2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
183
фазу зрелого состояния.3 Если бы социально-экономическое положение в стране существенно изменилось в лучшую сторону, то заметно бы уменьшился накал общественного противостояния курсу проводимых реформ. Наряду с этим, вполне объективным основанием для характера и направленности современного общественного мнения россиян, является стабилизационная деятельность президента В.В. Путина, во многом определяющая рост массовых надежд и снижение негативных ожиданий. «Уровень доверия фигуре В. Путина...настолько превосходит позитивное отношение россиян к любым другим политическим деятелям, силам, институциям и так устойчиво продолжает на этом уровне удерживаться..., что ставит перед вопросом о социальной природе данного феномена».
Взаимосвязь объективных условий и предпосылок общественного мнения с соответствующими субъективными факторами возникновения и функционирования общественного мнения хорошо просматривается на примере социальных проблем. Социальные проблемы выступают в качестве основного объекта общественного мнения. В каждый данный момент в обществе наличествует множество социальных проблем. Причем каждую большую и малую социальную группу беспокоят свои, а не чужие проблемы. Далеко не все проблемы попадут в поле зрения общественного мнения^а те, которые и попадут, совсем не обязательно будут обсуждаться в общественном мнении в первую очередь. Например, очень острыми для современной России являются проблемы невиданной в условиях мирной жизни убыли населения, беспризорников в постсоветской России,5 но они не являются сколько-нибудь значимым предметом обсуждения в СМИ или приоритетным объектом общественного мнения. Конечно, если социальная проблема обострится настолько, что ее нельзя будет не замечать, она попадет в поле зрения СМИ и общественного мнения (и в этом состоит роль объективных факторов в развертывании общественного мнения).
Однако очень многое зависит не только от объекта, но и от субъекта общественного мнения, вернее, субъектов, которых также (как и социальных проблем) всегда множество и которые - в лице своих представителей (идеологов, лоббистов, «своих» СМИ, ПР- и рекламных технологий и т.д.) - ведут активную борьбу за доминирование в
3 Информационно-аналитическое управление РАГС при Президенте Российской Федерации в своих аналитических записках, отражающих результаты мониторинговых исследований российского общественного мнении, считает это важнейшим индикатором определенна «вектора формирования массового сознании», «главного вектора электорального выбора» и т.д. // www.rags.ru/SUS-cemer.htm/
Дубин Б. Модельные институты и символический порядок; элементарные формы социальности в современном российском обществе // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 1 (57). С. 14.
3 Если в 1991 г. в стране насчитывалось 40,1 млн. детей и подростков, то к 2003 г. это число сократилось до 31,5 млн. человек. Численность беспризорных детей в 2002 г. составляла 1-5 млн. человек (по разным опенкам), не считая 100-130 тысяч безнадзорных детей. «Вне школы» находилось в то время около 1 млн. человек. При этом 78% беспризорных детей хотели бы возобновить учебу (см.: Арефьев А.Л., Бердыклычева НМ. Беспризорники в постсоветской России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 21-29.
184
общественном сознании именно их проблем (потребностей, интересов, ценностей и т.п.). Кстати, вопрос о потребностях (в рамках обсуждаемого вопроса) является очень непростым и вместе с тем показательным: потребности можно рассматривать как объективные предпосылки общественного мнения, а можно трактовать и как его субъективную составляющую. Потребности, как «энергетическая» основа психики, могут и должны рассматриваться как «объективно-субъективное» явление, которое, с одной стороны, объективно побуждает человека к определенным видам деятельности, с другой - потребности сами могут преобразовываться (например, «возвышаться», т.е. приобретать субъективное измерение). Место и роль витальных и социальных потребностей и интересов - одна из наиболее трудных проблем теории
общественного мнения.
Таким образом, развертывание общественного мнения, с одной стороны, зависит от степени воздействия объективных факторов, а с другой - от силы (ресурсов) субъектов общественного мнения и воздействующей силы тех методов, которые они применяют. В целом, взаимосвязь объективных и субъективных факторов и выступает в качестве совокупного движущего фактора в эволюции общественного мнения. Конкретно-историческая архитектоника объективного и субъективного в общественном мнении задают вектор развития общественного мнения.
Так, в современном российском обществе сосуществуют, борются и взаимодополняют друг друга три системы ценностных установок, предопределяющих специфику функционирования российского общественного мнения. Это, во-первых, система либеральных ценностей, во-вторых, альтернативная ей система социалистических устремлений и, в-третьих, не вполне сложившаяся система идей, направленных на объединение преимуществ капитализма и социализма. Ни одна из этих нормативных систем не имеет явного преимущества перед другими. «Под вопросом оказываются этическая приемлемость вводимых изменений, социальные перспективы, цена перемен в образе жизни и т.п.».6 Так, если бы либеральные преобразования не обернулись снижением жизненного уровня многих россиян, то либеральная система ценностей могла бы лечь в основу нового когнитивного ядра российского общественного мнения. Социалистическая система ценностей не имеет на данный момент времени жизнеспособного носителя. Последняя модель преобразования центрального звена российского общественного мнения изначально осуществляется стихийным образом и через мощнейшее сопротивление тех сегментов российской общественности, которые являются носителями альтернативных идеологических систем.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература