивные) переменные - то, на что мы хотим повлиять, т.е. конечная цель планируемой ПР-кампании (общественное мнение, потребительское поведение и т.д.).
2. Независимые (активные) переменные - то, чем мы хотим повлиять, т.е. средства воздействия на зависимые переменные (специально организованные мероприятия, пресс-релизы и т.д.).
3. Неконтролируемые переменные - условия окружающей среды, в которой реализуется ПР-кампания.
4. Частично контролируемые переменные - факторы, которые находятся в причинной связи как с независимыми, так и зависимыми переменными. Например, ПР-менеджеру зачастую приходится планировать увеличение информационного воздействия на общественное мнение через средства массовой информации, однако в его распоряжении могут быть ограниченные временные или финансовые возможности.
Конечно, полный перевод понятий в переменные невозможен, ибо любое понятие включает в свое содержание как наблюдаемые, так и ненаблюдаемые (неизмеряемые) признаки предметов. Поэтому все индикаторы делятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 84.
229
непосредственно характеризуют содержание понятия, а косвенные (сопутствующие) делают это в силу какой-то связи с интересующим исследователя свойством объекта.
Любые факты, которые используются для социологического измерения, можно назвать индикаторами. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом исследовании выступают в качестве вариантов ответов на вопросы и которые, если их расположить по позициям (в какой-либо последовательности), образуют шкалу измерения. Шкала измерения, в свою очередь, распределяется на позиции. Примером операционализации понятия «образование» является: образование - уровень образования - начальное, среднее, высшее образование.
Индикаторы «рассматриваются как частичные проявления показателей. Операционализация в этом случае выглядит как перевод понятий в показатели, а показателей - в индикаторы, значения которых измеряются непосредственно. Операционализация делает возможной следующую процедуру социологического исследования - квантификацию. Благодаря квантификации мы можем представить в виде чисел выделенные нами в процессе концептуализации исходные качественные признаки изучаемого явления и использовать современные математические методы обработки и анализа информации».8
На завершающем этапе основные понятия помогут правильно интерпретировать полученные результаты. В качестве итога логического анализа основных понятий выступает теоретическая модель предмета исследования.
Кроме методологической и теоретической частей, в программе содержится методическая и процедурная части. Они включают план исследования, описание методов и техники сбора первичной социологической информации, описание способов анализа данных по' доказательству или опровержению гипотез, первичные документы и формы представления результатов исследования - макеты таблиц, графиков, коэффициенты, вид уравнений и др. Измерение в социологии -это способ изучения социальных явлений с помощью количественных оценок, это процедура, с помощью которой объект исследования отображается на числовую или графическую систему. Порядок проведения измерений описывается в методической части программы. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов.
Методологическими основами измерений в социологии является определение и обоснование объекта измерения, свойств, шкалы, выборки, методов сбора информации и инструментов.
8 Артемов Т.П. Политическая социологи»: Учебное пособие. М., 2003. С. 34.
230
Выбор методов зависит от ряда факторов. Это может быть характер изучаемой проблемы: при изучении мнения пожилых людей наиболее эффективны опросные листы или опросы экспертов, а анализ внутреннего мира девиантов требует применения метода включенного наблюдения. Выбор того или иного метода зависит также от теоретической позиции исследователя. Например, представители символического
интеракционизма предпочитают метод прямого наблюдения, тогда как работу со стандартизированными переменными применяют редко. Выбор метода зависит от типа исследования, от наличия финансов, времени и т.д.
Рабочий план исследовании - определенный порядок, организационно-методический план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования. План содержит указание календарных сроков, материальных и людских затрат. Составляется после завершения разработки программы исследования. Рабочий план необходим для четкой организации труда и научного планирования всех видов работ. Основными элементами рабочего плана являются - пилотажное исследование методик сбора первичных данных, полевое обследование (массовые сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, анализ и интерпретация данных, изложение итогов проведенного исследования в виде отчета.
Цель заключительных этапов исследования - обобщить, проанализировать, проинтерпретировать, сделать выводы и дать рекомендации. Материал представляется в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм. Интерпретация должна носить научный характер. Завершается социологическое исследование формулированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
Полученные в ходе эмпирического социологического исследования данные - сами по себе - не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезу. Их необходимо обработать, т.е. проделать обратную операцию и перевести индикаторы в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования. Ввиду того, что обработка больших объемов проводится на ЭВМ, необходимо закодировать информацию. После того, как данные переведены в удобный для исследования вид, приступают к их обработке и анализу. При этом широко используются самые различные методы. В основном, используются статистические методы обработки данных. Сначала производят группировку непрерывных количественных признаков в интервалы. В некоторых случаях строятся ряды распределения данных. После этого вычисляют на ЭВМ проценты,
231
коэффициенты, индексы, основные характеристики распределения рядов данных.
Отчет о социологическом исследовании - форма подведения итогов социологического исследования. Отчет содержит описание всех разделов программы исследования, изложение использованных в ней: теорий, методологии и методики, описание и объяснение полученыых^дашшх, основные выводы и практические рекомендации. Отчет содержит информацию о решении поставленных в исследовании задач. Как правило, к отчету даются приложения, где приводятся цифровые, графические и иные показатели, а также все методические материалы (анкеты, тесты, бланки и т.п.).
По структуре отчет подразделяется на введение (обоснование места данного исследования в ряду других аналогичных исследований), первый раздел отчета (общая характеристика исследования), раздел второй (анализ результатов исследования, выводы и рекомендации). Различают промежуточный и итоговый виды отчета. В первом отражаются предварительные итоги результатов или полные итоги какого-то этапа исследования. Второй дает полное и всестороннее представление о проделанном исследовании.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература