11.1. Место и роль традиционного метода
и контент-анализа в изучении документов и получении
социальной информации
В течение последних столетий основной формой фиксации и представления информации является текст.
Текст (лат. - связь, соединение) - это определенная последовательность знаковых единиц, объединенных между собой смысловой связью. При этом в семиотике под текстом понимается некоторая осмысленная последовательность любых знаков, в языкознании под текстом понимается последовательность только словесных знаков, а в социологии предпочитают использовать совсем другой термин - документ. Текстовые материалы представляют собой основной массив, с которым приходится работать каждому аналитику.
Документ - предмет, предназначенный для фиксации, хранения и передачи информации. Документы подразделяются по различным основаниям:
1. По способу фиксации информации: текстовые документы (рукописные и печатные - официальная документация, книги, журналы, личные документы и т.д.), иконографические документы (видео-, кино-, фотодокументы, картины), фонетические документы (магнитные записи), статистические данные (сборники ЦСУ), информация в машиночитаемой форме (компакт-диски, дискеты).
2. По общей значимости: официальные (правительственные материалы, заявления, данные государственной статистики, архивы и т.д.) и неофициальные (личные материалы, обобщения материалов и т.п.).
3. По форме изложения: статистические и вербальные.
4. По содержанию: исторические, правовые, экономические и др.
5.По степени близости информации: первичные (например, стенограммы) и вторичные (справки, обобщения).
6.По степени персонификации: личные (характеристики и рекомендации, письма, дневники, мемуары и др.) и безличные (протоколы собраний, данные прессы, статистические архивы и др.).
В качестве важнейших документальных источников, которые широко применяются в социологических исследованиях, в том числе в социологии общественного мнения, выступают статистические данные,
представляемые в числовой, систематизированной и сведенной в таблицы форме. Статистические данные широко используются в социологическом исследовании для характеристики конкретно-исторического контекста исследуемого явления, для обеспечения концептуальных рамок социологического исследования и т.д. В массовых опросах общественного мнения в качестве главенствующего источника информации выступают документы, специально создаваемые для целей социологического исследования - протоколы наблюдений, тесты, опросные листы, анкеты. Документальные источники несут самую разнообразную информацию о статике и динамике общественного мнения, поэтому важно найти и эффективно использовать такие методы, которые позволяли бы извлекать из них необходимую информацию с большой степенью надежности.
Анализ документов - совокупность специфических исследовательских приемов, применяемых для извлечения информации из документальных источников, необходимой для решения поставленных в социологическом исследовании задач. Данный метод может быть основным (и даже единственным) методом сбора и обработки информации, а может использоваться в комплексе с другими социологическими методами. При этом анализ документов находит себе применение на всех этапах социологического исследования.
Большое распространение анализ документов получил в исторических, лингвистических и иных исследованиях. Например, частотный анализ сборников пословиц и поговорок дает новое знание о прошлом народа, исторических трансформациях менталитета и т.д. Подсчитав количество пословиц и поговорок, где труд определяется как радость или горе, необходимость или божья кара, мы можем получить закрепленное в народной массе представление о труде как активном или пассивном отношении и т.п.2 Все большее применение находит данный метод исследования и в других областях. Оле Хольсти специально занимался данным вопросом и подсчитал распределение исследований в области контент-анализа: 75% всех исследований приходятся на такие три дисциплины, как социальная антропология (27,7%), теория коммуникации (25,9%), политология (21,5%).
Различают внешний и внутренний анализ документов.
Внешний анализ сводится к изучению обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Он направлен на получение сведении об авторе, выявление достоверности содержания документа, определение его подлинности, вида, формы, структуры. Внешний анализ обычно применяется на начальных этапах контент-анализа, когда требуется определить совокупность документов (текстов), подлежащих изучению. При этом надо помнить, что подлинность самого
документа, который является предметом исследования, еще не означает, что содержащаяся в нем информация носит достоверный характер.
Внутренний анализ документов осуществляется двумя способами. Традиционный (классический) метод анализа документов - это метод качественного анализа, в ходе которого интерпретируются те или иные тексты, анализируется информация, содержащаяся в документах.
Традиционный анализ документов направлен на осмысление и понимание содержания документальных источников (кинолент, решений и протоколов заседаний официальных органов, летописей и т.д.). Главная цель такого исследования - всесторонняя содержательная интерпретация материала. «Первое «золотое правило» в работе с документами (да и вообще со всякой информацией) - четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией... Далее следует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или произвольные искажения. К примеру, автор отчета о проделанной работе, как правило, склонен обрисовывать ситуацию в благоприятном для себя свете. Но если мы для сбора информации воспользуемся, скажем, отчетами проверочных комиссий, картина будет другой... Очень важно знать, каков метод получения первичных данных, использованный составителем документа... Если документ содержит статистическую группировку данных, следует в первую очередь выявить основания классификации... Наконец, чрезвычайно важно хорошо уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ».3
Существенное ограничение применения традиционного метода изучения документов связано с большой долей субъективизма исследователя: установки, интересы, сложившиеся стереотипы в отношении предмета анализа могут серьезно повлиять на результаты анализа. Этот недостаток преодолевается с помощью формализованного анализа, который основан на статистическом учете характеристик текста.
Формализованный метод (контент-анализ) - это качественно-количественный метод, заключающийся в переводе качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой.
В социологических исследованиях контент-анализ используется для анализа содержания текстов самого разного характера (СМИ, писем граждан, протоколов собраний общественных организаций, текстов неформализованных интервью, характеристик и других служебных документов, решений органов управления и т.д.).
По мере своего развития контент-анализ приобретает все новые и новые формы исполнения. Так, уже Р. Мертон в своей книге «Социальная теория и социальная структура» выделяет шесть типов контент-анализа:
1) основанный на простом подсчете ключевых слов (других символов), содержащихся в материалах СМИ;
2) классификация символов по шкале «плюс-минус» (подразделение символов на положительные и отрицательные);
3) анализ по элементам (классификация отдельных частей анализируемого материала на главные и второстепенные, центральные и периферийные - с точки зрения затрагиваемых интересов аудитории);
4) тематический анализ (выявление явных и скрытых тем текстов);
5) структурный анализ тематики публикации (выявление взаимоотношений представленных в тексте тем - взаимодополнение, столкновение и т.д.);
6) анализ взаимоотношений разноплановых материалов, но направленных на достижение одной цели.
Конечно, типов контент-анализа гораздо больше, но надо учесть, что классификация Р. Мертона касается, в основном, техники проведения пропагандистского воздействия. Могут быть и другие типологии. Например, Дж. Гербнер все многочисленные методики контент-анализа свел к ответам на следующие вопросы: что в сообщениях есть (что предлагается общественному мнению, как много и с какой частотой), что из этого важно для коммуникатора (в каком контексте это «что» подается и в каком порядке важности), что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным (в каком свете подается, с какой точки зрения, какими аргументами снабжается), что соотносится с чем и как (в какой логической и причинной структуре существует).
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература