8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
Как отмечалось ранее, общественное мнение является двойственным по своей природе феноменом. Так, с одной стороны, общественное мнение выступает как ментальное явление (коллективное оценочное суждение), с другой - социальный институт; в лице своего когнитивного компонента оно представляет знание, чувственно-эмоционального компонента -оценку и т.д. Наиболее ярко внутренняя противоречивость разбираемого феномена находит свое яркое выражение также в единстве таких неотъемлемых черт общественного мнения, как статика и динамика. Это две стороны одного и того же явления. Нет статики без динамики, и наоборот. Однако в целях аналитического рассмотрения категориального содержания понятия «общественное мнение» необходимо отделить их друг от друга.
«Статика» общественного мнения может пониматься в двух своих основных значениях.
1. Нечто постоянное, повторяющееся и глубинное в общественном мнении. Во-первых, это вечная сущность (природа) данного явления, находящая свое проявление в самых разнообразных ипостасях. Во-вторых, это общая структура общественного мнения, которая предстает как разнообразная комбинация одних и тех же структурных компонентов общественного мнения (когнитивный, чувственно-эмоциональный и поведенческий). В-третьих, это закономерности формирования и функционирования общественного мнения. В-четвертых, это общая модель поэтапного развертывания общественного мнения и т.п. В таком понимании «статика» характеризует качественные (типические) характеристики общественного мнения, т.е. такие его черты и проявления, которые отличаются устойчивостью и мало подвержены быстротечным изменениям (вечное, объективное, сущностное в общественном мнении).
2. Нечто, наоборот, мимолетное, фиксируемое (с помощью тех же опросов) «здесь и сейчас» состояние общественного мнения. Это, как
7 Интересно, что данная противоречивость протпяеты и внутри каждой из отмеченных сторон общественного мнения. Так. уже на уровне когнитивного компонента присутствует оценочный механизм (например, уровень информированности индивида по поводу поступающей информации), однако в полной мере действие этого механизма проявляется именно на чувственно-эмоциональном уровне общественного мнения.
188
правило, количественное измерение качественных характеристик данного явления. Это, например, не сами базовые индивидуальные потребности и мировоззренческая направленность интересов тех или иных социальных групп, а объективная интенсивность их проявления, пространственно-временная выраженность или субъективная степень осознанности и т.п. Таким образом, важно учесть не только наличие тех или иных потребностей, социальных проблем и т.д., выступающих ядром «пирамиды мнений», но и отношение ко всему этому набору (рациональное-эмоциональное, положительное-нейтральное-отрицательное, абстрактное-с готовностью действовать и др.), во многом определяющее распределение мнений внутри этой пирамиды.
Подобные молниеносные, сиюминутные замеры («срезы») общественного мнения выступают своеобразным моментальным «фотоснимком» текущего состояния общественного мнения. Темами подобных замеров могут выступать: Общественно-политическая ситуация, Отношение к видным политикам, Отношение россиян к Отечественной войне (1812 г., 1941-1945 гг.), Восприятие И.В. Сталина, В.И. Ленина и т.п. Вот, например, подборка замеров, выполненных Независимым исследовательским центром РОМИР в январе 2000 года:
Как повлияет на результаты выборов их перенос с июня 2000 г. на март 20000 г.?
Электоральные предпочтения россиян
Сколько продлится военная операция в Чечне?
С какими недостатками кандидатов в президенты готовы мириться россияне?
Как воспринимают россияне исполняющего обязанности президента Российской Федерации В.В. Путина?
Отношение россиян к демократии
Нужен ли России сильный лидер?
Пути развития России
Должны ли власть и граждане жить по закону?
Какими качествами в первую очередь должна обладать власть?
Достоинство России и уровень жизни россиян—^
Россияне о самобытности своей страны |
В какой степени мы влияем на собственную жизнь?
Почему в России есть нуждающиеся люди?
Отношение россиян к работе
Россияне об имидже Владимира Путина и его конкурентов
Электоральные предпочтения россиян
Отношение россиян к войне в Чечне
Отношение россиян к думскому кризису
Отношение россиян к религии
Россияне о роли государства в экономике
189
Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент России?
Граждане России и государство
Россияне о роли религии в политике
Россияне о соблюдении прав человека
Политическое сознание россиян: традиции, настоящее и будущее.
Особое место занимают так называемые мониторинговые исследования общественного мнения, которые, с одной стороны, в каждый данный момент фиксируют текущее состояние общественного мнения, с другой (при соответствующем способе анализа данных) - дают некоторое представление о тенденциях развертывания общественного мнения. Чисто «поллинговое» исследование (сбор первичной информации с помощью ответов на предлагаемые респондентам вопросы) продолжается и углубляется на этапе «вторичного анализа», когда исследуется содержание полученной информации и вычерпывается ее социальный смысл (вектор общественного мнения, тенденции развития общественного мнения и т.д.). Таким образом, подобные исследования являются связующим звеном между двумя обозначенными выше значениями статики общественного мнения.
Многие исследователи8 выделяют признаки общественного мнения, которые можно интерпретировать как показатели статики общественного мнения (с другой стороны, все эти признаки можно проинтерпретировать и как показатели динамики общественного мнения).
1. Направленность общественного мнения. В фокусе общественного мнения в каждый данный момент времени всегда находится какое-либо значимое событие или лицо. В этом проявляется интенциональный характер общественного мнения. Каждая из обозначившихся социальных проблем становится специфическим объектом общественного мнения. Некоторые из них становятся главным объектом внимания и озабоченности какой-то части населения или населения в целом. При этом отношение к обсуждаемой проблеме может быть положительным, отрицательным или нейтральным. СМ. Катлип, А.Х. Центер, Г.М. Брум отмечают в своей книге: «Направление формирования общественного мнения указывает лишь на оценочные качества, свидетельствуя о том или ином качестве предрасположенности: «положительном - отрицательном -нейтральном», «за - против - не знаю», «за - против - может быть». В своей простейшей форме направление представляет собой ответ типа «да -нет» на любой из вопросов анкеты. Средства массовой информации зачастую сообщают о результатах опросов общественного мнения лишь в виде процента голосов, поданных «за» или «против» в связи с
* См.: Королько В. Основы лабляк рилейшнз М.-Ки», 2000. С. 160-161; Общественное мнение // Предвыборный словарь сайта «Нова* идеология» // www.newideology ju/stevai-tennin.php?termin_id=92/ и ДР
190
рассматриваемой проблемой, предложением или кандидатом».9 Для любого ПР-специалиста важно не столько изучение общественного мнения, сколько влияние на него или формирование оного. В этом отношении можно отметить, что в ПР-кампаниях часто применяется метод смещения фокуса событий, или переключения внимания, когда рядом с одним событием создается еще одно, более яркое, интенсивное и
влиятельное.
2. Интенсивность общественного мнения представляет собой независимую от направленности характеристику общественного мнения. В интенсивности степени интереса, который проявляет какая-либо социальная группа к предмету своей заинтересованности, проявляется сила общественного мнения. Сама процедура измерения этой силы состоит в складывании совокупности ответов респондентов, например, по шкале «полностью согласен - согласен - мне все равно - не вполне согласен -абсолютно не согласен». «Интенсивность является показателем того, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, независимо от его направления... в ходе различных обследований респондентов просят выразить свое мнение по шкале «категорически не согласен / не согласен / все равно / полностью согласен», чтобы они указали таким образом не только направление, но и, так сказать, интенсивность своего отношения к рассматриваемой проблеме. Измерения интенсивности дают начальную оценку относительной степени предрасположенности. Часто утверждается, что интенсивность и направление не только указывают, как люди относятся к таким проблемам, как аборты, школьные аттестаты и вырубка лесов, или к таким личностям, как президент Клинтон, Кеннет Старр и Ясир Арафат, но и насколько глубоким это их отношение».10 Степень интенсивности, или «привязанности» общественного мнения, определяется важностью очередного предмета озабоченности, которая зависит от характера, способа и результата взаимодействия объективных условий и субъективных факторов развертывания данного общественного мнения. ПР-технологии подразумевают широкое использование механизмов изменения интенсивности общественного мнения. Например, в «повестку дня» встраивается или более важное событие, или вклинивается множество мелких событий, одинаково «отодвигающих» на задний план неудобные для ПР-службы событие, факт, лицо, проблему.
3. Стабильность общественного мнения. Данный показатель характеризует длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность своих мнений. Надо отметить, что
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература