Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
14.1. Анализ данных как этап социологического исследования
Анализ и интерпретация собранной информации является одним из завершающих и самых важных1 этапов социологического исследования, в ходе которого проверяются исходные гипотезы, выявляются новые проблемы, делаются соответствующие выводы и предложения. При этом описание преобразуется в понимание и объяснение социальной реальности. Данные - структурированная информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для соответствующей обработки, хранения и передачи. Различают первичные и вторичные данные. Первичные данные обычно получают в результате проведения качественных и количественных исследований. Эти данные отличаются тем, что собираются точно в соответствии с поставленной целью, и вероятность их недостоверности весьма невелика. Вторичные данные - это разнообразная информация, которая ранее была уже кем-то собрана, причем в целях, не обязательно соответствующих тем задачам, которые ставятся в исследованиях, направленных на сбор первичной информации. В ПР- и рекламной деятельности в качестве источников вторичных данных выступают: внутрифирменная информация, официальная государственная статистика, публикации в прессе, открытая отчетность коммерческих структур и т.д.
Анализ данных - это процесс обобщения исходной («сырой», неструктурированной) информации. Чтобы перейти к анализу, необходимо собранную в ходе полевого этапа первичную социологическую информацию соответствующим образом структурировать, т.е. сделать доступной для обозрения и непосредственного изучения. Это вытекает из следующего: сложность социальных объектов, общественного мнения в том числе, приводит к тому, что непосредственный (визуальный) анализ полученных (многообразных и разнородных) данных невозможен. Поэтому приходится прибегать к «сжатию» первичной информации, чтобы в итоге получить обозримую форму представления структуры исходных данных. Для подобного «свертывания» информации вполне подходят статистические и математические методы как методы обработки,
1 Симптоматично, что содержание профессионального журнала «Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены», как правило, начинается с рубрики под характерным названием «Анализ и интерпретация» («Анализ результатов исследования» и т.п.).
318
сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных щ ходе социологического исследования. Это могут быть, например, различные формы дискриптивной статистики (среднее, мода, медиана, дисперсия, энтропия), различные виды анализа зависимости между характеристиками (коэффициенты корреляции и сопряженности) или методы многомерного анализа. Для проведения анализа массива данных социологи активно применяют компьютерные программы математико-етатистической обработки данных. Специализированные математические пакеты обладают большими возможностями обработки данных. Согласно официальным данным Международного статистического института, число статистических программных продуктов приближается к тысяче. Среди программных средств выделяются такие пакеты, как Statistica, SPSS и другие, которые имеют большой набор статистических функций (факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ и т.п.). Эти пакеты содержат средства для визуальной интерпретации полученных результатов (графики, диаграммы и т.д.). Большим спросом при обработке данных массовых опросов пользуется одна из старейших систем статистического анализа и управления данными - SPSS. Пакет SPSS построен как традиционная база данных: накопление массива информации, его формализация и представление результатов статистической обработки массива в виде отчета.
Характер отображения полученных в ходе социологического исследования данных предопределяется, в первую очередь, формой обобщения первичной информации. А этих форм существует множество, поэтому «понятие «анализ» на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Если исходить из упрощенной схемы социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные, то она состоит из трех уровней (это тот случай, когда имеет смысл горизонтальное и вертикальное строение понятийного аппарата): концептуальная схема исследования, включающая определение предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования (гипотезы могут и отсутствовать); методика сбора эмпирических данных, то есть эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования (в широком смысле включающий и методы измерения); методика обработки данных, то есть формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов (в том числе разные виды кодирования текстовой информации, построение пирамиды обобщений)... на последнем из трех уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полученного на основе некоторых эмпирических индикаторов посредством использования логических операций), так называемое осевое кодирование
319
транскриптов и т.д. На втором уровне речь идет об анализе познавательных возможностей вопросов анкеты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять первый уровень, то под анализом могут пониматься различные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика интерпретации эмпирических закономерностей, логика проведения таких видов анализа, как типологический, факторный, причинный».2
Обычно в силу того, что гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные, выделяют два основных класса процедур анализа: дескриптивные процедуры (группировка, классификация, типологизация) и аналитические процедуры (установление причинно-следственных и функциональных связей).
Дескриптивные процедуры предназначены для описания полученных данных и сводятся, в основном, к оформлению и интерпретации одномерных и двумерных распределений респондентов по их ответам на вопросы анкеты. Аналитические процедуры направлены на объяснение полученных данных и сводятся, в основном, к выявлению связей между типами ответов на вопросы анкеты и установлению причинно-следственных и функциональных отношений (оценка характера, направленности и иных связей между типами ответов). Надо отметить, что при проведении опросов общественного мнения зачастую исследование завершается на первом уровне (первичный анализ: статистическая обработка данных), тогда как второй уровень (вторичный анализ: системный анализ проблемы) отдается в руки экспертов-специалистов.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература