5.3. Взаимодействие идеологии
с чувственно-эмоциональным компонентом
в процессе функционирования общественного мнения
Сверхцель идеологии - это осмысление, уточнение и разъяснение смысла происходящих событий, а сверхзадача - призыв к определенному виду поведения. Развертывание «изма» (зарождение, проникновение в массы, вытеснение конкурирующих «измов» и т.д.) подчиняется определенной логике, в том числе — логике взаимодействия с чувственно-эмоциональным компонентом общественного мнения. Рассмотрим эту логику (и соответствующий механизм взаимодействия указанных компонентов) на материале развертывания «советских» (вернее, если без кавычек, - антисоветских) национальных движений, который дает прекрасную возможность детально продемонстрировать то и другое: почему и как огромная масса людей заражается новой идеей, вследствие чего общественное мнение начинает действовать как главный социапьный институт, преобразующий весь социальный порядок.
В 1985-1987 гг. в условиях начавшейся перестройки появляется много новых идей (обновление социализма, региональный хозрасчет, национальная идея и т.д.). Все эти идеи, выпущенные на свободу - начинают бороться за доминирование в общественном мнении советских людей. Национальная идея, также появившаяся в конце данного периода, была некоторое время «узкой» и невразумительной (ее высказывали лишь отдельные люди, которых долго почти никто не слушал). Она не была распространена в массах, так как пока не была близка простым людям (их жизненным потребностям, чаяниям, устремлениям, проектам на будущее) и даже не была вполне понятной. Таким образом, в первые три года перестройки существовал огромный разрыв (пропасть) между субъектом (создателем) национальной идеи и объектом (конкретной «титульной нацией»).
. Субъект национальной идеи (первые националисты) уже появился, идея вброшена в общественное сознание, но пока она функционирует лишь в поле некоторых (национально озабоченных) средств массовой информации. Если нарисовать треугольник («пирамиду мнений») и разделить его на три горизонтальные части (когнитивный компонент наверху, чувственно-эмоциональный - посередине), то внизу окажется множество разрозненных, хаотичных, несовпадающих индивидуальных потребностей и интересов (очередь на получение квартиры, занятие вакантных должностей и пр.), еще не объединенных в единое общественное мнение.
В этот период нет национальной ограниченности (за национальность пока должность не дают и в президенты не выбирают). В силу оторванности друг от друга субъекта и объекта общественного мнения (пока еще в ходу идеология пролетарского интернационализма) непререкаемость суперстатуса «советского человека» не подвергается сомнению. Для перекрашивания общественного мнения в национальные тона нужны были кардинальные изменения на всех этажах «пирамиды мнений». По своему механизму (наступала эпоха «национальных движений») должно было произойти двойное (навстречу друг другу) движение: «изм» должен был захватить мысли многих людей и распространиться в массах, а масса должна была внутренне (молчаливо) поддержать идеологов нац«изма». Таким образом, с точки зрения рассматриваемого вопроса, первое движение («национальное движение») состояло в том, что начались процессы сдвига в ценностных ориентациях прежнего «советского» человека (вспомним известное клише того времени: «Так жить нельзя!» и т.д.).
1987-1989 гг. Национальный «изм» осознается, принимается, приживается. Причем происходит это через сопротивление «их» (лиц «некоренной национальности»), что еще больше укрепляет национальный «изм». Таким образом один из многих выступивших на повестку дня во время перестройки социальных вопросов (религиозный, социальный и т.д.) начинает выдвигаться на авансцену общественной жизни. Былой разрыв субъекта и объекта уменьшается: национальный «изм» сверху, а миллионы подсознательных желаний снизу двигаются наастречу друг другу, а вместе с этим «сдвигается» и меняется уже не только ментальная, но и вся социальная структура общества (она теперь все больше начинает рассматриваться через призму национальных интересов, что на практике означает: место и роль каждого человека отныне будет измеряться лишь одним признаком - национальной принадлежностью).4 Национальный «изм» пообещал «своим» изменения в лучшую сторону, а «чужим», наоборот, в худшую. Естественно, с этого момента бывший единый советский народ должен был уже идти в разные стороны (как стали говорить публицисты, разбредаться по своим «национальным квартирам»).
Легализуясь, т.е. превращаясь в самостоятельное явление, нац«изм» становится прикрытием, с помощью которого легитимизируются индивидуальные подсознательные поползновения членов нации. Ранее разрозненные мечты, желания и т.п. «встречаются» посередине (на социально-психологическом уровне), где начинает действовать не логика, убеждение, идея (когнитивный уровень общественного мнения) и не индивидуальные желания (по большей части, подсознательные), а коллективная психология чувственно-эмоционального характера.
Происходит омассовление «изма»: нац«изм» проникает и распространяется в массах, вызывает преобразование массы: народная масса «задвигалась» (национальное движение) и постепенно из «массы» превращается в четко обозначенную большую социальную группу (нация), которая из номинальной (в условиях господства наднациональной идеологии пролетарского интернационализма) превращается в реальную и даже главенствующую общность в социальной структуре общества переходного периода. Налицо функция демассификации массового сознания - в смысле приоритетного выделения этнонациональных интересов перед интересами семьи, государства, конфессии и т.д. В этих условиях «нация» становится заглавной категорией мировоззрения, первенствующей ценностью, ведущим идеалом.
В это время сдвигается также и индивидуальный мир человека. К индивидуальным потребностям добавляется новые коллективные (национальный «изм»), т.е. происходит, с одной стороны, разрастание потребностной и мотивационной базы личности, с другой - ее сужение (из всех озабоченностей теперь людей начинает более всех других мучить «национальная» озабоченность). Базовые потребности (есть, пить и др.) не отменяются, но меняется механизм их удовлетворения (индивидуальный способ достижения искомых потребностей и интересов заменяется коллективным порывом: 1) удовлетворять, в первую очередь, ставшие главными «национальные» интересы и потребности, 2) удовлетворять индивидуальные потребности и интересы через посредство коллективных и др.). Происходит заметная «коллективизация» (омассовление) индивидуального сознания, чувств и поведения (когда на меня отовсюду «смотрит» национальный «изм» или какой-нибудь религиозный фундаментализм, я не могу выйти замуж за иностранца или иноверца).
Вспомним: общественное мнение всегда «вертится» в границах общественно значимых проблем. А любой «изм» произрастает только в борьбе с другими «измами» (в данном случае национализм contra официального пролетарского интернационализма), что делает жизнь людей тревожной, неопределенной и зацикливает внимание массы людей
на одном единственном социальном вопросе (сначала надо, мол, решить национальный вопрос, а остальное все тогда само решится). Отсюда функции «изма» в отношении изменяемого общественного мнения: с одной стороны, он будоражит, зовет, беспокоит, с другой - успокаивает и обещает коллективную защиту.
Как уже отмечалось, когнитивный элемент (вершина «пирамиды мнений») и множество подсознательных желаний, основанных на первичных потребностях (основание «пирамиды мнений») образуют своеобразный каркас общественного мнения. В этом каркасе общественное мнение являет собой привычный всем феномен: оно стабильно, хотя и постоянно текуче (середина «пирамиды мнений»). При этом «нижние» конструкции (базовые потребности, практически одинаковые у всех людей) не меняются, поэтому для изменения каркаса общественного мнения, всегда требуется изменять «верхний» этаж, удерживающий всю конструкцию, т.е. идеологический компонент.
Как это происходит? Путем перетолковывания национального прошлого (был «Ад» для титульной нации), соответствующей интерпретации современности (надо пройти через фронты освобождения -«Чистилище») и внедрения в общественное мнение нового проекта будущего (ожидаемый «Рай» для всех представителей титульной нации). Происходит своеобразная коллективная ресоциализация, когда мнение многих людей меняется в одинаковую сторону (в сторону от Москвы - в эпоху «советских» национальных движений). Ведь любое национальное движение - это не просто «движение» (идей, ценностей, ориентиров, состава элиты, социальной структуры и др.), но и национально-освободителъное движение. Последнее освобождает (в 1990-1991 гг. в бывшем советском Союзе) от прошлого, что предполагает обретение новых идеологических ориентиров как форм «освящения» новых способов удовлетворения многообразных потребностей и интересов.
