6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
185
Итак, чтобы понять природу общественного мнения, надо разобрать его основные черты и особенности.
1. Общественное мнение постоянно меняется. Оно как бы привязано к текущим событиям. Например, если вы пролистаете газеты или журналы за последние 15-20 лет, то увидите, что за этот период произошла явная эволюция наиболее значимых событий (лиц, фактов, проблем и т.д.) для российского общественного мнения. В 1989 г. - это был вывод советских войск из Афганистана (62,8% респондентов поставили это событие на первое место), а в 1992 г. - это было уже введение свободных цен (46% респондентов). В 1989 г. самым популярным человеком был М.С. Горбачев (45,6%), а в 1992 г. «человеком года» стал Б.Н. Ельцин (22%). Кто сейчас помнит о Кашпировском? А он в 1989 г. шел на третьем месте по популярности после Горбачева и Ельцина. Известно, что любое, даже самое с ног сшибающее событие может быть новостью только 8-9 дней, не более. Затем общественное мнение обязательно переключается на новое событие. Поэтому, когда ПР-специалисту или любому другому социальному технологу приходится работать над формированием общественного мнения, над поддержанием его в необходимом качестве, тогда надо обязательно учитывать его изменчивую природу, т.е. постоянно фиксировать текущее состояние, изучать закономерности возникновения и выявлять тенденции развития.
2. Общественное мнение относительно стабильно. Это вторая важная черта (особенность) общественного мнения, которая в совокупности с первой характеризует динамический процесс развертывания общественного мнения. Общественное мнение относительно стабильно, потому что, во-первых, оно основывается на схожих потребностях и интересах, распространяется посредством стереотипов и т.д. (отсюда вытекают его статические моменты), а, во-вторых, сами эти потребности, интересы, стереотипы и т.п. подвержены изменениям (отсюда вытекают его динамические моменты). Задача ПР-специалиста состоит в том, чтобы выявить статику и динамику в общественном мнении той или иной специфической аудитории и по мере возможности сформировать устойчивое, положительное общественное мнение в отношении своей организации.
3. Общественное мнение постоянно колеблется. При наложении первой и второй черты общественного мнения друг на друга появляется третья черта данного феномена, заключающаяся в отражательной природе общественного мнения и его постоянной включенности в широкий социальный контекст. Оно как бы «бежит» вслед за актуальными событиями, при этом никогда не бывает 100%-го совпадения мнений по какому-либо важному общественному вопросу. Поэтому при отслеживании общественного мнения реально всегда приходится отслеживать тенденции общественного мнения. Сами эти тенденции
186
определяются реальностью, т.е. исследователю общественного мнения необходимо выявлять детерминанты общественного мнения. Например, прежде чем размещать рекламу, необходимо выявить типовой набор личностных качеств индивидов данной аудитории (возраст, пол и т.д.), культурные факторы (географическое положение, город или село и т.д.), ценностные установки группы и т.д. Бестолку расхваливать старику, что та или иная конфета очень вкусная, ибо ребенок ест то, что вкусно, а старик то, что полезно; один в конфете найдет сладость (жизнь), а другой в этой сладости угрозу здоровью (смерть). Поэтому тот, кто хочет эффективно влиять на общественное мнение должен знать все (или хотя бы - ведущие) детерминанты его статики и динамики.
4. Не существует общественного мнения вообще, но есть общественное мнение определенных социальных групп (мнение отдельных «сегментов» общественности). Так, законодательная и исполнительная власть придают значение и ориентируются прямо на противоположные формы проявления общественного мнения. Социология общественного мнения, как правило, работает не с общественным мнением вообще (уровень социальной философии или макросоциологии), а с общественным мнением больших и малых социальных групп (социологические опросы и т.д.). Именно в таком ключе приходится работать в ПР-, рекламной и подобных видах деятельности по формированию общественного мнения.
5. Общественное мнение определяется потребностями, интересами и ценностными установками. Например, Советский Союз был ликвидирован во многом потому, что резко изменились мировоззренческие установки людей, вслед за изменением которых поменялся характер и направленность общественного мнения. После того, как был открыт «железный занавес», люди увидели богатые магазинные полки и под воздействием либерального «изма» захотели жить по-западному, не зная толком, каким трудом и бедами достигается это богатство магазинных полок. Сформировалась установка «Так жить нельзя», будем жить по-новому («как на Западе»). Затем установки снова поменялись. Трудные времена и ностальгия по «старым добрым временам» привела к корректировке первоначальной установки: давайте возьмем от старого все хорошее и откажемся от плохого в новом. Таким образом, степень распространенности общественного мнения зависит от субъекта общественного мнения, его потребностей и совокупных интересов, от остроты назревших проблем и т.д.
6. Феномен «двухступенчатого порога коммуникации». П.Лазарсфельд, К. Берельсон и др. показали, что распространение информации и ее влияние на общественное мнение происходит в два этапа: сначала через средства массовой информации информация попадает к широким народным массам, а затем «лидеры мнений» заражают своих последователей той или иной интерпретацией данной информации. Это
187
понятно, потому что по большинству вопросов (например, что из себя представляет новый политик; объективна ли реклама нового лекарства и т.п.) большинство людей не может составить собственного мнения. Людям необходимо авторитетное мнение какого-либо уважаемого человека или организации, чтобы склониться к тому или иному действию.
- Раздел I генезис теории общественного мнения в истории общественной мысли
- Глава 1 становление теории общественного мнения в истории социологии
- 1.1. Общественное мнение как предмет научного познания
- 1 Childs h.L Public Opinion: Nature, Formation and Role. Princeton, n.Y.: Van Nostrand, 1965.
- 1.3. История изучения общественного мнения в России
- 1.4. Значение теории общественного мнения
- 2. Взаимосвязь субъекта и объекта общественного мнения
- 3. Историческая эволюция общественности
- 4.История общественности России
- Тема 3 общественное мнение как социальное явление
- 3.1. Система категорий социологии общественного мнения
- 3.2. Общественное мнение как коллективное оценочное суждение
- 3.3. Общественное мнение как важный социальный институт
- 4.1. Структура общественного мнения
- 4.2. Функции общественного мнения
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- 13 Левада ю.А. Механизмы и функции общественного доверия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7.
- 4.3. Многообразие форм проявления общественного мнения как отражение его противоречивой природы
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 5. Общественное мнение и идеология
- 5.1. Идеология: природа, разновидности, функции
- 2. Системность.
- 3. Партийный характер.
- 5.2. Роль идеологии в формировании и функционировании общественного мнения
- 5.3. Взаимодействие идеологии
- Тема 7. Средства массовой информации
- 7.1. Российские средства массовой информации: современное состояние и перспективы развития
- 7.2 Место и роль средств массовой информации в формировании общественного мнения
- Глава 8 статика и динамика общественного мнения
- 8.1. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов как движущая сила эволюции общественного мнения
- 1 Cantril X. Gauging Public Opinion. N.Y., 1972. P. 226-234.
- 2 Докторов б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальна» практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные проблемы. 2004. № 3 (71). С. 58.
- 6 Дискин и.Б. Модернизация российского общества и социальный капитал // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 5-6. С. 15.
- 8.2. Статика общественного мнения. Параметры статики общественного мнения
- 9 Катлип см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник м., 2000. С.298.
- 10 Катлип с.М., Центер a.X., Брум г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Справочник. М., 2000.
- 13 Катлнп см., Центер а.Х., Брум г.М. Паблик рилейшею. Теории и практика: Справочник. М., 2000.
- 8.3. Динамика общественного мнения.
- 15 Павленок п.Д. Социология. М, 2002. С. 694.
- 17 Десять лет социологических наблюдении. М., 2003; Левада ю.А. От мнений к пониманию. М.. 2000;
- XX веке и о своих надеждах на новое столетие // www.Riisnp.Ra/rassialOo.Htm/ и др.
- 9.1. Особенности российской общественности: история и современность
- 3 Данилова е., Тарарухина м. Российская производственная культура в параметрах г. Хофштеда If Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 56.
- 4 Седов л. Моральные авторитета россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переиены. 2001. № 4 (54). С. 26.
- 5 Гордон э., Клопов э. Динамика условий и уровня жизни населения (разнонаправленные тенденции 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. № 5 (49). С. 31
- 9.2. Особенности российского общественного мнения на современном этапе
- 9 Зоркая н., Дкж н.М. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 74.
- 16 Левада ю.А. Фактор надежды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перецени. 2003. № 2 (64). С. 7.
- 23 Холодковскин к.Г. Идейно-политическая дифференциация российского общества: история и современность // Политая. 1998. №2. С. 32-33.
- 4 Левада ю.А. Свобода от выбора? Посдеэлскторальные размышления // Вестник общественного мнсню. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 9.
- 6 Парникель ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков. 1997. С. 49.
- 10.2. Возможности качественных и количественных методов в исследованиях общественного мнения
- 11 Полностью методика описана в публикации; «47 пятниц». Вып. 6 // Информационный бюллетень икси ан ссср и сса 1969. № 25.
- 12 Ядов в.А. Стратеги! социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 198.
- 10.3. Место и роль социологических исследований общественного мнения в пр-деятельности
- 13 Дшпко и.Ф. Методы социологического исследо»»™». М., 2003. С. 16-17.
- 14 Федотова л.Н. Паблих рилейшнз я общественное мнение. СПб., 2003. С. 139.
- 11.1. Место и роль традиционного метода
- 11.2. Процедура и этапы контент-анализа
- 11.3. Анализ документов в деятельности пр-служб
- 12.2. Принципы и технология проведения фоку с-групп
- 12.3. Место и роль метода фокус-групп в изучении общественного мнения
- 13.1. Место и роль опросных методов в изучении общественного мнения
- 13.2. Интервью в исследованиях общественного мнения
- 13.3. Анкетирование как вид опроса
- 13.4. Экспертный опрос
- Глава 14 анализ данных и представление результатов социологических исследований общественного мнения
- 14.2. Элементарный анализ
- 1 Татарова г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4м. 1999. №11. С. 60-61.
- 5 Ядов в.А. Стратегии социологического исследования. Описание, обысненис, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 161.
- 1 Об исчислении других сложных рейтингов см.: Электоральные социологические исследования. Кемерово, 2002. С. 28-32.
- 21 Панина н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.
- Лекция 15 мониторинг общественного мнения
- 15.1. Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
- 1. Социальная ситуация и проблемы:
- 2. Общественно-политическая жизнь региона:
- 15.2. Мониторинг общественного мнения в муниципальном образовании
- 15.3. Мониторинг общественного мнения как условие эффективного функционирования пр-служб
- Рекомендуемая литература