logo
Лекции Общ

1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.

181

7. Если общественное мнение разделяется незначительным большинством людей или если оно еще не сконструировано, то свершившийся факт может склонить общественное мнение к его одобрению.

8. В критических ситуациях масса более чувствительна к своему лидеру. Если люди доверяют ему в это время, то готовы предоставить ему дополнительные полномочия. Если же в условиях критической ситуации они теряют доверие, то становятся менее сговорчивыми.

9. Люди лучше воспринимают и легче формируют свое мнение по отношению к целям, чем к методам и способам достижения этих целей.

10. Общественное мнение, как и индивидуальное мнение, всегда эмоционально. Таким образом, оно основывается на эмоциях, а не просто на информации. Вследствие этого общественное мнение всегда готово к резким изменениям под влиянием событий.

Подобное - чисто феноменологическое - описание процесса развертывания общественного мнения является удобной моделью для ПР-, рекламных и иных кампаний, но не дает возможности отделить объективные предпосылки и условия формирования общественного мнения от субъективных факторов, влияющих тем или иным образом на него. Если законы формирования и функционирования общественного мнения действительно существуют, то они по определению должны иметь объективный, необходимый и повторяющийся характер. Законы непреложны как «правила необходимого существования» (И. Кант). Их нельзя отменить, их можно только приблизить или удалить во времени и пространстве, усилить или ослабить интенсивность их проявления, расширить или сузить ареал их распространения и т.д. Таким образом, закономерности в формировании и функционировании общественного мнения нельзя упразднить (в силу их объективного характера), но -благодаря познанию природных законов и социальных закономерностей -можно повлиять на протекание (осуществление) этих законов и закономерностей.

В предыдущих главах, когда речь шла об объекте и субъекте общественного мнения, уже затрагивался вопрос об объективных условиях и субъективных факторах возникновения и функционирования общественного мнения. К сказанному следует добавить, что исторически изменяется как набор объективных условий и предпосылок общественного мнения, так и набор субъективных факторов, на него воздействующих. Изменяется также механизм их взаимодействия друг с другом. Вот что пишет, например, по этому поводу Б.З. Докторов. «Формирование и функционирование общественного мнения в современном обществе детерминируют три ведущих фактора: сама социальная реальность, прямо и косвенно воздействующая на людей и фиксируемая их сознанием; культура людей, живущих в этой реальности; массовые информационные

182

и коммуникационные процессы, отражающие эту реальность и культивирующие ее образы в сознании людей...- Более полувека назад структурные и динамические модели общественного мнения включали в себя в качестве важнейшей составляющей фазу межличностной коммуникации, в значительной мере определявшей отношение людей к окружающей их социальной среде. Однако к концу XX века под влиянием совокупности многих обстоятельств процесс формирования общественного мнения стал заметно отличаться от того, что было в период между двумя мировыми войнами и в первые послевоенные годы. Прежде всего усложнилась, расширилась, стала более пестрой и динамичной сама социальная реальность. Сегодня традиционная культура редко помогает людям расшифровать многое из происходящего не только вдали от них, но и непосредственной близости. Далее. Принципиально изменился мир массовой информации. Многократно возросло число информационных каналов, воздействующих на людей, многократно расширился предметный спектр транслируемых сообщений, стал подвижным их язык и т.д. Наконец, стремительно меняется культура общества, которая становится более многообразной и более индивидуализированной. Произошли заметные изменения в системе межличностных коммуникаций.

В относительно недалеком прошлом человек в принципе мог обсуждать с каждым из своего окружения фактически все множество проблем реального мира. Сейчас это невозможно. У людей нет необходимого запаса внимания, нет мотивации, нет времени и иных ресурсов на то, чтобы держать в поле зрения окружающее их пространство проблем. Многие осознанно игнорируют все, что для них не существенно... Существенная часть значимых в целом для общества проблем не покрывается тематикой межличностного общения, общественное мнение оказывается неспособным выполнять присущие ему функции, уменьшается его консультативная способность и тем самым снижается эффективность институтов демократии».2

Любые попытки выявления закономерностей в развертывании общественного мнения должны исходить из того факта, что многие субъективные факторы - при определенных условиях - могут превращаться в объективные детерминанты общественного мнения, а многие объективно существующие социальные проблемы могут сколь угодно долго даже не попадать в оценочное поле общественного мнения. Так, одним из главных оснований формирования общественного мнения и общественных настроений в современном российском обществе (по отношению к высшей государственной власти) явились практические результаты формирования экономики и социальной сферы, которые в целом не дают стабилизироваться общественному мнению, т.е. перейти в