Итак, функция любого «изма» как когнитивного компонента общественного мнения - объединять потребности и интересы определенной группы людей. Значит, «изм» по природе (не надо винить идеологов за их работу) абсолютен, т.е. включает мыслительный прием, который заключен в известной черте идеологии (выдавать частное за общее). Это обобщение сродни логическому процессу отвлечения от некоторых индивидуальных характеристик жизнедеятельности (индивидуальное «Я», семья, родственники, индивидуальные потребности) и выделения общего (нация, национальные интересы) и наделения этого общего самостоятельным и первенствующим значением. В результате «изм» возводит определенное понятие в центральную категорию. Например, для национализма «нация» есть ничто (у нации нет живых потребностей, в ней нет места индивидуальной истории, потребностям конкретной семьи и т.д.), которое одновременно есть все (средний человек не может проследить лавину своих родственников далее 3-4 поколений, а как член нации он почти бессмертен). Б. Андерсон подметил все это в интересной детали: у любого национализма самым главным символом является монумент и могила неизвестному солдату .
Зависимость общественного мнения от идеологии проявляется в такой черте данного социального явления, как манипулируемость. Начиная с работ У. Липпмана, в которых общественное мнение представляется исключительно как оперирование стереотипами, данный социальный феномен традиционно рассматривается как не вполне самостоятельное явление. Так, согласно выкладке Ф. Конверса, только идеологи обладают четко сформулированным мнением, тогда как абсолютное большинство людей отличаются непостоянством, недооформленностью и неаргументированностью своих мнений. Простых людей волнуют лишь те вопросы (причем, в основном, экономического порядка), которые непосредственно касаются их личной жизни. Многие другие известные исследователи выделяли непостоянство и иррациональность как природные черты общественного мнения. Для того чтобы представить развернутые и обоснованные ответы, общественное мнение должно опосредоваться мнениями идеологов.
Конечно, как было показано выше, влияние идеологов на общественное мнение весьма велико, но не всесильно. Это влияние имеет свои пределы, которые, в первую очередь (с точки зрения К. Маркса, М.Вебера и др.), определяются степенью соответствия исповедуемой идеологии коллективным потребностям и интересам больших групп людей, каждая из которых к тому же всегда находится ближе или дальше от авангардного места исторического действия. Надо также учесть тот важный момент, что идеология и идеологи представляют собой близкие, но вовсе не идентичные вещи.. Идеологии являются структурным компонентом общественного мнения, но вместе с тем поле функционирования идеологий имеет гораздо более широкие границы, чем собственно общественное мнение.
5.4. Государственная идеология.
Проблемы формирования общенациональной идеологии
в Российской Федерации
Государственная идеология в истории России всегда занимала одно из ведущих мест в механизме функционировании российского общественного мнения. Естественно, в ходе исторического развития содержание и форма государственной идеологии претерпевали существенные изменения, однако вплоть до последнего времени для жизни
россиян отсутствие вразумительной и относительно жизнеспособной государственной идеологии означало одно - времена очередной смуты.
В соответствии с тремя основными формами (этапами) общественно-политической жизни (Царская Россия, Советский Союз, постсоветская Россия) можно выделить три ситуации в идеологической области.
В Российской империи господствовал не вполне официальный лозунг «Православие. Самодержавие. Народность», в осуществлении которого реально на первом месте шло самодержавие, на втором - православие, на третьем - специфически понимаемая народность (до 1917 г.).
При советской власти главенствующее положение заняла коммунистическая идеология, составной частью которой было учение о пролетарском интернационализме, которое постепенно эволюционировало от лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» к лозунгу «Народы всего мира, объединяйтесь в борьбе за мир!» (1917-1991 гг.).
Начиная с 1992-93 гг. Россия живет без официальной государственной идеологии. Государственная власть все время твердит о необходимости скорейшего формирования «общенациональной объединяющей идеи» для многонациональной и многоконфессиональной России, однако в условиях «дикого» либерализма (с его установкой на крайний индивидуализм) пока этого сделать не удается.
Отсюда особенности общественного мнения в постсоветской России: постоянные колебания (нет когнитивного ядра), шарахания (постоянная погоня за временными увлечениями)6 и т.д. Ценности больших и малых социальных групп (и особенно - личные потребности и интересы) все время оказываются важнее общегосударственных интересов. Так, согласно данным мониторинговых исследований, на первом месте стабильно россияне ставят благополучие семьи, детей (57-60% респондентов), а идеи социализма, коммунизма, либерализма, религии и иных группоцентризмов оцениваются крайне низко (5-8% респондентов).
Возможно, противоречивый опыт социальных перемен в России в последние 15-20 лет объясняется и этой причиной: раз нет единой общенациональной идеологии, то нет и единого общественного мнения (чувства единения), значит - нет и не может быть эффективной социальной мобилизации (традиционная функция идеологии) россиян на массовое общенациональное движение.
Выводы
1. Идеология лежит в основе легитимации и легитимизации узкогрупповых интересов. С помощью идеологических клише происходит объяснение и оправдание определенного институционального порядка,
придание ему ценностно-нормативного характера («знаниевая» форма ценностных представлений). А отсюда, в частности, стремление к наукообразности, наблюдаемое у любого «изма».
2. Раз общественное мнение это не только «коллективно-оценочное суждение», но и «социальный институт», то функция идеологии также состоит в том, чтобы придать массе соответствующие движение (поведение). Так, К. Мангейм различал идеологию, направленную на сохранение действительности, и утопию, направленную на изменение действительности. Можно не принимать или принимать с оговорками взгляды К. Мангейма, но суть схвачена верно: идеология ценностно ориентирует общественные взгляды и даже поведение масс. «Изм» выступает как посредник между индивидуальными «Я» (выработка общих потребностей, интересов, ценностей) и превращение их в «мы»-ориентацию; между «мы» и «они» (стимуляция «советской» нации к действию по отделению); между противоречивыми интересами отдельных групп класса, нации и «они» (забудем внутренние распри ради победы над врагом).
3. Специфика идеологии (как когнитивного компонента общественного мнения) состоит в следующем: когнитивный компонент общественного мнения формируется, преломляясь через интересы. Поэтому «идеологическое» знание всегда более адекватно узкогрупповым интересам, чем действительности, т.е. подобное знание дает «субъективную» истину (ненаучную, необъективную истину). Таким образом, идеология в общественном мнении - это, конечно, cogito (знание), но это очень своеобразное знание, ибо идеология выражает оценку. Это означает, что такое cogito не может рассматриваться как gnosis.
4. Идеология не только концептуализирует интересы и ценности, но представляют такой род знаний, который мотивирует (ценностно ориентирует, побуждает к действию). Поэтому идеология - это уровень нормативных убеждений о правильном и неправильном пути политического устройства страны и т.д. Это - идеалы, знания, учения, мифы, убеждения и подобные феномены. В результате общественное мнение стабилизируется. С помощью идеологического компонента общественного мнения обретает устойчивость и нормативность. Тем самым идеология выступает в роли доминанты (система, которая суммирует, накапливает и расходует энергию совокупности индивидуальных мнений).
5. Любой идеологический каркас общественного мнения не исчезает раньше, чем не ослабеет и ему на смену не придет новый. В любом случае последствия эрозии идеологии вызывает кардинальный сдвиг (ценностный, установочный) в общественном мнении: уже новый «изм» начинает концептуализировать групповые интересы, концентрировать энергию индивидуальных мнений и канализировать в определенном направлении поведение массы.
Основные понятия и термины
Воздействие на общественное мнение, государственная идеология, дискурс, идеология, конструкт, лобби, миф, повседневные идеологии, социальное движение, традиция, утопия, функции идеологии.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте сущностные черты идеологии.
2. Покажите отличие идеологии (как теоретического компонента всякой формы общественного сознания) от науки, мифа, утопии.
3. В чем состоит сходство и различие политической идеологии, религиозной идеологии и других идеологических конструктов в различных формах общественного сознания.
4. Приведите разновидности идеологии и дайте развернутую типологию идеологий.
5. Опишите функции идеологии. Охарактеризуйте механизм взаимосвязи различных функций идеологии.
6. Раскройте роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения.
7. Опишите характер взаимосвязи идеологии с чувственно-эмоциональным компонентом общественного мнения.
8. Что такое государственная идеология? Каковы место и роль государственной идеологии в общественной жизни любой страны?
9. В чем состоят основные проблемы формирования общенациональной идеологии в России?
Проблемные задания
1. Взаимосвязь различных компонентов, представляющих когнитивный уровень политического сознания, можно представить в виде взаимосвязанных между собой кругов (каждый из них обозначает политическую науку, политическую идеологию, политическую психологию и т.д.). Дайте интерпретацию представленной модели механизма взаимосвязи элементов когнитивного компонента общественного мнения.
2. Ниже представлены некоторые афоризмы, касающиеся формирования и функционирования общественного мнения. Дайте свою
трактовку этим афоризмам. Попробуйте отыскать и предложить для обсуждения другие изречения.
Глас народа - глас Божий (Алкуин).
Если тысяча людей говорит одно и то же, то это либо глас Божий, либо грандиозная глупость (Кароль Ижиковский).
Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, т.е. от имени мнения всех минус его собственное (Гилберт Кит Честертон).
Общественное мнение - это публичная девка (Наполеон).
Последнее слово всегда остается за общественным мнением (Наполеон).
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни (Андре Мору а).
Никогда не пророчествуйте: если пророчество ложно, никто этого не забудет, если оно правильно, никто об этом не вспомнит (Генри Уилер Шоу).
Бывают времена, когда нет мнения зловреднее, чем общественное мнение (Никола Себастиан Шанфор).
Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться (Бертран Рассел).
Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль (Оскар Уайльд).
Журналисты извещают общественность об общественном мнении (Лешек Кумор).
Интересно, какое влияние оказывает общественное мнение на формирование общественного мнения? (Веслав Брудзиньский).
Исследования общественного мнения базируются на ложной предпосылке, что общественность имеет мнение (Того).
Общественное мнение - последнее убежище политиков, которые не имеют собственного (Морис Картер).
Общественное мнение - это мнение тех, чьего мнения обычно не спрашивают (Кшиштоф Теодор Теплиц).
Общественное мнение похоже на привидение в старинном замке: его никто не видел, но им всех пугают (Зигмунд Графф).
Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые (Владислав Беганьский).
То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств (Бенджамин Дизраэли).
Общественное мнение: то, что люди думают о том, что думают люди (юмор).
3. Государственная идеология - это один из элементов когнитивного компонента общественного мнения граждан данной страны. Перечислите и охарактеризуйте другие элементы. Подумайте, из каких элементов состоит
когнитивный компонент структуры общественного мнения других социальных общностей (национальных, конфессиональных,
территориальных и т.д.).
Рекомендуемая литература
Алексеев СВ. и др. Идеологические ориентиры России. В 2 т. М., 1998.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1.№4.
Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988.
Гусейнов Г. Д.С.П. Советские идеологемы в новом русском дискурсе. М., 2002.
Иванов В.А. Политическая психология. М., 1990.
Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М, 1994.
Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества// Социо-Логос. Вып. 1. М., 1991.
Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 13. С. 18-46.
Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 2.
Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.
Михайлов В.А. Идеология: категориальное содержание (на примере национализма) // Философия в современной культуре: состояние и перспективы. Ульяновск, 1998. С. 109-116.
Михайлов В.А. Национальный «изм» в зеркале нацияза // Политические исследования. 1995. № 4. С. 77-85.
Национальная доктрина России. М., 1994.
Панова И.М. Социальные представления в обыденном сознании. // Социологические исследования. 1991. № 11.
Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб.,1995.
Федотова Л.Н. Паблик релейшнз и общественное мнение. СПб., 2003. С. 94-116.
Энгельс Ф. Письмо Ф. Мерингу // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 32.
Юрьев А.И. Системное описание политической идеологии. СПб.,1996.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература